Зима еще не началась, но подготовка к ней уже приносит плоды. Все новостные ленты облетела информация о массовом ДТП на Боровицком шоссе из-за вроде бы нового реагента. Им покрыли асфальт, чтобы укрепить его к зиме.
Но и без помощи дорожных служб автостраховщиков ждет нелегкая зимняя пора. «Дней жестянщика» не избежать.
К привычным сезонным скачкам убыточности этот год добавил еще и изменение финансовых условий. Национальная валюта с весны весьма ощутимо просела. Поэтому собранные тогда премии могут оказаться недостаточными для оплаты зимних ремонтных работ – ведь их стоимость во многом привязана к валютным курсам.
Для начитанного риск-менеджера (равно как и для актуария и андеррайтера) в этой ситуации нет ничего из ряда вон выходящего. У него валютные риски заложены в тарифе, учтены в капитале, сезонные колебания компенсируют друг друга и т.д.
Но вот видит ли эти риски опытный страховщик-управленец? И как он будет бороться с ростом убыточности? Опыт подсказывает мне, что для него такая ситуация чаще всего оказывается предновогодним сюрпризом. Причем таких страховщиков на нашем рынке пока большинство.
Что же мы увидим в качестве реакции? Мне кажутся реальными только две возможности. Это снижение прибыли страховщиков со значительными портфелями автокаско либо сохранение рентабельности при росте жалоб со стороны клиентов на неполные или долгие выплаты.
А вы что думаете, коллеги?
Но и без помощи дорожных служб автостраховщиков ждет нелегкая зимняя пора. «Дней жестянщика» не избежать.
К привычным сезонным скачкам убыточности этот год добавил еще и изменение финансовых условий. Национальная валюта с весны весьма ощутимо просела. Поэтому собранные тогда премии могут оказаться недостаточными для оплаты зимних ремонтных работ – ведь их стоимость во многом привязана к валютным курсам.
Для начитанного риск-менеджера (равно как и для актуария и андеррайтера) в этой ситуации нет ничего из ряда вон выходящего. У него валютные риски заложены в тарифе, учтены в капитале, сезонные колебания компенсируют друг друга и т.д.
Но вот видит ли эти риски опытный страховщик-управленец? И как он будет бороться с ростом убыточности? Опыт подсказывает мне, что для него такая ситуация чаще всего оказывается предновогодним сюрпризом. Причем таких страховщиков на нашем рынке пока большинство.
Что же мы увидим в качестве реакции? Мне кажутся реальными только две возможности. Это снижение прибыли страховщиков со значительными портфелями автокаско либо сохранение рентабельности при росте жалоб со стороны клиентов на неполные или долгие выплаты.
А вы что думаете, коллеги?
Я думаю, что основные факторы при определении степени риска в нашей стране это стаж/возраст, марка/модель ТС, ремонт дилер/не дилер, но уж точно не возможные погодные условия в будущем, курс валюты.
Хотя если посмотреть на наших британских коллег из соседней статьи: Стоимость страхования рассчитывается на основе разных факторов – типа машины, места жительства владельца, истории вождения и демографических данных людей из схожей с клиентом группы населения, отмечает Confused.com.
Частично верно.
(давайте возьмем каско для иномарок для примера — стандартное, без валютной оговорки)
Драйвер валютного риска для этого вида на самом деле лежит не в удорожании запчастей, а в падении объемов продаж. Если у компании получается сохранить портфель (например, хорошо отлажены партнерские отношения с банками), то девальвация валюты, наоборот, улучшает убыточность по каско.
Почему.
Средний убыток коррелирует с курсом валют на 60% (стоимость запчастей и расходных материалов в убытке). Остальные 40% — это человекочасы, которые напрямую к валюте не привязаны.
При этом новые премии коррелированы с курсом валют практически на 100%, так как оценочная стоимость иномарок также растет.
Если компания не теряет бизнес, то ее валютный риск хорошо хеджирован. В таком случае разумнее даже немного расслабить тарифы, чтобы привлечь больше клиентов и удержать существующих.
Проверено электроникой на украинской девальвации 2008 года (60% девальвация гривни, и тоже под зимний сезон) и на девальвации 2011 года в Беларуси.
noire,
т.е. на принцип эквивалентности Вы предлагаете забить? То что Вы описываете очень похоже на страхование «с колес», когда риски по действующим договорам покрываются за счет планируемых к заключению.
Как-то не очень понятен тезис блогера. О чем размышления? об управлении страховым продуктом, портфелем КАСКО, убыточностью или валютными рисками? У нормальной СК, рисковики (риск-менеджеры) должны думать о хеджировании валютных рисков, т.е. покрывать возникновение курсовой разницы и валютной инфляции. При чем, как в случае роста, так и снижения. Особенно на больших портфелях договоров с «валютным эквивалентом». Инструменты управления данным риском на российском рынке есть. Все остальное это вопрос тарифообразования, андеррайтинга и эффективной процедуры урегулирования убытков.
Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
принцип эквивалентности — это всего лишь теория, которую пора скинуть с корабля современности.
Я шучу, конечно, но в конце концов страховая компания — это просто набор денежных потоков «в» и «из», и чувствительность этих потоков к объемам бизнеса — это точно такая же чувствительность, как и чувствительность, например, к частоте и тяжести убытков.
И с ней следует поступать так же, как и с остальными рисками — держать капитал под худший случай, но управленческие решения принимать, все-таки, исходя из best estimate. А best estimate для объемов обычно — неуменьшение этих объемов (для здоровой компании).
тоже вариант. собственно допущение о продолжении деятельности в бухучете никто не отменял.
Владимир Новиков
Учитывать сезонность это не актуально. Это нужно делать только тогда, когда рассматривается срок страхования менее года.
Как правило страховки на год или на несколько лет, поэтому возросшая убыточность во второй половине 3 квартала и 4 квартала компенсируется более низкой убыточностью в предыдущих кварталах.
Поэтому всегда для мониторинга убыточности необходимо рассматривать актуарный год.
Про убыточность скажу:
Самая низкая в январе;
Далее идет плавный рост;
Наблюдается скачек в сентябре;
Пик достигается в декабре.
"… снижение прибыли страховщиков со значительными портфелями автокаско либо сохранение рентабельности при росте жалоб со стороны клиентов на неполные или долгие выплаты.
А вы что думаете, коллеги?"
А я думаю, что зима в данном случае наименьшее из зол, к тому же 100% предсказуемое.
Те менеджеры, что работают хотя бы вторую зиму, в состоянии прикинуть вариации выплат по месяцам. Много ли таких? Думаю, есть.
Те страховые компании, что формируют хоть какие-то резервы, и не считают прибыль как мгновенное отношение сборов выплат и сборов, вряд ли получат от зимы удар под ватерлинию первым снегом. Много ли таких? Думаю, пока встречаются.
Вообще, пост как-то без куража написан. Или есть какие-то особые прогнозы по погоде, и речь именно об этом?
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах