Возможно ли застраховаться от плохого закона

08:24
22
Кирилл Гацалов
руководитель, Страховое право

За 12 лет работы в страховой отрасли я нередко спрашивал себя: почему наше страховое законодательство совершенствуется так медленно и по многим вопросам до сих пор остается правовой вакуум?

Мы заметно отстаем от других стран. Например, в Казахстане и Армении действует институт страхового (в Армении – финансового) омбудсмена, у нас — нет. В Беларуси с 2000 г. государство может участвовать в восстановлении платежеспособности страховщика – у нас такая возможность появилась лишь в июле 2010 г. и на практике так и не работает. Почему так долго обсуждаются причины нераспространения закона «О защите прав потребителей» на страхователей? Почему высшие суды не могут добиться изменения законодательства для снижения огромного количества страховых споров?

Наверное, дело в том, что возможность лоббирования законов есть только у крупных страховщиков и у госорганов. Причем часто их интересы не совпадают – ни между собой, ни с интересами остальных игроков. Вспомним, к примеру, новый закон об ОМС, несогласие с которым страховщики высказывали уже после его принятия, или острые дискуссии вокруг законопроекта о сельхозстраховании. Да и системообразующий закон об организации страхового дела в 2003 г. оказался внезапной проблемой для многих. Между тем, здравые идеи государства терпят провал – как, например, инициатива Минфина о создании госкомиссии по урегулированию страховых споров, раскритикованная ВСС в 2007 г.

Представляется, что прогрессу в развитии страхового законодательства способствовало бы следующее:

  • придание статуса средневесового игрока представителям разных заинтересованных сторон: например, институту консьюмерских организаций и объединениям страховых посредников, а не только крупным страховщикам в лице ВСС и РСА;
  • создание межведомственной комиссии по страховому законотворчеству с участием органа страхнадзора, Минфина, Минэкономразвития, ФАС и вышеперечисленных негосударственных объединений;
  • привлечение к законотворчеству не безымянных разработчиков (по недавнему примеру МЧС), а авторитетных профессионалов в области страхового дела и права.

И, конечно, любая законодательная инициатива обязательно должна выноситься на общественный суд для сбора и последующего учета полезных замечаний. Как было, например, с недавним обсуждением закона «О полиции».

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
22 комментария
22 комментария
  • censor
    11:14

    Хотелось бы знать, насколько эффективно действует аппарат омбудсмена в Армении и Казахстане, что-то я сомневаюсь в их эффективности. А то у нас уж есть свой финансовый омбудсмен, толку от которого пока мало.

  • Мама Анархия
    11:39

    Все это правильно. Но в результате чего вдруг крупные страховщики или госорганы вдруг добровольно откажутся от своих лоббистских возможностей? Стыдно что ли станет?

  • пани Ирэна
    14:03

    Существует лоббизм дикий и цивилизованный. У нас — угадайте, какой!
    Первый тормозит развитие законодательства в сторону учета интересах общества
    А второй, не забывая про свой карман, мирится с тем, что есть и другие участники рынка, потребители и т.д.
    Вот и автор статьи, юрист, между прочим, об этом и пишет. Но — вежливо.

  • Демьян Богатый
    14:31

    Кирилл, и все-таки, как придать, создать и привлечь?

  • Кирилл Гацалов
    00:34

    Уважаемым собеседникам комментарии на комментарии:

    censor
    В данных республиках институт омбудсмена работает несколько лет и, в Казахстане, на мой взгляд, оправдывает себя (если не ошибаюсь, количество урегулированных им дел считается в год сотнями, что уже неплохо).… все начинается с малого.

    Мама Анархия, а также Пани Ирэна
    Мне вспомнилась сценка, которую увидел в Таиланде. Когда туристы с катера бросали фрукты обезьянкам на скале. И все фрукты уходили к самым крупным и наглым самцам, отнимавшим все подряд. А слабым доставался фрукт, если он прилетал им буквально в руки.
    Вот так примерно и на рынке работает природный закон — естественно, что крупные страховщики и госорганы будут лоббировать свои интересы. Но при этом появление молодых и окрепших «обезьянок» точно заставит делить фрукты и более осторожно лоббировать свои интересы.
    В разных странах консюмерские организации имеют значительный вес и их инициативы по внесению поправок в интересах потребителей в законодательство учитывают.

    Демьян Богатый
    Наверное, я применил не очень правильное слово «придать статус». Под этими словами подразумевается самосозревание общественных организаций по защите прав потребителей и их укрепление, усиление их влияния. что, в свою очередь, позволит им активно выдвигать законодательные инициативы, вести общественный контроль и активно взаимодейстовать с госорганами. Чтобы быть услышанными, голос должен быть громким. А у нас… Попытался зайти на сайт Фонда защиты прав страхователей, учрежденный давно и уважаемыми специалистами. А сайт на реконструкции. Надеюсь, реконструкция связана с усилением деятельности данного фонда.
    Также, думаю, повысится значимость объединений страховых посредников, Общества страховых юристов, Гильдии страховых актуариев

  • Кирилл Гацалов
    00:43

    Дополнительно для censor:
    У нас финансовым омбудсменом называют того, кто был выбран Асооциацией российских банков.
    С названием «финансовый», полагаю, поторопились уважаемые банкиры — лучше бы назвали «банковский», так как его функции предусматривают только рассмотрение межбанковских споров, споров банков с их клиентами.
    Страховыми спорами данный омбудсмен не занимается.

    В свою очередь, в Армении деятельнгость института финансового омбусдмена распространяется не только на споры в банковской, но и страховой, других областей финуслуг.

    Кроме того, данный омбудсмен при АРБ «действует „на договорных началах“ между банками — членами АРБ, подписавшими соответствующее соглашение». Госорганом не является.

    Хотя в любом случае банкирам стоит похлопать в ладоши.

  • Sementsov Aleksandr
    20:15

    Кирилл… ты поднял настолько больную тему, что передать не могу.
    ВСС — это всероссийский союз ради союза. Организация, которая не оправдывает возложенных на нее надежд, ну и лоббирует только свои финансовые интересы. Щас я по этому поводу в посте Маркарова напишу депешу, пусть усть знают свое место в жизни.
    Согласен с тобой по поводу того, что законотворчество у нас какое-то уродливое, как будто законы пишут не для того что бы регулировать страховое поле, создать порядок в отношениях и вывести страхование в ранг надежных финансовых институтов, а хотят создать среду в которой как на гладиаторских боях, все друг друга поубивают, а раненых государство добьет.

  • Кирилл Гацалов
    22:23

    Sementsov Aleksandr

    Знаешь, что у меня вызывает ухмылку? То, что когда я поднимаю больные темы, особенно «неудобные» крупным страховщикам, они на данные темы не реагируют ). Как, например, тема о том, что надо вводить спецнеустойку за неисполнение в срок страховщиками обязательств, или тема о правилах страхования «уведомить нельзя регистрировать».

  • Sementsov Aleksandr
    10:46

    Кирилл, а серьезные темы которые грозят страховщику, его не интересуют. Ты же по сути угрожаешь их финансовому состоянию и вступление в полемику для них равносильно подливанию масла в огонь, какую бы позицию они не занимали. Поэтому они молчат. Мы то тут между собой побухтим, повозмущаемся да и забудем или успокоимся, а если подключится какой-то страховщик, то мы на него сначала всех собак спустим, потом за других возьмемся, кто знает какая реакция в обществе пойдет. Для страховщика ни чего хорошего не будет, только негатив. А так отмолчались, отсиделись, сделали вид что проблемы не видят и темы для диалога нет.

  • Bismark
    11:53

    Кирилл, хорошая статья. И как заметил Sementsov Aleksandr «между собой побухтим, повозмущаемся да и забудем или успокоимся»
    Но тем не мене эти темы надо поднимть. Звять к примеру тему про ДГО, по моему ее Nimfa поднял, потом ее модератор в отдельную тему выделил. Шаг маленький — но вперед.

  • Кирилл Гацалов
    12:25

    Bismark

    Спасибо за отзыв. Согласен, что даже не имея, будучи простонародцами ), на сегодняшний день влияния на законотворческий процесс, нужно пользоваться возможностями Интернета в лице АСН как ведущего страхового портала, чтобы поднимать среди профессионалов на обсуждение больные и давно созревшие вопросы.

  • Bismark
    15:52

    Может быть порталу предложить ввести новую тему, страничку, блог, на следующий предмет: как только некая инициативная группа вносить в парламент, президенту, премьеру и т.д. новые изменения, законы, постановления связанные со страхованием — СРАЗУ же выносить на обсуждения к нам — на разгром. Причем в таком виде, обсуждаемые нами темы можно было бы анализировать, систематизировать, где то проголосовать. И эту информацию опять же передать, отдать, отвести, законодателям. А вот кто это передаст,… я думаю желающие найдутся.
    Я понимаю что это все сложно и долго, ну начинать то надо когда то.

  • Виталий Богданов, АСН Администратор
    16:03

    Уважаемый Bismark,
    по сути, мы так и делаем: как только что-то вносится или предлагается, так сразу выходит новость АСН об этом. Дать свою оценку произошедшему можно:
    — прямо под новостью в разделе «Новости»;
    — выступив с речью в «Блогах» :)
    — выступив с речью в «Страховом сообществе».
    Этого недостаточно? Тогда что конкретно, с Вашей точки зрения, мы могли бы сделать, чтобы было удобнее, лучше, эффективнее?

  • Кирилл Гацалов
    16:47

    Виталий!

    Кстати, для удобного обсуждения сообществом страховых профессионалов всевозможных проектов — от нормативно-правовых актов до страховых продуктов — была бы удобна, на мой вгляд, рубрика вроде «Обсуждение правовых и нормативных актов, связанных со страхованием».

  • Кирилл Гацалов
    16:48

    вышесказанным выражаю согласие с Bismark

  • Виталий Богданов, АСН Администратор
    16:52

    Кирилл, Bismark,
    а этот механизм разве не отвечает заявленной цели:
    http://www.asn-new...
    При этом особо интересные обсуждения / материалы мы можем подсвечивать и выносить в баннеры, дабы собрать как можно больше мнений.
    Если же не отвечает / недостаточно отвечает, то что конкретно еще нужно, с Вашей точки зрения?

  • Кирилл Гацалов
    13:31

    Виталий!

    Действительно, подраздел «Страховое законодательство» в разделе «Страховое сообщество» имеют ту основную цель. которую с Бисмарком мы обсуждали.
    И давно хочется сказать спасибо порталу за внимание к вопросам правового характера, в т.ч. аспектам, как закон, судебные прецеденты.

    При этом предлагаю рассмотреть вопрос о добавлении в рубрику «Страховое законодательство», которая идет в форме блога следуюющих опций:
    1. прикрепление файла с текстом обсуждаемого проекта или ссылки на страницу (в т.ч. с чужих сайтов (ГосДумы и т.п.), на которых можно ознакомиться с законопроектом;
    2. выделение ключевых тезисов (некой аннотации), которые повзоляют читателю данной рубрики быстро и легко понять, в чем смысл обсуждаемого законопроекта, в т.ч. спорные вопросы.
    3. по серьезным актам создать где-нибудь внизу табличку опроса или голосования. где читатель может выразить свое отношение к законопроекту. К примеру, вопрос «Готов ли законопроект к принятию и введению или требует доработки?» с табличкой голосования или типовыми ответами на выбор.

    С уважением, Кирилл

  • Виталий Богданов, АСН Администратор
    17:43

    Кирилл,
    вот пример реализации пунктов 1 и 2: http://www.asn-new...
    Целесообразность реализации пункта 3 пока вызывает сомнения. Давайте сначала посмотрим, много ли будет желающих голосовать / выражать мнение по таким вопросам.

  • Кирилл Гацалов
    12:50

    Виталий!

    Спасибо за пример — сейчас перейду туда и выскажу мнение.

  • Bismark
    13:32

    Виталий, вот о тех трех пунктах которые сформировал Кирилл я и говорил, точно цель

  • Bismark
    13:33

    Кирилл!
    Я думаю что мы поняли друг друга

  • Кирилл Гацалов
    18:34

    Bismark

    Согласен ). Надеюсь остальные поймут нас и будут активно участвовать в обсуждении законодательных вопросов ))

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля