Трудно было сомневаться, что затронутая в предыдущем посте тема, связанная с кадровыми проблемами, будет замечена. Спасибо за конструктивное участие в дискуссии. Безусловно, подобные проблемы есть и в других сферах бизнеса, но мы работаем в страховании, и поэтому поговорим о наших специфических моментах.
Согласен, что очень многое зависит от того, как рынок развивается, кто и как занимается его продвижением к новым услугам, новым стандартам качества. Что ж, давайте на ближайших страховых конференциях об этом поговорим и после выборного межвременья сделаем рабочий вариант развития рынка с понятными целями и задачами, чтобы можно было «пощупать» итоги и спросить с ответственных.
Категорически не согласен с выводом о том, что имидж страховщика резко упал. Думаю, что в девяностые годы прошлого – начале нынешнего века о страховании почти забыли, потому что страхование – это доверие, это надежность. Говорить о надежности и доверии к страхованию, когда нет доверия к финансовым институтам в целом, довольно сложно. Страховщики сначала определялись со своим местом в системе ценностей каждого человека, предприятия. А теперь доказывают, что страхователи заплатили адекватную цену за страховку. Если еще 7–8 лет назад по той же теме ОСАГО была куча вопросов, то теперь осталось ровно два: размер и срок выплаты. Нам есть над чем работать! Очень многие проблемы решаются, если есть квалифицированные кадры, иногда даже грамотное разъяснение деталей страхового события помогает страхователю.
И еще, по поводу имиджа: не надо драматизировать ситуацию. С точки зрения потребителя, страховщик по наличию к нему вопросов, претензий не сильно отличается от работника ЖКХ, чиновника муниципалитета (никого не хочу обидеть!). Огромное значение имеет разъяснительная работа, если хотите – активный «ликбез» по страхованию. Давайте определимся с тем, что надо знать страхователю о нашем бизнесе и как мы этого добьемся (сроки, ресурсы).
Что касается подготовки кадров. Нам не обойтись без целевой подготовки или распределения студентов под конкретные заказы от бизнеса. Может быть, есть смысл эту работу начать с того, чтобы была такая профессия – страховщик, а не обезличенный экономист, финансист. В этом вопросе обойтись одними корпоративными университетами, разовыми ресурсами не удастся. У нас есть своя программа взаимодействия с вузами, но одной этой программой проблемы рынка не решить. Ведь недостаточно преподавать страхование только будущим страховщикам, нужно, чтобы азы страхования получили и представители других отраслей – нефтяники, металлурги и пр. – те, кто в дальнейшем будет формировать спрос на услугу. А этот вопрос уже гораздо шире, чем подготовка кадров для страховой отрасли. При этом не приходится надеяться и на то, что страховщики договорятся между собой хотя бы в вопросе подготовки кадров и будут действовать сообща: сразу возникнут споры вокруг того, кому это больше нужно.
Теперь по поводу соответствия заработной платы отдаче от работы сотрудника. У меня нет, да и не может быть окончательной удовлетворенности от того, как сейчас мы мотивируем сотрудников, – это непрерывный процесс. Важно объяснить людям, почему ситуация по зарплате и мотивации складывается таким образом и где точки применения наших сил. В этом вопросе огромна роль акционеров, которые должны гарантировать стабильность в этом процессе, а также представлять реальную картину бизнеса. Сейчас разговоры о том, что ряд компаний любой ценой наращивают обороты, скупают клиентов, сотрудников, так как завтра будут проданы каким-то инвесторам и акционеры заработают, являются некомпетентной ерундой. Если отбросить экзотику, то убыточный бизнес никому не нужен. В ближайшее время новых «золотых вершин» страхование не покорит, и поэтому нужна кропотливая работа, а не прыжки из компании в компанию. Чтобы не уходить в общие рассуждения, предлагаю решать конкретные вопросы в рабочем порядке (все мои контакты известны).
Согласен, что любой топ-менеджер должен – именно должен! – быть и учителем, и наставником. Для меня эта тема находится уже в другой плоскости – более трех лет назад я организовал кафедру «Страховое и банковское дело» в Российском государственном торгово-экономическом университете, где и пытаюсь практически работать в этом направлении.
Если кратко резюмировать, то в любом случае по кадровым вопросам надо говорить внутри и вне страхового сообщества, надо готовить к весне 2012 года достижимый план развития рынка страхования, надо экономическую ситуацию страхового рынка сделать платформой договоренности по основным правилам игры. Или, если мы не готовы искать решение сообща, давайте не делать ничего. Пусть каждый поступает по совести – и будь что будет.
Пара мыслей…
Пока имеющаяся система подготовки кадров для страховщиков — это подарок бизнесу от государства.
Т.к. никаких усилий по её развитию страховое сообщество не предпринимает.
Комитет ВСС по подготовке кадров благополучно умер лет пять назад.
Никаких требований к выпускникам, перечня компетенций, утверждения типовых стандартов со стороны страховщиков не было и в помине.
С переходом на бакалавров — магистров вообще постепенно есть шанс всем кафедрам умереть.
В ВУЗе будет парочка препов, которые читают страхование и всё.
Как умерла в своё время кафедра страхования в МЭСИ и осталось там полтора инвалида.
А кафедры не умеют и не хотят продавать своих выпускников, свои услуги и возможности.
Если они вообще что-то умеют, т.к. читают там страшно далёкие от рынка спецы, не знающие
реалий (только на днях в одном ВУЗе слушал ведущего доцента, которая не представляет реальной ситуации вообще).
Не дай бог произнести слово «страховой агент» на кафедре — Вас сразу закидают тазиками…
Так что скоро страхование как учебный предмет и специальность для кафедры может вообще исчезнуть.
Игорю Жуку — большой респект. Много чего сделал для всего рынка, за одно ОСАГО уже должен войти в историю страхования. И сейчас видно, много чего делает, а главное такое ощущение, что действительно не безразличен к будущему отрасли.Таких бы рынку побольше
Женик, полностью согласен.
знаю один очень хороший ВУЗ Московский, где на кафедре страхования вообще недобор студентов ежегодный, кроме того аспи рантов на страхование вообще не идет. так откуда взяться грамотным специалистам? общался с некоторыми преподавателями страхового дела, так они же не практики, а теоретики и то не знают тенденций страхования и откуда «ветер перемен дует». Часто обращаются за уточнением к аудитории, повышающей квалификацию, за уточнением или пояснением…
За «Державу» обидно )
а вот Игорь Жук взял бы, да и прокатился бы с акцией по Вузам, например в дни открытых дверей, с пропагандой страховой отрасли и, возможно, как предложение, с трудоустройством (пусть и в РГС) тех, кто закончит без троек или у кого окажется рационализаторнее диплом и т.д. полагаю это будет действеннее, чем всякого рода конференции и семинары в узком кругу.
трудоустройство, да еще и в престижную компанию — это стимул в наше время, поверьте.
Коллеги, а что действительно некуда пойти в магистратуру на страхование?
совсем-совсем?
Что захотелось фундаментальных знаний и так вы меня огорчаете.
Я думаю, ключевая фраза здесь:
«У меня нет, да и не может быть окончательной удовлетворенности от того, как сейчас мы мотивируем сотрудников».
Так что-то делается для того, чтобы удовлетворенность эта появилась?
tolchaeva, пойти есть куда, только спросом не пользуется данное направление.
это хорошо, что хочется знаний
вопрос в другом, что людям неинтересно, престиж упал…
Klakson
а можно озвучить куда стоит идти за знаниями, а не за корочкой?
интересует второе высшее или магистратура.
Хорошая идея «ликбеза» для страхователей. Чем яснее и прозрачнее для клиента будет схема, тем выше будет доверие к страховщикам.
Зашел на сайт РГТЭУ http://rsute.ru/AB...
Там Вашей кафедры нет, это как?
Очень нужная идея — необходимо давать основы страхования металлургам, бухгалтерам, пекарям и т.д.
Потенциальный страхователь должен четко понимать что и за какие деньги он покупает, а главное сколько и почему это стоит. Тогда не будет недоумения при наступлении страхового случая и нарастающего как следствие нигилизма по отношению к слову «страхование». Сейчас массовый страхователь условий не знает, или знает то, что ему сказал агент (иногда сам мало понимающий детали продукта — главное продать), получает возможно обоснованный отказ в выплате, плюет и больше его в страхование иначе как через обязаловку не затащишь. Что мы собственно и можем наблюдать.
Для построения цивилизованного перспективного рынка просвещение — это необходимое условие развития.
Другой стороной медали может стать то, что заниматься урегулированием убытков с подкованным страхователем значительно сложнее. Но это в целом тоже весьма позитивный момент — с выживанием за счет урезания выплат всеравно придется прощаться
tolchaeva,
думаю, не стоит озвучивать. в одном случае это будет рассчитано, как пропаганда какого-либо ВУЗа, в другом случае могу неоправданно, возможно, оклеветать.
Но второе образование и магистратура подразумевают самосовершенствование, задача преподавателя-указать правильное направление и «поддерживать, чтобы не упал».
Игорь Николаевич, Вы все правильно говорите!
Абсолютно согласна с
«И еще, по поводу имиджа: не надо драматизировать ситуацию. С точки зрения потребителя, страховщик по наличию к нему вопросов, претензий не сильно отличается от работника ЖКХ, чиновника муниципалитета (никого не хочу обидеть!). Огромное значение имеет разъяснительная работа, если хотите – активный «ликбез» по страхованию. Давайте определимся с тем, что надо знать страхователю о нашем бизнесе и как мы этого добьемся (сроки, ресурсы).»
— Только вот, по моему мнению, определиться СООБЩА, увы, не получится. Это не пессимизм, а реализм, скорее. Тут прийдется соло исполнять.
«Что ж, давайте на ближайших страховых конференциях об этом поговорим и после выборного межвременья сделаем рабочий вариант развития рынка с понятными целями и задачами, чтобы можно было «пощупать» итоги и спросить с ответственных.»
— От всей души желаю, чтобы Вам это удалось!
И еще добавлю: квалифицированные кадры — это, безусловно, очень важно. Но не менее важно наличие грамотных руководителей (всех уровней). Для руководителей, как известно, недостаточно только профессиональных знаний. Нужно еще умение работать с людьми, наличие организаторских способностей и т.д. На практике, зачастую, руководители отделов (подразделений) отличаются от рядовых сотрудников только названием должности, зарплатой и иногда гонором. При таких обстоятельствах любая здравая и интересная идея будет похоронена.
Удачи Вам во всех начинаниях!
С уважением,
В чем согласен с уважаемым автором — так это в части первых 3-х абзацев его поста:
— развитие рынка идет, страхователи начали понимать, какое значение имеет страхование, зачем товар этот нужен.
Труться руки в отношении:
«И еще, по поводу имиджа: не надо драматизировать ситуацию. С точки зрения потребителя, страховщик по наличию к нему вопросов, претензий не сильно отличается от работника ЖКХ, чиновника муниципалитета (никого не хочу обидеть!).»
Смысл фразы звучит практически: «не так все уж плохо, так как есть товарищи из других отраслей не лучше нашего себя ведут»…
Насчет образования в области страхования.
Хотелось бы поподробнее узнать мнение автора (может, в виде отдельного поста), не обобщенно, а конкретно, какими он видит задачи, действия, программу действий, которые необходимо провести, с чьим участием, чтобы органзовать системную и качественую подготовку кадров для страховой отрасли, каковы успехи и планы дальнейшего развития кафедры «Страховое и банковское дело» в Российском государственном торгово-экономическом университете. А то слишком обобщенно все звучит, в т.ч. название поста.
В любом случае хочется выразить респект автору за усилия в развитии страховых кадров
Я думаю, что искать совершенную мотивацию для работающих в страховании можно очень — очень долго, но надо ли? Оказывать услуги, в которых обыватель не нуждается (я работаю агентом по добровольному страхованию жизни и здоровья) не тоже самое, что продавать (и консультировать) то, на что есть спрос. Может быть страховщикам правильно организовать рекламу граммотную, объемную, разъяснительную (как в свое время банки протиражировали свои кредитные программы) и население услышит, увидит с центральных каналов телевидения и т. д и привыкнет к тому, что страхование есть и будет, и никуда от этого не дется и т. д… А когда поймет, что это надежно, выгодно, удобно и пойдет за информацией, не понадобяться многочисленные, полуграммотные агенты (которых, между прочим приглашают на работу консультантами и советниками), а достаточно будет коллектива штатных специалистов, регулярно повышающих квалификацию не только опытным путем, но и регулярными семинарами, тренингами и пр. И будет система стандартная и работающая: спрос надо обслужить! Кто сделает лучше и больше тому к окладу премия. Отсюда и стремление сотрудников разобраться в деталях и минимум махинаций.
Автору блога:
Практический вопрос — дочь заканчивает магистратуру Плехановской Академии — «финансы и кредит» — не имела возможности учиться в магистратуре по специализации «страхование» — недобор!
Хочет идти в аспирантуру по страхованию — поможете? Возьмете к себе? Вот реальный специалист для страхового рынка — помогайте…
Координаты готов Вам отправить…
Игорь, мне нарвится Ваша идея, университеты действительно должны ввести отдельную специализацию: страховщик
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах