Наемные менеджеры как двигатель рынка

08:02
9
Александр Май
Некоторое время назад, изучая исторические данные о развитии европейских страховых рынков, я случайно подметил одну удивившую меня закономерность.

В 30-х годах XX века на формирующихся еще тогда рынках начали понемногу отходить от бизнеса собственники, основавшие компании в бурные годы конца XIX века. Во многом это происходило в силу естественных причин: некоторые собственники умирали, другие отходили от дел из-за возраста.

К этому времени конкуренция была ожесточенной и непримиримой. О каких-либо договоренностях на рынке говорить было нельзя – будучи достигнуты, они тут же нарушались. Участники одного бизнес-поля существовали по принципу «человек человеку волк». Рынок развивался очень хаотично.

А вот с уходом большинства собственников из управления компаниями и приходом наемных менеджеров – профессионалов, выращенных на этом рынке и в процессе своего роста менявших компании – ситуация стала изменяться. Эти менеджеры начали договариваться.

Действительно, наемным менеджерам договариваться проще. Они ориентированы не на личные принципы и амбиции, а на долгосрочную и успешную работу на рынке. И сравнивают они себя друг с другом по совсем другим категориям – не моральным, а финансово-цифровым. Хороший наемный руководитель так же, как и ее собственник, воспринимает компанию как свою. Но амбиции его связаны с теми финансовыми результатами, которых компания добилась за время его руководства.

Недавняя баталия за техосмотр, последовавшая затем реформа управления РСА, споры между учредителями НССО и некоторыми страховщиками, изъявившими желание вступить в союз, и другие конфликты, которыми столь богат наш рынок, – все это показывает, что мы не умеем договариваться. Рабочая система «бонус-малус», международная отчетность, институт актуариев, лицензирование посредников – к появлению этих механизмов мы почти не приблизились, потому что у рынка в целом в них нет особой заинтересованности.

Мы проходим ту фазу, которая в Европе закончилась в 1930-х годах. Большая часть ныне работающих крупных российских компаний основывалась в начале 1990-х, и сейчас ими управляют основавшие их собственники.

Уверен, что спустя какое-то время эта фаза закончится и у нас.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
9 комментариев
9 комментариев
  • Ведьма из Блэр
    12:10

    Похоже, все читают и молча соглашаются :)

    Предлагаю тотализатор (главный приз достанется чьим-то внукам): через сколько лет собственники отойдут от дел в российском страховании? Если цинично посчитать возраст нынешних собственников СК, то лет 30-40 должно хватить. Ставлю пожалуй даже на 25 (ибо в России жизнь нервная, особенно у собственников).

  • Майкова
    12:24

    согласна с Александром. Плюс в чьи руки перешли страховщики на Западе? Собственники единоличные остались вообще? По-моему, там сейчас и нет физлиц, которые бы контролировали всю компанию целиком. Есть множество инвесторов, которым нужно угодить всем сразу. Управленцы — как мэры города, должны угодить всем. Демократия -> благополучие

  • Заинтересованный взгляд
    04:03

    Именно поэтому (отсутствие чёткого собственника) там и процветает «бесхозяйственность» и безответственность в её высшем проявлении — нежелании принимать решения, за которые придётся нести ответственность. В самом крайнем случае решение принимается с привлечением сторонних консультантов, аудиторов, экспертов и пр., чтобы «в случае чего» нельзя было возложить ответственность на менеджмент.
    Когда от имени основных акционеров (инвесткомпаний и пенсионных фондов) выступают такие же менеджеры, когда «сегодня ты — завтра я», то масса средств тратится (не бесконтрольно, а с общего одобрения Советов-Комитетов) на «исследования» последствий «как бы чего не вышло», когда за хорошую работу если и наградят, но немного, а вот за плохую, чтобы выгнали — надо очень «постараться», а при наличии всяких бумажек, протоколов и мейлов о «своевременном сигнализировании наверх» о проблемах — вообще не реально, когда сталкиваешься с развитой юридической системой (не только в части автоюристов, а вообще профессиональных сутяжников), то понимаешь, что нашему бизнесу надо радоваться, что у него есть реальные Собственники, которые кровно заинтересованы работать, не давать расслабляться «наёмным менеджерам» — (кстати, тот же Форд нанял Ли Якокку, но в стратегические вопросы всегда «встречал»).

  • Trooper
    05:48

    Иными словами, когда хозяева передохнут, мы и заживем наконец как люди)
    И финал такой… Оборванный. Типа — недолго вам осталось… :) ))

  • йонас
    11:09

    Параллель Запад — Восток не уместна. В России всегда преобладали азиатские черты правления. У России свой путь развития. И вопрос о коэффициенте полезного участия наемников он будет спорный…

  • Майкова
    16:48

    по-моему, надо все-таки смотреть на сухой остаток, на результат. ваше утверждение (бесхозяйственность) слишком категорично и в голове рисуется картина полной разрухи. а разве это так? Как отметил Александр, все объясняется простыми вещами — эмоциями, амбициями. И подтверждается фактами

  • Заинтересованный взгляд
    13:22

    Бесхозяйственность и «бесхозяйственность» — разные вещи. Последняя говорила как раз об отсутствии хозяина, пофигизму менеджмента и сотрудников к затратам, если это не нарушит общую ному (маленькую такую) по прибыльности. Никто не заинтересован рвать рубаху и зарабатывать гораздо больше прибыли. Все предпочтут сходить лишний раз на ненужный семинар, привлечь дополнительных консультантов к решению микроскопического вопроса, но чтоб решение было не твоё, а «сторонней организации» и т.д.

  • Всегда рядом
    08:24

    Я все жду кагда в данной теме выступит уважаемый тов. Андрей Знаменский. :mrgreen:

  • startupp
    12:54

    Нужна цель, сделать этот мир безопаснее, а для вас это прямая прибыль.Мы делаем проекты по безопасности: подушка безопасности для автомобиля и пешеходов и система зажигания против авто угона.К тому же это хорошая имиджевая реклама.Более подробно при встрече.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля