Страхование грузоперевозок в 2025 г.: от компенсации ущерба к управлению рисками

Для компаний, работающих с большими объёмами сборных грузов, критически важна автоматизация страхования, пишет в блоге для АСН гендиректор страхового брокера Zunami Андрей Сабитов.

10:00
На фото Андрей Сабитов.
Рынок грузоперевозок становится все более сложным и требовательным к участникам. По данным исследования Data Insight и Брокер Zunami, селлеры теряют в среднем 17% от оборота из-за различных рисков при перевозке. При этом традиционное страхование, фокусирующееся только на физическом ущербе, уже не решает ключевых проблем бизнеса. Усложнение логистических цепочек, рост требований к срокам доставки и увеличение стоимости ответственности за нарушение обязательств требуют нового подхода к управлению рисками.

Почему классическое страхование больше не работает

Если раньше основной задачей было защитить груз от повреждения или утраты, то сегодня бизнес несет существенные потери из-за рисков, которые классическое страхование не покрывает. Так, 29% селлеров маркетплейсов регулярно сталкиваются с возвратами товара, 26% — с повреждениями во время доставки. То есть косвенные расходы для такого продавца не менее болезненные, чем прямые потери при несохранной перевозке. Для крупных перевозчиков, доставляющих грузы в торговые сети, реальные убытки часто связаны не столько с физическим ущербом, сколько со штрафами торговых сетей за нарушение сроков, срывами поставок и необходимостью переадресации грузов.

Особенно остро эта проблема проявляется в сезон высокого спроса, когда доля проблемных заказов может вырасти на 6-8 процентных пунктов. При этом традиционные страховые продукты не учитывают сезонность и не предлагают повышенного покрытия в периоды пиковых нагрузок.

Например, руководитель отдела ценообразования и поддержки продаж «Скиф-Карго» Оксана Чернышева отмечает, что все большую популярность набирает страхование сроков доставки в федеральные сети с возмещением убытков в виде штрафов от торговых сетей. Оно дисциплинирует перевозчика и стимулирует к изменению ряда бизнес-процессов, чтобы минимизировать риск опоздания к конечному получателю груза.

«Когда есть понимание, что любой страховой случай рассматривается в поисках виновного в произошедшем, то предпринимаешь все действия, чтобы снизить количество случаев со своей виной. В компании был произведен анализ причин опоздания, выявлены системные ошибки и изменены графики движения и бизнес-процессы, чтобы минимизировать риск опоздания к конечному получателю груза», — пояснила Оксана Чернышева.

Новые возможности для транспортных компаний

Транспортные компании сегодня могут использовать страхование как инструмент повышения качества сервиса, дополнительно зарабатывая на этой услуге. Предлагая клиентам страховые услуги, они не просто перекладывают риски на страховщика, а получают возможность управлять клиентским опытом через гарантии качества и скорости обслуживания или быструю страховую компенсацию при отклонении от заданных параметров.

Раньше компании создавали собственные фонды для урегулирования убытков, замораживая значительные средства, либо ограничивались базовым страхованием ответственности перевозчика. Первый подход требовал отвлечения оборотного капитала и не гарантировал достаточности средств при серьезных убытках. Второй оставлял без внимания множество рисков, с которыми сталкиваются грузовладельцы.

В настоящее время они могут предложить клиентам приобрести комплексную защиту, включающую как страхование груза, так и компенсацию косвенных убытков по справедливой цене. Это особенно важно в условиях, когда маржинальность транспортного бизнеса снижается из-за роста операционных расходов и усложнения логистических цепочек.

Цифровые решения для разных масштабов бизнеса

Для компаний, работающих с большими объёмами сборных грузов, критически важна автоматизация страхования. Когда в одной машине перевозятся десятки отправлений, а ежедневный поток исчисляется тысячами объектов страхования, без цифровизации процессов работать невозможно.

Показательный пример такого решения — недавно анонсированный сервис страхования для селлеров Wildberries, реализованный Страховым брокером Zunami совместно с «АльфаСтрахованием» с использованием цифровой платформы Zunami One от компании «Инносети». Страховое покрытие распространяется как на риски повреждения или утраты товара при транспортировке или обработке на складе, так и на затраты по обратной логистике при отказах или возвратах.

Такие платформенные решения позволяют не только оформлять страховые полисы, но и управлять всем процессом урегулирования убытков в цифровом формате. Это существенно сокращает время на обработку документов и ускоряет получение страхового возмещения.

Гибкие решения для сложных логистических цепочек

Современная логистика редко ограничивается одним видом транспорта. При перевозке из Китая морем, последующей железнодорожной транспортировке и финальной доставке автотранспортом риски на каждом этапе существенно различаются. В таких условиях оптимальным становится подход, позволяющий настраивать страховое покрытие под каждый этап. 

Подобная гибкость позволяет оптимизировать затраты на страхование, концентрируя защиту там, где риски максимальны, и минимизируя покрытие на более безопасных участках маршрута.

Скорость урегулирования как конкурентное преимущество

Для компаний, работающих с микропредприятиями, скорость урегулирования убытков напрямую влияет на лояльность клиентов. Современные страховые решения позволяют автоматизировать процесс урегулирования, сократив до минимума время от страхового случая до выплаты.

При этом важна не только скорость, но и прозрачность процесса. Клиенты должны четко понимать, какие документы требуются, в какие сроки будет принято решение и когда произойдет выплата. Это помогает выстраивать долгосрочные отношения и повышает доверие к страховым продуктам.

Что дальше?

Рынок продолжит двигаться в сторону комплексных решений, где страхование интегрировано в общий процесс управления логистикой. Уже сейчас важно:
  • Грузовладельцам — оценить реальную структуру своих логистических рисков и убытков.
  • Транспортным компаниям — рассмотреть страхование как инструмент повышения качества сервиса.
  • Цифровым платформам — задуматься об интеграции страховых продуктов в свои решения.
Будущее за теми, кто сможет предложить рынку не просто страховку, а комплексное управление рисками на всех этапах логистической цепочки. При этом ключевыми факторами успеха станут гибкость настройки страхового покрытия, скорость урегулирования убытков и удобство цифровых инструментов для работы со страховыми продуктами.

Блог подготовлен на основе совместного исследования Data Insight и Брокер Zunami «Селлеры на маркетплейсах: факторы, ограничивающие работу на площадках, и страхование рисков», октябрь 2024 года. В исследовании приняли участие 797 селлеров маркетплейсов, которые продают более трех месяцев и имеют суммарный месячный оборот от 300 тысяч рублей.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля