Крупнейшие универсальные страховщики России, несмотря на антиковидные ограничения в 2021 г., значительно улучшили показатели своего присутствия в медиаполе. Среди причин — возросшее количество финансово-экономических публикаций на фоне оживления в экономики РФ. Кроме того, прошедший год стал для страхового рынка России одним из самых удачных: сборы страховщиков на рекордном уровне впервые за последние несколько лет. При этом почти все сегменты страхования показали рост.
На возросшую медиактивность компаний повлияло участие страховщиков в обсуждении ряда реформ, к которым приступил Центробанк РФ и страховое сообщество в 2021 г. Отмечен значительный рост корпоративных инфоповодов. Среди них IPO «Группы Ренессанс страхование», переформатирование бизнеса «Сбербанк страхования» в универсального страховщика (которое, очевидно, приведёт к созданию гиганта на рынке страхования).
Новая актуальная тема — ESG-стандарты деятельности компаний — также добавила инфоповодов для новостей. В прошедшем году страховщики начали активно анализировать ESG-повестку, которая, по всей вероятности, серьёзно усложнит ведение страхового бизнеса.
Первое место в рейтинге медиаприсутствия СКАНа по итогам 2021 г. заняла компания «АльфаСтрахование», набравшая 34 435 упоминаний в СМИ по сравнению с 27 511 годом ранее. На втором месте — «Росгосстрах», получивший 22 851 упоминаний против 16 794 и третьего места на подиуме в 2020 г. На третьем — группа «СОГАЗ» с 19 980 упоминаниями (14 781 и четвертая позиция в 2020 г.).
В рейтинге охвата-2021 первое место занял «Росгосстрах» c потенциальной аудиторией 144,3 млн (128,2 млн и второе место в рейтинге охвата в 2020 г.). На второй позиции «СОГАЗ» с результатом 124,0 млн (116,5 млн и 4 место в рейтинг годом ранее). Третье место, как и в 2020 г., удерживает «Ингосстрах», собравший почти 119 млн читателей (127,7 млн в 2020 г.).
В рейтинге индекса заметности по итогам года сменился лидер. Теперь это «Росгосстрах», улучшивший показатель по итогам 2020 г. на 14%. Второе место в тройке лидеров у «Ингосстраха» (+34%), третье у прошлогоднего лидера рейтинга компании «АльфаСтрахование» (-10%).
Наиболее заметные инфоповоды 2021 г., связанные с «АльфаСтрахованием»:
- Страховщики назвали самые угоняемые автомобили февраля в России (в новостях часто упоминается экспертная оценка компании).
- В Петербурге задержали двух бойцов ММА за драку с топ-менеджером страховой компании.
- Для непривитых могут подорожать ипотечные и потребкредиты (в новостях используется экспертная оценка компании о страховках при выдаче кредитов, которые могут подорожать для непривитых).
- «Росгосстрах» вернёт 400 тыс. р., ранее взысканные с матери сбитого поездом ребёнка в Московской области.
- Страховщики назвали микроавтобусы самым опасным видом общественного транспорта (исследование экспертов компании).
- ЦБ выставляет банк «Открытие» на продажу («Росгосстрах» входит в группу банка «Открытие»).
- Родственники погибших в крушении Ту-154 под Сочи обратились в ЕСПЧ (страховая компания в новостях упоминается, как один из ответчиков по делу, которое рассматривал Мещанский суд Москвы).
- «СОГАЗ» вновь выиграл право страхования катастрофических рисков «Росэнергоатома» за 3,3 млрд р.
- «СОГАЗ» получил бывшую долю Абрамовича в «Первом канале».
Главные темы публикаций в страховом секторе 2021 г.:
- Отмена обязательного техосмотра для оформления полиса ОСАГО.
- Минфин собирается внести изменения в систему ОСАГО, увеличив выплаты за ущерб жизни и здоровью в четыре раза и запретив страховщикам учитывать износ автомобиля при расчёте выплат.
- Страховщики жизни обеспокоены чрезмерными вмешательством ЦБ в содержание программ и в принципы андеррайтинга — ВСС.
- ФАС хочет позволить клиентам самостоятельно выбирать страховую при кредитовании.
- Группа «Ренессанс страхование» объявила о намерении провести IPO.
- Более половины убытков по ОСАГО за 11 месяцев 2020 г. было оформлено с использованием европротокола.
- ЦБ РФ отозвал лицензию на осуществление страхования у ПАО «АСКО-Страхование».
- «РЕСО-Гарантия» подтвердила контракт с Саркози, ему уже более полутора лет.
- Российские страховые компании зафиксировали рост покупок гражданами полисов от укусов клещей.
- Клиенты «Музенидис Трэвел» получат за отменённые туры в Грецию по 3-5 тыс. р. на человека.
- Автомобили белого и черного цветов признали самыми угоняемыми в России.
Страхование жизни
Тройка лидеров-страховщиков жизни в рейтинге СКАНа по итогам 2021 г. не изменилась: первое место заняло «Сбербанк страхование жизни», получившая 8 597 упоминаний (10 529 в 2020 г.), на втором — «Росгосстрах Жизнь» с 4 078 упоминаниями (5 202 годом ранее), на третьем — «Капитал Лайф Страхование Жизни», получившая 3 969 упоминаний против 2 995 в 2020 г.
В рейтинге охвата «Сбербанк страхование жизни» занял первую позицию — 69,4 млн потенциальных читателей (82,3 млн и второе место в 2020 г.). Второе место занял «Росгосстрах Жизнь», набравший почти 66,2 млн читателей (82,39 млн, первое место в 2020 г.). На третьем месте — «Ингосстрах-Жизнь» с аудиторией 38,7 млн читателей против 41,7 млн в предыдущем году.
«Сбербанк страхование жизни» снова на первом месте в рейтинге заметности страховщиков жизни по итогам года. При этом компания улучшила индекс заметности в 2021 г. более чем на 11% по сравнению со значением 2020 г. Второе место заняло «Капитал Лайф Страхование Жизни», улучшившее показатель на более чем 11%. На третьем месте — компания «Росгосстрах Жизнь», которая, напротив, ухудшила показатель на 33%.
Наиболее заметные инфоповоды 2021 г., связанные со «Сбербанк страхованием жизни»:
- Россияне приготовились к снижению зарплат (опрос компании «Сбербанк страхование жизни»).
- Молодые россияне становятся материально независимыми от родителей в среднем в 26 лет (Результаты социологического исследования компании).
- Россияне подсчитали расходы на будущее детей (опрос компании).
- Сбербанк выяснил, какие компании чаще всего страхуют своих сотрудников (исследование компании).
- Названы наиболее обеспокоенные из-за коронавируса регионы России (опрос специалистов компании «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие»).
- Большинство россиян оказались без сбережений в кризис (социологическое исследование, выполненное по заказу страховой компании «Росгосстрах Жизнь»).
- Песков назвал некорректными данные о падении доходов жителей России (официальный представитель Кремля оценил результаты опроса компании «Росгосстрах Жизнь» и центра «Платформа», которые показали, что почти у половины жителей России доходы во время пандемии коронавирусной инфекции и экономического кризиса в последние месяцы упали до 15 тыс. р. и ниже).
- Глава Верховного суда вмешался в спор Евгения Гинера и «Росгосстраха».
- Страховщики рассказали, сколько они могут заработать за год. Опрос РИА Новости, в котором московский консультант компании «Капитал Лайф Страхование Жизни», рассказал о своём заработке в 2020 г.
- Страховая компания Гинера («Капитал Лайф Страхование жизни») подала иск к «Росгосстраху» на 12 млрд р.
Главные темы публикаций по страхованию жизни в 2021 г.:
- Банк России намерен ужесточить минимальные требования к страховщикам, которые продают клиентам сложные продукты — полисы инвестиционного и накопительного страхования жизни. Одна из идей — возврат денег передумавшим потребителям.
- ЦБ РФ рекомендовал страховщикам не предлагать полисы ИСЖ «неквалам».
- В Центробанке начали борьбу с нечестными продажами банковских продуктов.
- Минфин России разработал законопроект, в котором предлагается заменить инвестиционное страхование жизни долевым, повысив его прозрачность для потребителей. Инвестиционная часть премии в ДСЖ будет отделена от страховой и подпадет под регулирование инвестиционного законодательства.
- Банк России планирует в ближайшее время направить на регистрацию в Министерство юстиции документ, вносящий изменения в стандарты добровольного страхования жизни. После вступления новых норм в силу регулятор ожидает сокращения объема премий в страховании жизни в краткосрочной перспективе.
- Объём рынка страхования жизни по итогам 2021 г. увеличится на 21% относительно 2020 г. и достигнет 521 млрд р.
- Страховщики разменяли инвестиции на накопления. В 2020 г. взносы граждан по полисам накопительного страхования жизни выросли на четверть. Продажи этих продуктов, включающих инвестиционную составляющую, стали одним из драйверов роста рынка на фоне снижения ставок по вкладам.