Пенсионные новеллы Минфина: хвост впереди собаки?

08:08
9
Александр Зарецкий
Президент, АО «Метлайф»
Контуры возможной новой пенсионной системы уже ясны: это возврат к распределительной системе и уход от накопительной. Споры же сегодня идут в основном вокруг тактики – сделать это «в лоб» либо закамуфлировать, снизив отчисления в накопительную часть с 6% до 2% и введя принцип добровольности этих отчислений.

Это позволит правительству получить отсрочку на несколько лет для более кардинальных, но менее популярных мер решения проблемы дефицита пенсионного фонда. Среди них, в частности, – повышение пенсионного возраста и реформирование системы льготных и досрочных пенсий.

При этом у правительства остается два острых вопроса.

Первый: что делать с проблемным «креативным классом» (то есть с обеспеченным средним классом), который фактически и оплачивает всю эту трансформацию? Ведь именно эти люди делают те дополнительные 10% (сверх 520 тыс. р.) отчислений в Пенсионный фонд РФ, которые ввели в этом году. И именно этот класс теряет свои собственные накопления в размере 6% от зарплаты или дохода. Эти деньги теперь будут направляться в «общий котел». А из него впоследствии по никому не понятной формуле будет платиться пенсия, размер которой никак не связан с сегодняшними высокими доходами представителей этого класса.

Второй острый вопрос: что делать с системой НПФ, которая становится фактически не нужной при отказе от накопительной части пенсии? В последние пять лет эта система активно развивалась в ожидании триллионных накоплений, под которые делались значительные инвестиции и за которые до сих пор идет острая конкурентная борьба.

Если первый вопрос можно решить, введя систему добровольных отчислений на накопительную часть и продумав, как эти отчисления стимулировать, то со вторым вопросом все несколько сложнее.  

Сегодня НПФ фактически выполняют три разных функции:
  • обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • профессиональные пенсионные программы для работников материнских / отраслевых компаний («Газпром», РЖД, «Норникель» и т. п.);
  • негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) для других граждан и организаций (не отраслевое).

Функция ОПС, скорее всего, отомрет в силу готовящихся изменений. Важно отметить, что второе и третье направления, несмотря на кажущееся сходство, в корне различны.

Институт НПФ (организационная форма, а также сопутствующее регулирование и законодательство) родился и вырос именно на базе пенсионного обеспечения сотрудников той или иной отрасли  или группы компаний. С этим связан некоммерческий статус НПФ. Логика здесь простая. Например, цель РЖД – формировать пенсионные накопления для работников отрасли. Зачем пенсионному фонду РЖД обслуживать пенсионную программу гражданина X или работников предприятия Y не из этой отрасли? Это не отвечает главной цели, а администрирование пенсий стоит денег. С другой стороны, зачем гражданину Х или предприятию Y формировать дополнительные накопления в пенсионном фонде РЖД? Они к нему не имеют никакого отношения и при этом очень вероятен конфликт интересов (свои сотрудники всегда ценнее, чем сторонние). По этим причинам цели зарабатывать на пенсионных накоплениях и не ставилось.

С моей точки зрения, логично было бы вернуть НПФ к истокам. А именно – не меняя их некоммерческий статус, переориентировать НПФ исключительно на обслуживание пенсионных программ для материнских компаний или отраслей. Со временем эта система могла бы закрыть и такую важную тему, как досрочные или льготные пенсии. Ведь рано или поздно государство все равно переложит их на работодателей.

Если же говорить о третьей функции, дополнительном пенсионном обеспечении на конкурентном (не отраслевом) рынке, то очевидно, что здесь должны работать коммерческие компании, и прежде всего – страховые. Нужны ли в этом сегменте еще какие-то коммерческие аналоги НПФ? Отрицательный ответ напрашивается сам собой, если учесть, что большинство существующих НПФ, активно работающих на конкурентном рынке НПО, являются «дочками» страховщиков.

Таким образом, «разведение» НПФ и страховых компаний по разным функциям позволит навести порядок в пенсионной отрасли, убрать ненужные издержки, серые схемы извлечения прибыли и очевидные конфликты интересов.

Вместо этого новый проект закона «О деятельности финансовых институтов по привлечению средств для финансирования пенсионных выплат в РФ», опубликованный Минфином, пытается «объединить необъединяемое». По сути, предлагается создать некую законодательную надстройку над страховым и пенсионным законодательством с новой терминологией и громоздкой системой плохо прописанных бюрократических процедур лицензирования.

Главные же проблемы нового законопроекта –  абсолютный отрыв от идущей пенсионной реформы и абсолютная неясность целей. По крайней мере, в пояснительной записке авторы объясняют появление документа «необходимостью обеспечения и защиты прав физических лиц на пенсионное обеспечение…». Есть сильное ощущение, что проект слеплен по-быстрому, «на коленке». Хочется надеяться, что страховое и пенсионное сообщество серьезно отреагирует на это и постарается сделать так, чтобы «хвост не бежал впереди собаки». Лучше семь раз отмерить...
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
9 комментариев
9 комментариев
  • haritonenko
    12:11

    заумь какая-то :(

  • Sadko
    12:43

    Не будучи специалистом по пенсионному страхованию рискну предположить, что проблема:
    а) в недоверии большей части населения к НПФ — многие еще помнят рушившиеся пенсионные фонды в 90-х;
    б) в низком доходе от инвестиций «неопределившихся» граждан;
    в) в запутанности системы.

    Если бы ежегодные «письма счастья» Пенсионного фонда показывали хотя бы мало-мальски реальный доход, принесенный инвестициями, люди вполне возможно и задумались бы о портфелях, пакетах, фондах и тд.

    А так открывает слесарь Федя письмо, читает — «за год вложение ваших пенсионных накоплений принесло...» и дальше сумма в лучшем случае в размере его расходов на обед за несколько дней. Оно ему надо?

    Чтобы болшинство населения заинтересовалось инвестициями, доход должен быть в районе не к ночи будет помянуто АО МММ — вложил деньги, через неделю забрал — купил жене сапоги. А так к сожалению не бывает (или бывает, но при таком объеме инвестиций, которые слесарю Феде и не снились). Вот система и буксует.

    А идея развести по углам общие, отраслевые и дополнительные пенсии вполне разумна.

  • Artyom33
    13:42

    По-моему, очень качественное мнение. Актуально, все по теме и текста больше двух абзацев. Хотя меня, обычного офисного клерка, реально интересует только первый поднятый вопрос.

  • Павел Самиев
    20:51

    Возврат к распределительной системе — это лишение наиболее самостоятельной части населения это самой самостоятельности.
    Кстати, и недореформа, которую мы имели «удовольствие» наблюдать последние десять лет фактически не лучше, потому что она не была доведена не только до конца, а даже до половины.
    В этом смысле Кудрин конечно может сейчас со своего стороннего положения критиковаь предложения, но можно подумать, что он в свое время повлиял на ход реформы и ее формат? Ответ: нет.

  • Клеев Владимир (kleev@prominstrah.ru)
    09:13

    Александр,

    В 2005 году дефицит Пенсионного фонда составлял 30 млрд.рублей или 0,1% ВВП, в 2012 году он уже 1,3 трлн. рублей или 2,2% ВВП.
    Масштаб стоящих демографических вызовов перед экономикой так велик, что сравним с имеющимися у государства нефтегазовыми ресурсами (природной рентой). Возможно и с со всей стоимостью имеющейся государственной собственности, которая может работать на страну намного более эффективно.
    Самое страшное, что через 10-12 лет начнется ещё более серьёзная финансовая пропасть, а предлагаемые непродуманные решения только усугубят сегодняшнюю негативную ситуацию с Пенсионным фондом.
    Фонд национального благосостояния так и начал решать поставленные перед ним задачи.
    В НПФ добровольные пенсионные накопления составляют примерно 732 млрд. рублей, это крайне мало.
    С отменой накопительной части на НПФ можно «поставить крест».

  • Клеев Владимир (kleev@prominstrah.ru)
    09:18

    Павел,

    Кудрин критикует отмену накопительной части, так вы за отмену накопительной части или за другой вариант?
    Что он один из «соавторов» пенсионной недореформы, и нынешнего кризиса Пенсионного фонда с вами согласен на 100%.

  • Старик-оффтопер
    09:31

    копипейст детектыд. первая строка рамблера?

  • Morpheus
    12:01

    Вот когда начнутся описанные проблемы — народ начнет уже всерьез обсуждать вопросы из разряда «Отнять и поделить». Не правда ли?

  • кавбой
    14:18

    да всё и так понятно. кто из вас господа воспользовался государственным софинансированием? если взять и посмотреть на официальную рекламу ака «расчёт прибавки к пенсии», получится примерно полторы тысячи руб в месяц, а как пафосно рекламируется это непонятно что! видно чтобы замылить глаза на главную проблему.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля