На прошедшей недавно пресс-конференции РСПП руководитель его подкомитета по обязательным видам страхования Андрей Денисов заявил, что международная практика предполагает введение в ОС ОПО свободных тарифов, устанавливаемых страховщиками самостоятельно.
Я хочу озвучить несколько тезисов. Начну с замечания, что в действительности международная практика выглядит несколько иначе. Обязательное страхование ОПО само по себе большая редкость. Практически во всех странах Западной Европы и США нет специальных законов об обязательном страховании опасных объектов, этот вид страхования является добровольным. Однако почти все промышленники страхуют свои риски. Можно ли представить себе это в России?
Одно из немногих исключений - Чешская республика, которая приняла закон об обязательном страховании гражданской ответственности предприятий в случае крупных аварий. Видимо, этот закон и предлагается рассматривать в качестве международной практики.
Он, действительно, в корне отличается от закона об ОПО, принятого в России. Основные отличия следующие:
1. Лимит ответственности по этому закону соответствует максимально возможному убытку, законодательно его величина не закреплена, расчет лимита в каждом случае осуществляется независимыми экспертами;
2. За отсутствие полиса установлен штраф в размере 23 тыс. евро;
3. Законом тарифы не устанавливаются, страховая компания рассчитывает тариф самостоятельно с учетом характеристик и степени риска конкретного предприятия. Так как в законе указано, что тарифы должны быть адекватными риску, то после расчетов страховой компании тариф в каждом отдельном случае подлежит утверждению соответствующим государственным органом.
А теперь представьте себе такую модель при нашей системе взаимоотношений страховщиков и регулятора. И что по каждому договору СК согласует тариф с ФСФР. В России примерно 300 тыс. ОПО и 40 тыс. ГТС. Насколько такая идея может быть работоспособна? Кроме того, согласно закону, страховые компании обязаны перестраховывать свои риски в Пуле. Это означает, что если один страховщик занижает тариф, то рискуют от этого все.
В мировой практике при введении обязательного страхования с регулируемыми государством тарифами к либерализации тарифов приходят спустя 5-10 лет. Введение свободных тарифов на ОПО потребует глобальной переработки закона, на что, безусловно, потребуется немало времени. Именно этим руководствуется РСПП, делая такие заявления, конечной целью которых является перенос срока вступления закона в силу.
Я хочу озвучить несколько тезисов. Начну с замечания, что в действительности международная практика выглядит несколько иначе. Обязательное страхование ОПО само по себе большая редкость. Практически во всех странах Западной Европы и США нет специальных законов об обязательном страховании опасных объектов, этот вид страхования является добровольным. Однако почти все промышленники страхуют свои риски. Можно ли представить себе это в России?
Одно из немногих исключений - Чешская республика, которая приняла закон об обязательном страховании гражданской ответственности предприятий в случае крупных аварий. Видимо, этот закон и предлагается рассматривать в качестве международной практики.
Он, действительно, в корне отличается от закона об ОПО, принятого в России. Основные отличия следующие:
1. Лимит ответственности по этому закону соответствует максимально возможному убытку, законодательно его величина не закреплена, расчет лимита в каждом случае осуществляется независимыми экспертами;
2. За отсутствие полиса установлен штраф в размере 23 тыс. евро;
3. Законом тарифы не устанавливаются, страховая компания рассчитывает тариф самостоятельно с учетом характеристик и степени риска конкретного предприятия. Так как в законе указано, что тарифы должны быть адекватными риску, то после расчетов страховой компании тариф в каждом отдельном случае подлежит утверждению соответствующим государственным органом.
А теперь представьте себе такую модель при нашей системе взаимоотношений страховщиков и регулятора. И что по каждому договору СК согласует тариф с ФСФР. В России примерно 300 тыс. ОПО и 40 тыс. ГТС. Насколько такая идея может быть работоспособна? Кроме того, согласно закону, страховые компании обязаны перестраховывать свои риски в Пуле. Это означает, что если один страховщик занижает тариф, то рискуют от этого все.
В мировой практике при введении обязательного страхования с регулируемыми государством тарифами к либерализации тарифов приходят спустя 5-10 лет. Введение свободных тарифов на ОПО потребует глобальной переработки закона, на что, безусловно, потребуется немало времени. Именно этим руководствуется РСПП, делая такие заявления, конечной целью которых является перенос срока вступления закона в силу.
То, что мы имеем — есть результат совмещения двух идей. Первая — управляющие субъекты должны всячески демонстрировать населению свою заботу о нем (патернализм). Однако трещащий от денег бюджет, неэффективно расходуемый на всех, но эффективно на своих, все же не резиновый. Поэтому Вторая идея — покрытие учащающихся рисков в стране за счет «своих» компаний. Возврат к модели 70-80-х «Росгосстрах» — достаточно очевиден. Розница останется за РГС или новой компанией Сбера, все юрлица в СОГАЗ. И это будет 70-80% рынка т.к деньги сюда будут заводить именно через обязательные виды, Не удивит и дальнейшее слияние и возникновение какого-нибудь НГГС — НефтеГазГосСтраха. Всяким американцам, чехам, немцам еще дадут потелепаться для соблюдения вида открытого рынка, но не уверен, что они не покинут такой рынок.
Самое главное, что может быть и не все так плохо в текущей ситуации и таких подходах. Возникает монопольный госперестраховщик, единая оценка рисков и.т.д. Конслоидация, контроль, порядок типа орднунг. Махт фрай и так далее…
Ну а проблемы существующих игроков по сравнению с проблемами государства — не существенны. Если за 20 лет НЭПа-2 страховщики не смогли наладить рынок (не является же он налаженным при таких проблемах), то почему они его смогут наладить именно сейчас????
Дорогая Светлана, мы живем в России — люди у которых есть ОПО в большинстве своем люди не бедные и они в том числе потому не бедные, что умеют (любят, могут и т.д.) не платить деньги!
Даже если всех начтнут штрафовать за отсутствие страховки (что тоже не факт — можно решить вопрос) пойдут суды, письма-обращения и т.д.
То есть при самом благоприятном стечении обстоятельств Закон начнет работать года через три, а что будет в нашей стране через три года — страховой рынок будет совсем другим так как всем очевидно, что нынешние компании (в том виде в котором они сейчас) столько не проживут.
Так что ОПО будут страховать СК «СБ РГС», СК «Роснефть-Ингосстрах» и СК «Супер-Пупер-Мегафон (СПМ)»
Светлана, может повторю давно известную идею, но
в России нормальное страхование ответственности невозможно в первую очередь по причине отсутствия ясности с самой категорией «ответственности».
Для начала нужно добиться ясности с вопросами:
1. кто
2. в каких случаях и за что
3. в каком размере
«отвечает». А дальшще в зависимости от ответов на эти вопросы думать о страховании. У нас же такое ощущение, что размер ответственности определяется непосредственно в законе о соответствующем виде обязательного страхования…
Светлана, все понимают, что НССО до дрожи (извините за метафору, по уровню накала постов мне кажется именно так) хочется денех, и пока все складывается к этому. Также ясно, что любая угроза этой перспективе нуждается в достойном ответе.
И очень по человечески приятно получить Ваше персональное обещание (или не было его?) через несколько лет и собранных десятков милллиардов рублей инициировать процесс анализа работы закона и регулировки-отпускания тарифов. Хотя не верится, что заявление в блоге будет легитимно в этом смысле.
Elrobson
Очень интересно читать мнение упарвленца из НССО. Надо заметить для тех кто не в теме, что взнос для встепления в НССО 6 млн. руб. и многие участники рынка, желавшие остаться у пирога уплатили их в этом году, а взамен (в случае переноса сроков действия закона) в следующем году получат буклеты, в лучшем случае. Казус? Конечно, ведь страховщикам были обещаны места в партере… Но это только одна сторона медали. На самом деле идет настоящая война между НССО и РСПП за что, да конечно же за этот самый пирог (деньги). И можно понять РСПП, ведь обязаловка свалилась к ним на шею прямо с неба после событий на СШГ. Страховать ОПО конечно будет бизнес с отнесением расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), а это скажется на конкурености тех же самых товаров. Кроме того, это приведет к очередному ветку инфляции. И в итоге все эти расходы будут оплачены за счет конечного потребителя, т.е. гражданами РФ (как всегда это было в нашем государстве). Чиновники это понимают и в свете предстоящих выборов не думаю что будут спешить… Вот такая вот ситуация, Светлана, а иностранный опыт нам никогда не был применим «что русскому хорошо, немцу смерть...».
Переход от патернальной модели к гражданскому обществу не возможен без организации саморегулируемых сообществ как капиталистической модели устройства. Такие сообщества как РСПП и НССО имеют каждый свои цели и мы прекрасно понимаем далеко не альтруисткие. Но если мы понимаем, что износ оборудувания во многих отраслях превысел 50%. Мы также понимаем кому выгоднее, ждать и переносить ведь Авось и в этот раз пронесет…
Да, и у меня вопрос еще — если закон не заработает, вернете ли входной и годовой взнос участникам НССО, которые пожелают выйти? Уставные цели ведь не достигнуты, и купленный билет не дал права входа на шоу раздачи кроликов?
А может есть смысл организовать одну компанию «Росгазнефтестрах» выделить ей строчку в гос.бюджете, и пусть отдуваетсяся за все и за всех?
И поставить во главе слона у него уши большие и голова не маленькая. Этот точно всех услышит и поймет…
Светлана, добрый день!
Можно ли с Вами будет обсудить пару вопросов о экспертизе ОПО?
Если есть такая возможность, то дайте знать письмом на e-mail: baranovns@gmail.com
Думаю много времени я не отниму у Вас.
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах