На мой взгляд, необходимость освободить страховой бизнес от избыточного государственного контроля и необоснованного вмешательства в рыночные процессы уже давно назрела. Сделать это можно при помощи СРО. О том, какими функциями должны быть наделены СРО на страховом рынке, я уже рассказывал. На практике же это означает, что СРО должны быть переданы следующие функции.
1. Лицензирование. Очевидно, что нынешняя система лицензирования не отвечает уровню развития рынка и не обеспечивает адекватного удовлетворения страховых потребностей населения. В реальности это, как правило, просто процесс читки документов на предмет наличия в них ошибок, чаще всего – механических, орфографических и стилистических. Юридический аспект правил и их экономическая сущность во многом остаются вне поля зрения. Это подтверждается и судебными решениями, в которых незаконными признаются пункты правил страхования, проверенные страхнадзором. Те же правила страхования, которые отправляются в надзор в уведомительном порядке, и вовсе никак не контролируются и представляют собой никому не известный складированный материал.
Поэтому, на мой взгляд, за страхнадзором надо оставить только функцию «первичного» лицензирования, т. е. допуска страховщика на рынок и выдачи лицензии на деятельность в целом. Право же проверки и утверждения правил страхования должно быть закреплено за СРО. Тогда СРО могли бы разработать стандартные (типовые) правила страхования для своих членов, а необходимый (надо заметить, не так уж часто) страховщикам «нестандарт» – проверять и проводить по ним процедуру согласования.
2. Разработка форм отчетности, ее сбор и анализ. Сегодня, как и 20 лет назад, отчетность страховщиками сдается на бумаге. Ее объем достигает нескольких сотен страниц. Структурные показатели запрашиваемой надзором информации имеют тенденцию к постоянному росту. При этом собираемая отчетность используется, главным образом, для составления справки о состоянии рынка за прошедший отчетный период, после чего становится попросту ненужной. По-моему, пришло время изъять у страхнадзора функции разработки форм отчетности и их сбора и передать их страховым СРО. При этом следует вменить этим СРО в обязанность анализ и публикацию полученных от страховщиков данных в открытом доступе.
3. Часть функций контроля и надзора. Одно из болезненных мест для страховщиков – проверки. Поскольку СРО обязана проверять своих членов, основную работу по их проведению можно передать этим организациям. Также СРО должны заниматься рассмотрением жалоб и применением санкций за нарушения, обнаруженные в результате их рассмотрения. Это заодно позволит вывести страховщиков из сфер действия закона о защите прав потребителей и проекта закона о финансовом омбудсмене.
Конечно, учитывая объем ответственности, который предлагается делегировать СРО, ее создание должно носить разрешительный характер. А для того, чтобы повысить доверие к страховщикам и гарантировать выплаты потребителям страховых услуг, необходимо сделать членство в СРО обязательным для страховщиков.
Признаться честно, не совсем понял — каким же образом делегирование указанных автором функций повысит доверие к страховщикам и гарантирует выплаты потребителям?
Да ни каким!
Пост написан под вполне определенную задачу — заставить всех вступить в ССО.
А кто не вступит — лишится лицензии после многочисленных СРОверок!
К реальным интересам бизнеса отношения не имеет — борьба с ВСС за передел сфер влияния продолжается.
Забавно, как быстро меняются взгляды бывших чиновников в сторону либерализации рынка, когда власть в другие руки переходит.
А поясните, господа хорошие?
У строителей, проектировщиков, изыскателей и прочих товарищей свои СРО, и в соответствии с Градостроительным кодексом участие дело обязательное. И проверка проводится своим СРО, а не НОСТРОЕМ, НОПОМ или НОИЗОМ. Эти три организации, в которые входят СРО не имеют права проверки.
Почему бы не принять их нормы в старховании?
И при чем здесь ССО или ВСС, чиновник ты или простой жулик от страхования?
Не можете г-ну Ковалю или Кигиму власть над вами забыть?
Вы ж в своем СРО работаете, господа!!! Ваше же СРО вас проверяет, а не ВСС или РСА, или ССО… Вы же со своей СК перед своим СРО будете отвечать. И вы, а не РСА или ВСС будете избирать руководство СРО.
Передел влияния… да, вы настоящего передела не видели!
Простые вещи понимать то надо! Чего пишите, не понимая простых вещей!!!
Учитесь думать, писатели!
А поясните, г-н vladislav, пожалуйста – таки что в градостроении поменялось с приходом СРО? Мошенников стало меньше? Воруют меньше? Или строить лучше стали?
Г-н Коваль, пишет, конечно же правильные вещи о текущих проблемах надзора, но вопрос – а что же ему мешало разрешить все эти неурядицы во времена руководства надзором – до сих пор остается без ответа. Хотя вопрос задавали и не раз….
Александр Павлович! Пытался в Интернете найти сайт СРО, без результативно. Интересно получить информацию по членам ССР?
Страховой рынок может и готов к саморегулированию, но субъекты страхового дела, например, страховые компании ещё в зародыше…
Очень интересен вариант саморегулирования для Обществ Взаимного Страхования, Страховых брокеров, актуариев, ибо ФСФР и Минфин показывают свою не компетентность.
Отмечу, что будучи в разных ипостасях: в ВСС и Госдуме, и в ФССН и, естественно, сейчас я всегда выступал за развитие саморегулирования. Тем более что я один из авторов закона«О саморегулируемых организациях» и по моему настоянию страховщики не были исключены из сферы его действия! Более того прикладывал и раньше усилия к созданию СРО, а первый устав ВСС-СРО был представлен страховщикам еще 5 лет назад. Тогда все (почти все) были против, как впрочем и сейчас. Но вдруг давеча, при обсуждении «мегарегулятора», первый вице-премьер поддержал саморегулирование на финансовых рынках и тут даже ФСФР, не говоря союзах страховщиков, поменяли позицию от полного отрицания до полной поддержки идеи саморегулирования…
А мешал то, что будучи чиновником он должен был играть под музыку, которая ему играла ВЛАСТЬ!!!
Александр Павлович, может у меня искатор барахлит, но dот что-то не видно тут про саморегулирование.
http://www.insur-i...
кроме саморегулирования аудиторов разве что…
а все остальное — антисаморегулирование.
может не то читаю?..
Цитируем приказ Минфина России от 27 июля 2012 г. N 109н:
«В случае представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ „Об электронной подписи“, ее представление на бумажном носителе не требуется.»
ха-ха. Проще распечатать и отправить раз в год три большущих папки по почте, чем заморачиваться ради отправки в электронном виде усиленной квалифицированной ЭП.
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах