По моим ощущениям, авторы предыдущих постов уделяли мало внимания страховой инфраструктуре (за исключением разве что страховых посредников).
А ведь результаты оказания большинства страховых услуг – плод труда не только непосредственно страховых организаций, но и тесным образом связанных с ними подрядчиков – институтов страховой инфраструктуры и иных организаций, в частности:
- страховых агентов и брокеров;
- оценщиков;
- аварийных комиссаров, сюрвейеров, ассистанс-компаний;
- ремонтных организаций;
- медицинских учреждений;
- коллекторов и юридических фирм;
- страховых актуариев;
- страховых аудиторов.
Нередко можно услышать жалобы клиента на бездействие одних подрядчиков (СТОА плохо делает ремонт или аварийный комиссар приезжает на место происшествия через четыре часа, а страховщик, мол, разводит руками в оправдание) либо на чрезмерную активность других (навязчивые коллекторы, к примеру). Самый показательный пример – результаты работы «независимых» оценщиков, работающих по контракту со страховщиками, заключения которых иногда читаются как анекдоты (5 р. 61 коп. за ремонт побитого бампера «Мерседеса» 2011 года выпуска).
Заинтересованность в заказах страховщика наносит удар по независимости, объективности, профессионализму подрядчиков, а в конечном счете – по тысячам страховых клиентов и имиджу страхового рынка.
Очевидно, что давно назрела необходимость создания следующих условий, которые будут препятствовать аффилированности страховых компаний и подрядчиков:
1. Повышение образовательных и иных квалификационных требований к подрядчикам (оценщикам, аудиторам, актуариям) и контроль за их соблюдением (к примеру, введение требований о прохождении раз в несколько лет переаттестации, императивное исключение возможности трудовых правоотношений оценщика и страховщика).
2. Развитие сертификации услуг.
3. Жесткая профессиональная ответственность за нарушение подрядчиками в своей деятельности принципов всесторонности, объективности и независимости мнения. За это должно следовать, прежде всего, лишение правового статуса (оценщиков, аудиторов, актуариев, брокеров), который позволяет такой деятельностью заниматься. Так, полагаю, что в скором времени могут участиться прецеденты привлечения к профессиональной ответственности оценщиков по инициативе независимых страховых юристов, аджастеров, обществ по защите прав потребителей – либо через суд, либо путем взаимодействия с СРО оценщиков.
4. Обращение внимания органа страхового надзора на вопрос об установлении в правилах страхования требований к условиям страховой выплаты, производимой в виде оказания услуг клиенту третьими лицами – контрагентами страховщика (СТОА, медицинские учреждения, ассистанс-компании).
У меня сложилось впечатление, что борьба за качество работы «подрядчиков», это неминуемый этап в развитии страхового рынка, к которому придут сознательно и самостоятельно.
Это вызвано тем, что пока в выборе страховой компании клиентом, вообще отсутствует такой пункт, как качество работы «подрядчиков», вернее он есть, но выражается только в фразе «ремонт на СТОА официального диллера», что является пределом в требованиях среднестатистического клиента (к эвакуатору по умолчанию уже привыкли).
Думаю, когда стоимость страхового полиса перестанет колебаться в диапазоне десятков тысяч рублей, для авто среднего ценового сегмента, тогда одним из инструментов конкурентной борьбы станет акцент на партнерах СК, к тому времени уже должны сформироваться «подрядчики» с высоким качеством работы, и клиенты, задающие вопросы о том, представитель какой именно фирмы приедет на ДТП и т.д.
Данное веянье станет аналогом интереса покупателя к стране сборки, например, автомобиля.
Продвижение указанных в блоге вопросов зависит от управляющих рынком кадров. И если не сдвинулось все до сих пор, с какой стати это будет теперь двигаться — кадры-то и их интересы — все те же.
Favor
Интересно было прочитать Ваше видение. особенно насчет использования страховщиками в конкуренции качества работы контрагентов.
iliaa.com
Согласен с Вами, что объект создается субъектом. и движение происходит по чьей-то воле. но, однако, думаю. это будет не только воля страховщиков, заинтересованных в сохранении отношений с клиентами, что потребует им более серьезно относится к качеству работы контрагентов, как говорит Favor, но и третьи силы — к примеру, создане внесудебной и судебной практики привлечения к ответственности контрагентов за халтурную работу
Есть еще один важный аспект — это стоимость услуг «подрядчиков». СК естественно хочет минимизировать свои расходы и стоимость услуг «подрядчика», как правило, является определяющим фактором в выборе. Для того, что бы добиться качественного оказания услуг, необходимо установить определенные тарифы на такие услуги и тогда (может быть) что то изменится…
ЯнаЧ
Думаю, что фактор стоимости услуг подрядчиков может иметь роль, как правило, в отношениях страховщика с такими контрагентами, как СТОА и. иногда, оценщки.
Оценщики вообще практически получают зарплату. при выборе СТОА, с которыми гражданско-правовые отношения у страховщика, последний, соглашусь, тоже старается экономить.
Полагаю, что в условиях рыночной экономики с имеющимися правилами конкуренции и т.п., установить единые тарифы на услуги оценщиков, СТОА и т.п., как, к примеру, нотариусов, невозможно.
что же касается актуариев и аудиторов, сюрвейеров, ассистанс-компаний, то мне кажется, что роль играет не столько цена их услуг, сколько их готовность корректировать свою объективность, исходя из поставленных страховщиков пожеланий и задач…
2 Кирилл Гацалов
«что же касается актуариев и аудиторов, сюрвейеров, ассистанс-компаний, то мне кажется, что роль играет не столько цена их услуг, сколько их готовность корректировать свою объективность, исходя из поставленных страховщиков пожеланий и задач…»
Именно исчезновение данного критерия в работе перечисленных вами «подрядчиками» и должно произойти со смещением фокуса конкурентной борьбы.
Сейчас есть адвокаты и оценщики, зарабатывающие на том, что позиционируют себя, как объективные игроки рынка, именно к ним идут деньги недовольных выплатами людей.
При грамотном развитии этого направления бизнеса (в том числе географического присутствия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к страховщикам, продающим ОСАГО), а так же грамотно проведенном маркетенге, по узнаваемости бренда, возможно создание конкурентных преимуществ на базе партнерства СК с такой организацией.
Простыми словами, должно получиться то, что клиенту при презентации страхового продукта, как такового, будут давать не только информацию по полисным условиям, но и говорить, кто именно из звестных «подрядчиков» будет заниматсья урегулированием страхового случая.
Экстрополируя эту идею, можно придти к тому, что СК, при соответствующем развитии рынка услуг, будет являться лишь финансовым институтом, который будет отдавать на аутсорсинг всю непосредственную работы по урегулированию страховых случаев.
Кирилл Гацалов
Предлагаю из вашего списка исключить сюрвейеров и актуариев.
Эта деятельность не лицензируема, эти специаолисты появились на рынке стихийно.
Сюрвейер как правило работает оп поручению СК, но его задача передать максимально объективную информацию, сам о не принимает решение о выплате и ее размере. Лично я этим занимаюсь более 10 лет и очень рад. что не настало время лицензирования.
Лицензирование актуариев настало, но как только это наступит они перестанут быть независимыми.
Вы хотите закрыть проблемы рынка специалистами из инфраструктуры, помню те далекие времена начала 90 годов. гогда например начали обвинять во всем евреев (общество Памать).
А рыба гниет с головы, давайте начнем с гололвы — ФСФР/ФССН, по моему они ничего не делают. Хотя бы здесь пришлушивались к специалистам. Понимаю, счас не до этого, даже Кудрин ушел.
siv-i
Результаты работы как актуария, так и сюрвейера также оказывают влияние на принятие решения о выплате и ее размер. Потому из списка исключить не могу, тем более. что это не список обвиняемых.
Да и лицензирование их не предлагаю.
Сюрвейеры — отдельная тема среди подрядчиков, учитывая их специфику.
Сюрвейеры мне кажутся более независимыми от страховщиков, чем, к примеру, оценщики.
Возможно, это связано с тем, что сюрвйеры занимаются в основном делами корпоративных клиентов. Сложными рисками. Морское, авиац,, промышленное страхование. И не нужны страховщику как конвейерный оценщик.
Тем более независимее, если сюрвейер — межднародная компания.
Favor
Обнадеживающе читаю Ваши комментарии — хорошо, чтобы все получилось так, чтобы при конкуретной разработке продуктов, в результате передачи на аутсорсинг работы по урегулированию убытков, выиграло качество услуг и, соответственно, страхователь-их покупатель.
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах