Давно пора навести порядок в терминологии, связанной с деятельностью страховых посредников. Путаница в понимании терминов, изложенных в нашем законодательстве, порой приводит к удивительным словопостроениям, которые понятны всем, кроме грамотных юристов.
Может ли брокер заключать «субагентстские договоры», если в законе написано, что брокер не может осуществлять деятельность страхового агента? Можно ли призывать к лицензированию «розничных брокеров», если брокеры уже давно лицензируются, а те, кого хотят залицензировать, – на самом деле агенты? Можно ли «привязывать» страховых агентов к одному страховщику, если «Почта России» или, например, сеть автосалонов «Автомир», «Рольф» и др. являются страховыми агентами?
Почему пенсионерка, начавшая свой трудовой путь агентом Госстраха в 1966 г. под влиянием блокбастера «Берегись автомобиля», сейчас продолжающая страховать лишь свою соседку по даче, и компания-агент, работающая с 35 страховщиками в 10 регионах России, чьи ежемесячные обороты превышают 50 млн рублей в месяц, с точки зрения нашего законодательства – одно и то же?
На наш взгляд, надо и в этом вопросе прислушаться к опыту многих других стран, и ввести три градации страховых посредников: корпоративные агенты (физические лица), независимые агенты (компании и индивидуальные предприниматели) и, наконец, страховые брокеры.
и чем же градация агентов принципиально нам поможет?
необходимость в регулировании деятельности страховых посредников назрела давно. определенные шаги были сделаны (в части лицензирования страховых брокеров), но это решает только часть вопроса, не решая его системно, к сожалению. А выстраивать систему можно только после проведения классификации ее субъектов — в этом автор прав.
Для меня картинка представляется следующим образом:
Категория 1 — это физические лица, работающие с одной или несколькими страховыми компаниями. Привязывать их к одной компании наверное было бы не правильно — продуктовая линейка у всех разная и клиенту тоже хочется иметь выбор. Платить АВ только за привлечение клиента (1-й договор) и не платить за продления — утопично в современных условиях, но правильно — работа агента и состоит в привлечении новых клиентов, а не в поддержании набранного «личного» портфеля.
Категория 2 — профессиональные посредники, юридические лица, которые работают с множеством страховщиков и защищают интересы клиента на протяжении всего сотрудничества. Могут получать вознаграждение как от клиента, так и от страховщика. Наверное такие компании ближе всего к определению «страховые брокеры».
Категория 3 — компании, для которых страховое посредничество является дополнительной деятельностью (автосалоны и т.п.)
Вот как то так. Над терминологией советую подумать, потому что предложенные наименования воспринимаются неоднозначно.
мне кажется, главное — чтобы любой профессиональный посредник имел возможность получать вознаграждение ИЛИ со страховой компании (за привлечение бизнеса) ИЛИ с клиента (за оказание услуги).
и разделять это не агентское или брокерское вознаграждение не имеет смысла.
Чтобы регламентировать деятельность посредников на рынке страхования, надо научиться уважать те законы, которые есть в России. От уважение к исполнению, от исполения к качественному подходу выработке новых законам, а выработка новых законов при экспертной оценке профессионалов как в страховании и в юриспруденции. А популисткие высказывания про посредников — это «буря в стакане» некоторых страховщиков пытающихся поделить скудный рынок страхования.
Посредники — это автосалоны, банки, лизинговые компании, МРЭО, агенты, брокеры и т.д. Заставьте Сбербанк выполнить условия страховой компании…
Предлагаю разобраться в терминах. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об организации страхового дела» Страховые агенты — физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховые брокеры – индивидуальные предприниматели или российские коммерческие организации, которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров. При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.
Вспоминается профессор Преображенский из романа Булгакова, который говорил: «Двум богам служить нельзя». Думаю, это в полной мере относится и к деятельности страхового посредника.
Словосочетание «независимые агенты» представляется, по меньшей мере, странным. От кого независимые? Агент, заключая от имени и по поручению страховщика договоры страхования, получает за свой нелегкий труд агентское вознаграждение от страховщика. Страховой агент представляет страховщика и действует от его имени. Он связан со страховщиком агентским договором. Страховщик проводит его обучение и отвечает за его действия. Как агент может быть независимым? При этом совершенно неважно, заключает он один договор страхования в год или тысячу в месяц.
А те, так называемые, «профессиональные посредники», о которых говорит CatFish, работающие со многими страховщиками, оказывающие услуги по выбору наиболее подходящих клиенту условий страхования среди множества предложений различных страховщиков, сопровождающие клиента (страхователя) в период действия договора и отстаивающие его интересы перед страховщиком, так это суть страховые брокеры и им прямая дорога в ФССН за лицензией. Почему они, получая агентское вознаграждение от страховщика, тем не менее, отстаивают интересы страхователя?
Называть же «профессиональным посредником» девушку за столиком в МРЭО или автосалоне, навязывающую страхователю полисы того страховщика, который предлагает наибольшую комиссию, думаю, не стоит, несмотря на то, что обороты у нее могут быть очень большие. Та самая пенсионерка, о которой с иронией упоминалось в первом посте, по крайней мере, знает страховые продукты, которые она предлагает клиенту и, наверное, к ней более применимо слово «профессионал».
Представляется, что необходимость «закрепить» агента за одним страховщиком давно назрела и внесение соответствующих изменений в законодательство представляется актуальным.
Уважаемая Татьяна Гай, позвольте с Вами поспорить. Так называемые «профессиональные посредники», как раз важнее для клиента, потому что именно они могут помочь разобраться в том многообразии СК и их продуктов, которые представлены на рынке. Ситуация, в которой посредник будет привязан к одной СК, вызовет проблему выбора у огромного количества клиентов-непрофессионалов, с которой им будет не так то легко справиться.
Уважаемый Senya, я отнюдь не против «профессиональных посредников» и не предлагаю всех посредников привязать к СК. Речь идет только о страховых агентах, которые действительно должны работать только с одним страховщиком.
А вот помочь страхователю разобраться и выбрать среди представленных на рынке страховых продуктов то, что действительно необходимо страхователю, проконсультировать страхователя, сопровождать договор и отстаивать интересы страхователя в его правоотношениях со страховщиком при наступлении страхового случая – все это компетенция страхового брокера. За эти услуги брокер получает от страхователя вознаграждение. Вот страховой брокер и есть тот «профессиональный посредник», о котором шла речь выше, как мне кажется, он знает страховой рынок, предложения различных СК, их систему урегулирования убытков, деловую репутацию и т.д.
Рынок сам отрегулирует, насколько такие услуги востребованы и сколько страховых брокеров – профессиональных посредников необходимо на нашем страховом рынке.
Читайте словарь русского языка
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах