Часто приходится слышать многочисленные упреки в адрес крупных страховщиков – членов правления РСА, и персонально в мой адрес и в адрес «Росгосстраха», о «продавливании» в закон об ОСАГО выгодных «крупняку» решений. Давайте попробуем разобраться, чем же так выгоден нам этот закон.
Давайте вспомним, как принимался закон об ОСАГО. Этот процесс сопровождали серьезные баталии между различными органами власти и попытки многих депутатов повысить свой политический рейтинг. К профессионалам - страховщикам мало кто прислушивался, и нам часто приходилось лишь идти на компромиссы. В итоге мы и получили закон сплошных компромиссов, которые по прошествии восьми лет превратились в серьезные конфликты. А РСА, к сожалению, не обладает всей полнотой власти для их разрешения.
Но обвинять в несовершенстве закона только страховщиков (в первую очередь, членов правления РСА) или только государство тоже неправильно. «Государство» - это не нечто монолитное. Мало того, что власть состоит из нескольких ветвей, так еще и ветви «делятся».
Взять, например, исполнительную власть. Минфин постоянно вникает в проблемы ОСАГО, искренне ищет пути их решения. Несмотря на существующие различия в подходах, у нас идет аргументированный диалог. В результате позиции если и не сближаются, то, по крайней мере, мы, страховщики, соглашаемся соблюдать госинтерес, сформулированный Минфином.
Другая ситуация с Минтрансом. До сих пор отсутствуют единая методика расчета ущерба и реестр экспертов-техников. Поручения о разработке этих документов были даны Минтрансу, Минюсту и МВД. Чтобы создать реестр, необходимо было разработать требования к экспертам-техникам, программам подготовки, порядок ведения реестра (разработан Минюстом в 2003 г.), положение о межведомственной аттестационной комиссии. На разработку и согласование межведомственных нормативных актов трем министерствам понадобилось семь лет. При этом итоговый документ – персональный состав межведомственной комиссии – до сих пор так и не утвержден.
Минкомсвязи. Мы устали говорить о федеральном информационном ресурсе. Несмотря на требование закона и два постановления правительства, практически ничего не сделано. Пока первые годы Минфин был главным в реализации постановления правительства, работа шла. Но после того как в 2007 г. эта тема была передана Минкомсвязи, процесс остановился. Спасибо Минфину, который в своих поправках к закону об ОСАГО предлагает сделать оператором информационного ресурса РСА. Теперь хоть появилась надежда, что этот проект удастся реализовать.
Отдельного разговора заслуживают действия ФАС. Под благовидной целью развития конкуренции, итогом которой должны стать доступность и высокое качество услуги, ведомство добивается обратного. Трудно объяснить тотальную поддержку посредников, позицию ФАС в вопросах, связанных с КВ посредникам и т.д. Взвинчивание посредниками комиссий порождает искажение тарифной ставки, рост издержек и падение рентабельности бизнеса страховщиков. Страховой услугой ФАС считает продажу полиса, а не урегулирование убытка.
Противоречивость мы видим и в действиях законодателей. Возьмем, к примеру, историю с системой прямого возмещения убытков. Введение ПВУ и одновременное сохранение возможности для пострадавших обращаться за выплатой как к своему страховщику, так и к страховщику виновника, только породило еще один серьезных конфликт в ОСАГО.
Свою лепту неоднократно вносила и судебная власть: то УТС является страховым случаем (чего нет нигде в мире), то с износом зигзаги. Ну и так далее.
Это только самые крупные проблемы закона, заложенные еще в 2002 г. Как в любом конфликте, винить в сложившейся ситуации кого-то одного несправедливо. Где-то власть не может договориться между собой, как в случае с экспертами–техниками, где-то – блокирует здравые инициативы рынка, как в случае с посредниками. В итоге страховое сообщество во главе с исполнительным аппаратом РСА и его правлением вынуждено маневрировать. А главным пострадавшим от этой половинчатости и компромиссности закона является страхователь.
Вот такой получается выгодный «крупняку» закон об ОСАГО. У вас есть предложения по реальному исправлению ситуации? Озвучивайте.
ИМХО — с точки зрения потенциального потребителя.
1. Исключить любые отсылки к обособленной методике расчета размера страхового возмещения. В противном случае называть такой продукт страхованием ответственности просто смешно.
Возмещение должно рассчитываться исходя из установленной в досудебном (по согласованию со страховщиков) или судебном порядке и ограничиваться исключительно качественным составом ( то же УТС и иные косвенные убытки, штрафные санкции и т.п.) и размером страховой суммы
2. Отменить ПВУ — ИМХО перенятие данного опыта, по крайней мере на текущем этапе развития как механизмов возмещения ущерба третьим лицам, так и страхового надзора в РФ избыточно.
3. Установление адекватных размеров страхового возмещения на уровне не менее 1 млн. рублей.
Все вышеперечисленной можно уже сейчас внедритьв рамках предлагаемых страховщиками продуктов ДСАГО.
Дмитрий, я бы понял Ваши сетования, если бы страховщики хотя бы попытались устранить основные недостатки / компромиссы ОСАГО в рамках добровольного страхования. НО в настоящее время основная часть соответствующих продуктов представляет собой банальное увеличение объемов ответственности.
Интересно, а есть какие-то оценки сколько теряется на том, что система малуса практически не работает?
Кто-то нибудь пытался оценить потери от этого?
Есть, Дмитрий Эдуардович.
1. Можно ввести в состав президиума РСА представителей организаций страхователей, превратив их из противников, если не в союзников, то в партнеров по определенным проектам, которые не двигаются из-за отсутствия реального общественного контроля.
2. Изменить информационную политику РСА, сделав ее максимально открытой для общества.
3. К разработке и продвижению проектов больше привлекать действительно независимых экспертов.
Ну и вообще, опираться не только чиновников, но и на общество. Ведь у автогражданки очень мало реальных противников. Есть противники того, как это все осуществляется.
Плачь Ярославны, 19 серия.
«У вас есть предложения по реальному исправлению ситуации?»
— Перестать платить 40% КВ по ОСАГО
F1ks
респект
(Осторожно) Дмитрий Эдуардович! А может, точно? Того, КВ по ОСАГО вообще запретить-отменить? Продавать ОСАГО только штатными продавцами, за зарплату и через губу? В крайнем случае, через интернет. Ну все равно же в РВД залазите, что уж кокетничать? Достали эти будки возле ГАИ. А так по будкам сразу понятно, кто платит КВ. Как экономика поднимется! Или это будет слишком… прозрачно?
Другая ситуация с Минтрансом. До сих пор отсутствуют единая методика расчета ущерба и реестр экспертов-техников. Поручения о разработке этих документов были даны Минтрансу, Минюсту и МВД. Чтобы создать реестр, необходимо было разработать требования к экспертам-техникам, программам подготовки, порядок ведения реестра (разработан Минюстом в 2003 г.), положение о межведомственной аттестационной комиссии. На разработку и согласование межведомственных нормативных актов трем министерствам понадобилось семь лет. При этом итоговый документ – персональный состав межведомственной комиссии – до сих пор так и не утвержден.
__________________________________
Не утверждают? Жалуйтесь в Прокуратуру! Что ж вы молчите? Требуйте!
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
уже ТРИ НЕДЕЛИ как участники сообщества ждут ответа г-на Маркарова (http://www.asn-new...) по вопросу «экономики ОСАГО». Дождемся ли?
Стенания, что не принимаются нормативные акты выглядят неубедительно. Многие помнят, как собиралась политическая и (что греха таить) финансовая поддержка на введение закона по ОСАГО. Думаю, заработанных «прибылей» вполне достаточно на «продвижение» любого изменения. Было бы желание.
А желания менять что-то как раз и нет. Реального, а не декларативного желания. Подкрепленного ДЕЙСТВИЯМИ и, если надо, ДЕНЬГАМИ.
«Экономика ОСАГО», как мы это выяснили, вполне такое выдержит.
Для начала — специально записал очередной разговор с колл-центром Росгосттраха: http://www.asn-news.ru/uploads/mediacontent/audio/talkingtoRGS11082011.mp3 Это к слову как «крупняк» может себя вести и футболить клиентов. Краткое содержание — ложь по поводу ПВУ, категорическое нежелание принимать своих клиентов по ОСАГО и пр. Я уж не говорю про «впаривание» полисов ОСАГО с нагрузкой.
2 polarsz
Это у вас информация, скорее, для Конурбаева. Он рассказывал, как они отслеживают удовлетворенность. Хорошо, хоть вежливо пообщались. Плохо, что пострадавший не может подать заявление в своем городе по ПВУ, а должен ехать, да еще успеть только в конкретные дни недели. Спасибо, не в Москву отправили ехать.
А от г-на Маркарова сообщество хотело бы не только услышать «извечный стон» о нерешаемых проблемах (повторюсь, когда захотели поднять коэффициенты, все проблемы быстро решили), а что делается для налаживания в законодательном и нормативном поле (вкупе с док-тами РСА) для прекращения постоянного недовольства автовладельцев избыточной «хитростью» ОСАГО при его крайне неплохом «экономическом эффекте».
г-ну polarsz
Я бы хотел уточнить по Вашим комментариям про «ложь» страховой компании при разъяснениях сотрудника СК по процедуре приемки по ПВУ.
Мне кажется, что вопрос не так прост, как Вам хотелось бы…
Давайте еще раз констатируем данность:
1. потерепеший может обратиться за возмещением как в СК причинителя вреда, так и в свою СК
2. в соответствии с НПА МК должна иметь своего представителя во всех регионах РФ
3. эти самые представители обязаны принимать заявления от потерпевших, получивших ущерб от страхователей этой самой СК
4. А теперь по прием заявителей по ПВУ — а откуда следует, что СК обязана принимать страхователей по ПВУ в ЛЮБОМ регионе РФ?
Это именно вопрос — не утверждение…
И вопрос этот вызван отсутствием официального ответа — неоке время назад данный вопрос был задан письменно в РСА. Представитель комитета РСА по ПВУ(кажется так называется) в устной форме ответил, что «подобное заблуждение (про прием по ПВУ во всех регионах РФ) не имеет под собой правовых оснований».
Я вот и предлагаю еще раз поговорить об этом…
У кого какие соображения?
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах