Золотой век и грядущий закат автострахования

06:36
107
Дмитрий Амелькин
Директор по стратегическому развитию, СОГАЗ
В то время как на российском страховом рынке появляется множество стратегий, особенно интересно наблюдать за процессом прогнозирования объемов рынка и обещаниями страховщикам «золотых гор» (некоторые эксперты дают прогнозы аж на 2050 год).

Это касается, разумеется, и рынка автострахования. Расчет будущего объема этого рынка в большинстве моделей сводится к калькуляции количества авто на душу населения (исходя из европейских показателей), определению проникновения автострахования (исходя из европейских показателей) и прогнозированию среднего тарифа (в большинстве случаев – исходя из российских показателей). Но вот чего большинство расчетов не учитывают, так это того, что автомобильная отрасль и функция по обеспечению безопасности дорожного движения не стоят на месте.

Уже в этом году в Москве рост количества ДТП и количества пострадавших остановился – несмотря на то, что автопарк увеличился. По мере выхода технологий автоматической фиксации правонарушений на дороге на полную мощность, а также ее тиражирования в регионы в дополнение к усилению мер по борьбе с пьянством за рулем эффект будет выше.

Идем дальше – постоянная работа автопроизводителей по увеличению мер безопасности приведет к снижению как частоты, так и величины среднего убытка. Обязательная установка на новые машины систем геолокации, хоть и не сразу, а в перспективе, – существенно снизит риск угона. В дальнейшем на базе этих систем вполне возможно развитие систем телематики. Затем – построение системы автоматического взаимодействия автомобилей с инфраструктурой города и между собой.

Все эти меры постепенно приведут сначала к снижению тарифа (в том числе и за счет того, что франшизы станут гораздо популярнее, чем сейчас), а потом и вовсе к отсутствию необходимости страховать автомобиль. Разумеется, это произойдет не сразу, и российский рынок автострахования еще имеет определенный потенциал роста в части увеличения количества авто, проникновения автострахования, а также увеличения тарифа в части страхования здоровья пассажиров и водителя. Но весь этот потенциал будет реализован примерно к 2020 г.

Сейчас же уже можно говорить, что рынок автострахования вошел в свой «золотой век». После 2020 г. объем рынка (без учета инфляции) постепенно пойдет вниз, а еще через 10 лет розничное автострахование преобразится в корпоративное страхование всевозможных автоматизированных систем и их производителей.

Ожидая много скепсиса по поводу написанного выше, хочу напомнить, что 20 лет назад большинство людей в России не знали, что такое мобильный телефон и интернет, а пять лет назад не было ничего и близко похожего на современные гаджеты. И еще хочу напомнить, что уже сейчас в двух штатах США законодательно разрешено использование беспилотных автомобилей. И по этим дорогам совершенно безаварийно проехали более 400 тыс. км беспилотные Гуглмобили.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
107 комментариев
107 комментариев
  • АД or ДАР
    09:12

    Дмитрий, Вы меня прямо утром вогнали в благостное настроение… а я вот все мучаюсь вопросом: успеют наши дорожные службы убрать снег с трассы «Россия» до следующих выходных или так и будет там по одной полосе в каждую сторону…
    «Жаль только — жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется — ни мне, ни тебе»
    Н.А. Некрасов

  • Seventy
    09:35

    С технологической точки зрения перспективы вполне достижимые. Но нельзя сбрасывать со счетов социально-психологический аспект. Мне кажется, 30 лет недостаточный срок для столь глубокой перестройки общественного сознания. Вероятнее всего, все эти технические системы, влияющие на безопасность, будут совершенствоваться. Но управление все равно останется за человеком. А значет останется место для лихачества, глупости, ошибок и пр. — всего того, что зовется емким словом «Человеческий фактор». Так что, закат, как у Г.Уэллса в «Машине времени», может затянуться. :)

  • Вадим Демченко
    09:50

    О госпади… Чтоб не случился закат, нужно дать откат…

    «20 лет назад большинство людей в России не знали, что такое мобильный телефон и интернет»

    Интернет тоже… того? В закат?

  • Дмитрий Амелькин
    10:07

    И Вам Доброго утра!

    Опасения понятны, но я все же надеюсь пожить в эту прекрасную пору!

  • Билли Бонс
    10:08

    20 лет, хм, интересно, а уважаемый Дмитрий бывал когда — нибудь за МКАД?

  • Деньги Шменьги
    10:23

    раз пошла такая пьянка:
    Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира. 12 стульев.
    Дмитрий, какое послание несёт сей пост, дюже интерсно.

  • Снег
    10:26

    За МКАД из обсуждения темы — Как заставить водителей соблюдать ПДД, далее копипаст:
    «Нафига их соблюдать? Пока мой доход позволяет в случае чего без проблем оплатить любой штраф, хрен я по правилам буду ездить-_ Ну, а в случае ДТП, тоже пох, ибо КАСКО, ОСАГО и ДОСАГО, так что не загоняюсь вообще, хоть каждый день могу биться-)
    Вот как выше сказали, если сделают 250-500 тыр за ремни, обгоны, парковку, и прочее тады начну соблюдать… Как то так»

  • фокусима
    10:52

    Уж осени конец,
    Но верит в будущие дни
    Зеленый мандарин…
    Мацуо Басе, (1689 г.)

  • йонас
    11:08

    Блажен, кто верует…

  • Юрий М
    12:07

    Вот все тут скептики и ёрники — а я за Дмитрия!
    Ну во-первых, потому что, как все знают, мы гордо автокаско и ОСАГО не занимаемся —
    так что уже осуществили предсказанный закат солнца вручную.
    Сидим, завидуем всем, но держимся.
    Во-вторых — потому, что считаю — реально можно тарифы обрушить минимум вдвое здесь и сейчас, если начать прямо на заводе все бамперы и и двери кантовать толстым слоем ржавого железа-резины-мягкой пластмассы или еще чего не жалко. Даешь надувной пояс по кругу вместо каско! Лишь заговор автопроизводителей вместе с сервисами объясняет факт, что транспортное средство имеет лакировано-полированный обвес, требующий кучи денег на восстановление. И не имеет полимерной защитной пленки на лобовом стекле. В итоге все автостраховщики тратят большую часть своих сервисных усилий на всякую хрень — какие-то микросколы, царапины, вмятины 3 см длиной. Зато по угону заплатить — это же почти подвиг! Ждем пресс-релиза Гелиоса о выплате по угнанному Рэнджу.

  • longiman
    12:08

    я правильно понял Дмитрия: согаз собрался в каско-ритейл и делает стратегическую ставку на развитие авто-гаджетов и прочих фенечек? :O

  • йонас
    12:48

    Согаз построит автозавод имени Емели и будет выпускать самоходные печки для корпората, где убыточность О%. Ё-мобиль отдыхает…

  • Краснов Сергей Евгеньевич
    14:11

    Рассуждения здравые, не откажешь.
    Только вот проблема: наложение страновых рисков на эту благостную картину её полностью (или почти полностью) дезавуируют. «Здесь вам ни тут...» ни Германия, ни Япония… и тем более ни США с их «беспилотниками».
    На выбор:
    «если нельзя, но очень хочется, то можно...»
    или
    «этого не может быть, потому что не может быть никогда»

  • Читатель_АСН
    14:11

    Стратегия — дело серьезное, даже если не сбудется через 20 лет, можно будет сказать что повлияли непредвиденные внешние факторы

  • Юрий Нехайчук
    14:50

    спасибо, оба прекрасны

  • Юрий Нехайчук
    14:52

    что снижения цен на полис каско хотя бы до европейского уровня нам не видать как своих ушей — СОГАЗ идет в розницу и пока не понимает как прогибать отдельных дилеров на дешевый ремонт.
    Ждем новых назначений в рамках пока еще не утвержденной стратегии развития лидера газовой отрасли

  • Юрий Нехайчук
    14:53

    угу, только пока главного по дилерам и прочим радостям не нашел — оттого не понимает как можно продавать полисы по цене, меньше чем 50 тыс рублей за штуку в среднем ))

  • Юрий Нехайчук
    14:54

    послал гонцов за попкорном

  • Деньги Шменьги
    15:24

    а Согаз, вообще развивается?
    только тендеры у своих выигрывает…
    увеличить уставняк до 15 ярдов, под те же тендеры, это развитие? или написать топик о фантастическом будущем?
    да и так, на секундочку, я думаю человек такого уровня должен понимать:
    «Идем дальше – постоянная работа автопроизводителей по увеличению мер безопасности приведет к снижению как частоты, так и величины среднего убытка.» да с чего это вдруг, частоты возможно, но вот стоимость? чем высокотехнологичней объект, тем дороже, следовательно и ремонт дороже и один такой убыток будет как три сейчас и т.д.
    что за словоблудие? зачем эта статья? так, чё-та написать. чудно…

  • Алексей Евгеньевич
    15:26

    ну перспектива и здарвое зерно в рассуждениях автора есть, но опять напоминает тезисы по софинансированию ДМС… как бы цифровое неравенство между регионами довольно внушительное… но СОГАЗ и авторитейл — две несопоставимые вещи (хотя есть отдельные тарифы со стороны СОГАЗА на отдельные авто достаточно неплохие) Будем ждать развитие событий :) в первую очередь, увеличесние тарифов по ОСАГо в разрезе корпоративного страхования

  • Дмитрий Амелькин
    16:32

    Уважаемый Дмиторий за МКАД был!

    Уважаемый Билли Бонс, в свою очередь, наверное сможет нам сказать какая доля рынка автострахования приходится на 20 крупнейших городов России, а какая на учсловное «замкадье».

  • драконья ферма
    16:34

    я тоже кстати не перестаю думать о гелиосе и его рейндже. может позвонить, спросить, не случилось ли чего?

  • Дмитрий Амелькин
    16:37

    Типичный ответ человека, который не знает никаких деталей о том, что комментирует.

  • драконья ферма
    16:43

    вот чем хорошо быть СОГАЗом — можно обосновать любое радикальное управленческое решение по ритейловой автостраховой тарифной политике.
    дешево — потому что мы СОГАЗ и компесируем другим бизнесом,
    дорого — а это потому что мы СОГАЗ, слыхали про нас?
    средне — а это потому что мы детально промониторили рынок и нашли свою нишу.

    а гаджеты вряд ли увеличивают размер среднего убытка, но зато существенно уменьшают расходы на аквизицию — гаджетовые пацаны страхуются через директ обычно.

  • Дмитрий Амелькин
    16:47

    Уважаемый читатель,

    Конечно мое «свловоблудие» никак не сравниться с Вашим развернутым и конструктивным комментарием.
    Какие же это высокотехнологичные объекты приведут к удорожания стоимосости объекта? Может быть поделитесь какими-нибудь исследованиями, которые показывают тенденцию к росту стоимости авто?
    Так же думаю, что для Вас будет не ново, что средняя величина убытка зависит в том числе от пропорции убытков с различной степенью тяжести. Поэтому, в случае более резкого снижения количества угонов и ДТП с серьезными последствиями средний размер убытка будет падать.

  • Дмитрий Амелькин
    16:49

    ДФ,

    Открою Вам секрет, что указанные Вами формулировки хороши для любой Страховой Компании. И любая компания именно так позиционирует различия в тарифах с конкурентами.

  • Дмитрий Амелькин
    16:55

    Уважаемый Сергей Евгеньевич,

    Сомнения понятны, но честно говоря, мне кажется что мы уж как-то слишком привыкли себя сами высекать. «Все у нас воры, все хамы, все тупые. А вот в Америке или в Европе, — это ДА. Там совсем другие люди живут».

    Если там могут, то и мы сможем.

  • драконья ферма
    16:57

    не, не каждая компания называется СОГАЗ, уж теперь то я это точно знаю.

  • Дмитрий Амелькин
    16:59

    Как говориться, «спрогнозировать, что будет через 10 лет, — это легко, гораздо труднее угадать, что будет завтра». Это, однако, не отменяет необходимость делать этого прогнозирование.

    На самом деле серьезным фактором, который может отложить эти процессы (не считая апокалипсиса и войн), может стать серьезный финансовый кризис как глобальный, так и в недрах России.

  • Билли Бонс
    17:00

    какого автострахования? :) про доли вам лучше знать, у меня такой статистики нет, я не гендир увы.

    но если вы были за мкадом, то должны знать, или вам должны докладывать. что тамошние страхователи как огня боятся франшиз, про популярность которых вы говорите.

    про геолокацию внедренную насильно в авто я вам тоже оппонировал как то. сколько американских авто застрахованных по каско ими обладают? а в европе? Не прижилось у них, а у нас то да, приживется. Все только и мечтают попасть под «колпак Мюллера»

    и не кажется ли вам, что рост ДТП в Москве остановился потому что сама Москва «встала в пробках»?

  • драконья ферма
    17:08

    обязательная геолокация неизбежна к 2018 году примерно.
    готовьтесь реинжениринг сознания делать.

  • Дмитрий Амелькин
    17:09

    Для обсуждения, — «кто как развивается».

    Вы пожалуйста пришлите — кто Вы такой, что Вы развиваете, и как успешно у Вас это проходит. Вот тогда и поговорим, что такое развитие.

  • Дмитрий Амелькин
    17:28

    Под Автострахованием я понимаю, КАСКО, ОСАГО, ДСАГО + Авто НС.
    Честно говоря не хочется сейчас цифры поднимать, так что пусть меня простят за приблизительные показатели, но кажется только Москва и Питер дают 1/2 по рынку Автокаско и около 1/3 по рынку ОСАГО. Так что на первые 20 регионов будет приходиться более 80% рынка.
    Я с Вами согласен, что во многих регионах процесс будет происходить намного медленнее, но львиную долю вклада в рынок авто будут вносить именно ключевые города.
    В Америке если не ошибаюсь на данном этапе 2 производителя у себя в базе устанавливают на новых Авто. В Европе тема пока не внедрена, но находиться на стадии активного обсуждения (им с GPS надо интегрироваться). Кажется около 60%-70% из опрошенных итальянцев выразили согласие на геолокацию и телематику, в случае если это приведет к снижению тарифа.

    По Москве, — честно говоря я уже последние 3-4 года, особенно не замечаю разницу в пробках. Как все стояло, так и стоит. Но статистики на это счет у меня нет. Однако, не только же в часы пик случаются ДТП. В частности количество крупных ДТП (которые случаются, разумеется, не в пробках) так же стабилизировалось.

  • Дмитрий Амелькин
    17:30

    Про франшизы — их бояться не только за МКАД, но и в его пределах. Именно поэтому есть потенциал роста.

  • Блондинко
    17:51

    Вот можете меня совсем заклевать, а я согласна с автором, только в связи с тех. прогрессом смотреть надо еще дальше. Все предпосылки идут к тому, что пробок не будет совсем, не нужно будет вообще ни машин, а тем более каско и осаго. Люди будут жить в коробках, к мозгам проводки… и вся вся вся жизнь будет в виртуальном пространстве. там будут и дома какие хочешь и машины и отдых в любой части света… вот только любопытно переберется ли туда страхование?))))) :roll: :? :roll:

  • Билли Бонс
    17:53

    вопрос был с «подковыркой» :) , в регионах из автострахования только осаго, если мы опустим 20 мега городов.

    по gps — ( кстате у европы и своя система есть — галилео) сами привели только опросы итальянцев, до дела дойдет ли?

    у франшиз я вижу потенциал роста только с поднятием лимитов по осаго и выплат по нему же без износа. Тогда действительно по каско можно будет не страховать риск дтп опытным водителям, а система Глонас и «система МВД» сделают риск " угон" бессмысленной затеей :)

    но пока на всех этих проектах больше распила, чем здравого смысла, я скептически отношусь к вашим предсказаниям.

    понятно что вы там в согазе мыслете уже масштабно, государственно прямо скажем, но вот за 20 лет, как в той поговорке: " или ишак сдохнет. или шах, или я "
    :)

  • Юрий Нехайчук
    17:55

    Типичный ответ человека, «продающего» «продукты» за счет материнского капитала.

    «Поздравляю» с Металлоинвестом, кстати

  • Дмитрий Амелькин
    18:04

    Как это не прискорбно, так оно и будет. Чуть попозже, но будет. И это не мой прогноз или прогноз Блонидико, а предсказанный сценарий развития общества футуристами (ну опять же если не считать апокалиптического сценария и сценария войны). И там уж точно не до страхования будет.

    TG54

  • Дмитрий Амелькин
    18:08

    Было бы неразумно с моей стороны исключать вариат «Ишака». Но все же думаю, что-то о чем я пишу неизбежно, вопрос лишь когда. Вилка может гулять в пределах 15-40 лет.

  • Кирилл Гацалов
    18:11

    Глядишь, и машины самоуправляемые без руля будут.
    … а угон… ну так установка будет в программе — типа «чужого автомобиль в полицию везет»
    полис ОСАГО будет экспонатом музея

  • Юрий М
    19:27

    На следующей Золотой саламандре спросим, когда Гелиосу будут вручать ее за «Рестарт года».
    Глядишь, к тому моменту еще застрахуют пару-тройку.

    Кстати, никто что-то даже не заглумил моей основной мысли, что лучший страховой гаджет — это пофигизм владельца и пластиковые накладки на бамперы. Я прекрасно помню страну Францию — там контактная парковка — это нормально, бамперы резиновые и никто в страховую не несется менять поцарапанную черную резинку ценой 5 евро. У нас же даже самый эконом-авто имеет гордо покрашенный бампер. Нафига?

  • Дмитрий Амелькин
    19:42

    Юрий,

    Вы же сами написали, что это выгодно автопроизводителям. Ну и выглядит накладка чуть менее презентабельно. Вы правы, эффект от обризинивания выдающихся деталей авто может измеряться очень существенными суммами и для этого не требуется никакой автоматизации и увеличения орбитальной группировки.

  • Юрий Нехайчук
    21:56

    «Вилка может гулять в пределах 15-40 лет.»

  • Ведьма из Блэр
    09:30

    И чего все стебутся и ерничают. По-моему, глупо строить прогноз на 40 лет вперед и не учитывать, что за такой долгий срок может поменяться вообще все. Представьте себе, к примеру, прогнозы страховщиков в 1812 г. по рынку страхования дилижансов на столетний период.

  • драконья ферма
    11:01

    Юрий,
    а чем плохо продавать продукты за счет материнского капитала?
    какое слово ругательное — «продавать», «продукты», «капитал» или «материнский»?
    или может быть слово «капитализм» Вам кажется настолько ругательным, что Вы его даже решили не писать ваще.

  • Знаменский Андрей
    11:05

    Говорият, что 20 лет назад в Москве не было проблем с парковками на улицах и во дворах, и пробок на улицах практически не было…
    Я бы начал с самого простого прогноза — будут ли пробки и проблема с парковками в нашей столице через 20 лет?

    ЗЫ: Политические инсинуации типа, какой город будет нашей столицей через 20 лет, и что означает «наша», можно отложить для другого обсуждения.

  • Дмитрий Амелькин
    11:37

    Я думаю, что если пробки и проблемы с парковками и будут иметь место, то в значительно меньшей степени чем сейчас.

  • Дмитрий Амелькин
    11:41

    Про сорок лет я согласен, но основная посыл касается более приближенной даты — 2020 (8 лет — это не так уж и много). Я думаю, что приблизительно к этой дате рост российского страхового рынка себя исчерпает и далее постепенно будет двигатся в сторону снижения. В каком году -2030 или 2040 рынок станет близким к нулю это действительно уже гадание.

  • longiman
    11:46

    но перживать эту проблему люди будут острее. а мы, ветераны пробочного движения, будем свысока им бросать: разве это пробки… вот в наше время были ПРОБКИ!!! ))

  • Дмитрий Амелькин
    11:57

    Так же как и с очередями. То, что сейчас называется очередью, — раньше классифицировалось как «вообще никого не было»!

  • Ведьма из Блэр
    13:12

    +100500

    Страшно далеки Вы, Юрий, от реалий страхового рынка :)

  • Ведьма из Блэр
    13:15

    Что к 2020 г. тарифы на автострахование снизятся по крайней мере на пару пунктов — тут к ведьме не ходи, так и будет. Если, конечно, оно (автострахование) переживет 21 декабря этого года.

  • Ведьма из Блэр
    13:17

    в столице нашей родины — где бы она в это время ни находилась — через 20 лет не должно быть машин ваабче. Только метро и общественный транспорт.

  • Иван Живопырко
    13:43

    Политические инсинуации типа, какой город будет нашей столицей через 20 лет, и что означает «наша», можно отложить для другого обсуждения.


    Жаль. Я бы серьезно предложил рассмотреть кандидатуру Магадана. Плюсов неимоверно больше минусов

  • Алексей Володяев
    14:37

    Страшно далеки Вы от народа, коллега. Все описанные дивайсы, безусловно, появятся. Не к 20 году, но к 25 — вполне возможно. Стоить они, однако, какое-то продолжительное время будут, как небольшой самолётик. А народ среднестатистический у нас как сейчас ездит на отечественных корытах 10+ лет, так и будет на них же ездить. Иного углеводородная парадигма не предполагает.

    Разрешение на использование беспилотных автомобилей в двух штатах США, кстати, не потому получено, что автомобилей таких много, а потому, что надо же где-то единичные опытные образцы испытывать.

  • Деньги Шменьги
    14:51

    Дмитрий, не обижайтесь, ничего плохого в виду не имел.
    развиваю агентскую сеть. вполне успешно.
    а по теме так видится:
    то что в общем убытков через 30 лет в России будет меньше, это будет, но лишь за счёт убыли населения. по поводу частоты, да возможно, куча наворотов на снт и снизит вероятность наступления случая, но вот одно такое дтп будет по ущербу сопостовимо с несколькими убытками на сегодняшний день (человечиский фактор никто не отменял), так как чем дороже авто, тем дороже и ремонт, а машины не дешевеют, только дорожают. по поводу геолокоции — по первости спс была практически панацеей против угонов, но их научились глушить, ибо война охранник-вор никогда не закончится. франшиза не популярна? так сделайте её реально выгодной, а не разводом. причём популиризировать франшизу в Ваших силах уже сегодня. вот)

  • Юрий Нехайчук
    15:52

    для ДФ:
    знаете, ведь не ругался. просто подчеркнул, что стремление продавать и создавать продукты, свойственное для капитализма, не свойственно «СОГАЗа».

    Окромя того, это ведь Дмитрий может себе с высоты своего полета позволить ругаться на смердов внизу, обвиняя их в не компетенции, а мы… что мы… можем поздравить с лишь с очередным «приобретенным» клиентом

    Для ВиБ:
    не спорю, вам точно видней

  • экономист
    17:44

    Уважаемый автор, но для того, чтобы к 2020 году аварийность начала заметно снижаться, нужно как минимум хорошие дороги везде иметь к этому сроку. Насколько мне помнится, даже в самых смелых предвыборных обещаниях наших политиков таких прогнозов нет! К 2018 г., в тех городах где пройдет мундиаль, построят по нескольку развязок и все. Да еще как построят-то, в СОГАЗе хорошо известно, как строят ко всяким там АТЭСам, Олимпиадам и проч.
    Закладывайте временной лаг побольше, дорог у нас много разбитых.

  • Дмитрий Амелькин
    17:59

    Алексей,
    Какие девайсы приведут к увеличению стоимости авто до меленького самолётика? Давайте конкретно рассмотрим.
    Компьютеры — это копейки да и так уже много где стоят. Геолокация — сейчас заявляют о том, что ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ Глонасс будет стоить порядка 6-8 тыс. рублей. Ну с учетом инфляции и пр. — может быть тысяч 12-13.
    Автоматизированные системы — уже ставятся: либо те, которые действуют сами (например система автоматического торможения), либо предупреждающие водителя (например контроль слепых зон или контроль за пересечением разметки). Система определения алкоголя в парах, а так же система контроля моргания (на предмет, не заснет ли водитель) — уже есть. Процент Авто оборудованный ABS, ESP, партктрониками и камерами заднего вида постоянно растет.
    И оборудуются всем этим добром далеко не только самолеты. Если не ошибаюсь, система автоматической парковки на Фокусах будет стоять.
    Касательно «корыт 10+»:
    1) мне кажется Вы пользуетесь устаревшей статистикой: сейчас уже более 50% авто по России младше 10 лет (более 25% младше 5 лет). А если не считать тех, которые де факто не ездят или почти не ездят, то доля более новых будет еще больше.
    2) «Корыта 10+» никогда не страховались (кроме ОСАГО) и страховаться не будут, а значит влиять не рынок автострахования они могут исключительно врезаясь в застрахованные авто.

  • Дмитрий Амелькин
    18:09

    По среднему убытку спорить не буду, так как, действительно, при определенном сценарии он может вырасти (за счет более резкого снижения мелких убытков). С одной стороны различные прибамбасы будут снижать именно вероятность серьезных аварий. С другой стороны, автоматическая парковка авто, парктроники и камеры будут снижать количество мелких ДТП. Что из этого будут происходить более быстро — сейчас сказать сложно.

    Про убыль населения, — ну что же столько пессимистов у нас в стране. У нас в октябре 2012 года впервые за много- много лет — рождаемость превысила смертность. Знаю, что это лишь временный эффект, но убыли то точно не будет, -кто-нибудь обязательно придёт из соседних стран. На такую территории явно найдутся желающие переселиться.

    По стоимости авто,- честно не знаю — откуда такая статистика. Если Вы имеете в виду с учетом инфляции, то конечно авто будут дорожать, но без нее машины только дешевеют
    .

  • Дмитрий Амелькин
    18:16

    Понимаете, мы, видимо, с вами немного о разных вещах говорим. Вы утверждаете, что проблем с дорожным движением столько, что к 2020 году их не решить. Да я с Вами полностью согласен. Я говорю о другом, что к 2020 (плюс/минус) факторы действующие на снижение реального (не номинального) рынка автострахования будут иметь сопоставимый вес с факторами, влияющими на его рост. Что, соответственно, приведет к остановке роста рынка. И уже далее постепенно, влияние первых будет превалировать над вторыми, что повлечёт падение объемов.

  • Дмитрий Амелькин
    18:16

    Алексей,
    Какие девайсы приведут к увеличению стоимости авто до меленького самолётика? Давайте конкретно рассмотрим.
    Компьютеры — это копейки да и так уже много где стоят. Геолокация — сейчас заявляют о том, что ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ Глонасс будет стоить порядка 6-8 тыс. рублей. Ну с учетом инфляции и пр. — может быть тысяч 12-13.
    Автоматизированные системы — уже ставятся: либо те, которые действуют сами (например система автоматического торможения), либо предупреждающие водителя (например контроль слепых зон или контроль за пересечением разметки). Система определения алкоголя в парах, а так же система контроля моргания (на предмет, не заснет ли водитель) — уже есть. Процент Авто оборудованный ABS, ESP, партктрониками и камерами заднего вида постоянно растет.
    И оборудуются всем этим добром далеко не только самолеты. Если не ошибаюсь, система автоматической парковки на Фокусах будет стоять.
    Касательно «корыт 10+»:
    1) мне кажется Вы пользуетесь устаревшей статистикой: сейчас уже более 50% авто по России младше 10 лет (более 25% младше 5 лет). А если не считать тех, которые де факто не ездят или почти не ездят, то доля более новых будет еще больше.
    2) «Корыта 10+» никогда не страховались (кроме ОСАГО) и страховаться не будут, а значит влиять не рынок автострахования они могут исключительно врезаясь в застрахованные авто.

  • драконья ферма
    20:58

    Юрий,
    стремление создавать продукты свойственно для фермера.
    а для капитализма свойственно создавать навар.
    или у Вас есть сомнения, что у СОГАЗа получится так же неплохо страховать, как у Вас получается буквы в слова складывать?

  • Охранник - Оценщик - Стрелок
    22:03

    Ничего, я тут на шухере постою?

  • Sadko
    22:56

    Хороший прогноз.

    Правда моя врожденная ворчливость возражает, что и через тридцать лет единственной электроникой внутри продукции автоваза останется магнитолла… Но будем верить в лучшее :D

  • Алексей Володяев
    23:54

    «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ Глонасс будет стоить порядка 6-8 тыс. рублей»

    Глонасс и GPS определяют местоположение с погрешностью в несколько метров (от 3 до 30 в среднем), в туннелях не работают вообще, а вне туннелей иногда устраивают «перерывы в обслуживании» в несколько часов. Автопилот, замкнутый на них, впишет Вас в стену дома без проблем. Без пары-тройки радаров и неслабого мозга, обрабатывающего их сигналы, не обойтись.

    "… система автоматического торможения), либо предупреждающие водителя (например контроль слепых зон или контроль за пересечением разметки). Система определения алкоголя в парах, а так же система контроля моргания (на предмет, не заснет ли водитель) — уже есть. Процент Авто оборудованный ABS, ESP, партктрониками и камерами заднего вида постоянно растет."

    А вот на эти дивайсы какой-какой ценничек?

    "… мне кажется Вы пользуетесь устаревшей статистикой..."

    Не исключаю такой вероятности. Дайте ссылку на свежую.

    "… влиять не рынок автострахования они могут исключительно врезаясь в застрахованные авто..."

    Ага, именно этим образом они и будут влиять — как, впрочем, и сейчас прекрасно влияют.

    Опять же — буду с Вами откровенен — сотрудники самого Гугла куда скромнее Вас в ожиданиях от своих Гугломобилей.

    Я, в общем, не спорю за конечный результат. Просто к 2020 этого не случится. Может, к 2050…

  • Заинтересованный взгляд
    03:30

    Смочь-то сможем. Захочем ли?

  • Заинтересованный взгляд
    03:30

    Как мы недавно выясняли при анализе «стратегии» от OW средняя цена по КАСКО в Европе в разы меньше, чем в России. Без всяких беспилотников.

    Может надо с дорогами порядок навести, контроль за скоростным режимом хотя бы в больших городах и вокруг наладить, заставить водителей пристегиваться (это к вопросу об НС при ДТП), не давать регистрировать авто с перебитыми номерами, повысить взяткоответственность «инспектора Петренко», пешеходов научить уважать водителей и заставить переходить улицу по пешеходному переходу, водителям уважать пешеходов и пропускать скорую помощь...? Тогда не надо никаких новых дорогостоящих инициатив для автомобилей, оснащения их телематикой и нановодителями, а просто всё будет для людей. Аварийность сама снизится в разы, травматизм и его последствия по тяжести — на порядок. По ОСАГО опять же платить честно и в полном объеме без износа для автомобилей до 10 лет, например, лимиты поднять до 1 млн. евро как в новых странах ЕС. Тут тарифы по КАСКО сами и подтают как снег в апреле.

  • Заинтересованный взгляд
    03:34

    Проснулся — и сразу на работе?

  • Блондинко
    10:41

    Именно так. Самое страшное, что это будет намного быстрее чем всем нам кажется. Дети уже не выходят из дома, они привыкли жить в сети. ))Согласитесь, сейчас не все конечно, но многие на работу ездят по старинке, все уже можно было бы решить не выходя из дома))) Телефон, комп — интернет и доступ на нужные сервера. ВСЕ! Пробок нет — машина не нужна. Скоро работодатели пойдут на это в целях экономии з/п и аренды… и т.д.))

  • Boldis
    10:49

    Представляется, что влияние хай-тека в автомобилестроении на развитие рынка автострахования преувеличено, в частности в отношении перспективы отмирания автострахования к 2030 году, с лагом в 15-40 лет… Больше верится в перспективу продажи высоко технологичного авто, в цену которого уже включена цена страхования, но даже это, боюсь, для нашей страны будет еще позднее, поскольку действие систем безопасности (скажем удержания авто в полосе, автоматическое соблюдение скоростного режима и пр.) возможно при развитой дорожной инфраструктуре… Касательно последней, думаю иллюзий ни у кого нет… Системы геолокации, также представляется не исключат хищение автомобиля, угонщики тоже совершенствуют свой инструментарий и использует аппаратное обеспечение которое позволяет подавлять сигнал gps — приемника…
    Единая база страховых историй в рамках ОСАГО заработает, будем на то надеяться, в следующем году, хотя ее введение прогнозировалось почти 10 лет назад… Минфин не желает разрешить электронные продажи полисов ОСАГО, ФСФР обсуждает идею введения единого стандарта в автокаско… Где прогресс в страховании, результатом которого может стать падение в Вашем примере автострахования до уровня погрешности? Его нет!
    Вновь приобретенный автомобиль, его окрашенные элементы, был покрыт специальной защитной пленкой Venture Shield от компании 3М (высокие технологии применяемые в авиации, яхтенном и авто -деле и пр.) с целью защитить ЛКП от мелких повреждений… Про цену вопроса умолчу, но ни один из страховщиков в этой связи не предоставил мне скидку и не согласился в случае повреждения пленки вместе с защищаемой поверхностью (читай более менее серьезное ДТП) возместить стоимость ее повторного нанесения, даже за дополнительную премию…
    При таких вот обстоятельствах, представляется, озвученная Вами идея бесспорно прогрессивна, но к сожалению — утопична!

  • драконья ферма
    12:46

    а как люди женицца будут?

  • Юрий М
    12:47

    «Если не ошибаюсь, система автоматической парковки на Фокусах будет стоять.»

    Запланировано ли по этому случаю снижение страхового тарифа на Фокус в вашей компании?
    Или так хотя бы — считали ли вы это разумным?

  • Дмитрий Амелькин
    12:49

    Алексей,
    про радар Вы все верно пишите, но я все же не прогнозировал полностью беспилотных авто к 2020 (или даже 2030 году). Когда я писал про систему взаимодействия авто-авто и авто-инфраструктура (которая я тоже думаю начнет появляться где-то к 2025 году), я не имел в виду, что они будут общаться через спутник, хватит блютуса и нескольких датчиков (а ля парктроник и система контроля слепых зон, которые по сути являются радарами).
    По Ценнику девайсов возьмем для примера новую Мазду 6.
    Отличие Пакета 6 от Пакета 5 по девайсом выглядит следующим образом:
    HBC – система автоматического переключения дальнего света фар; LDW – функция предупреждения о выходе из занимаемой полосы движения; RVM – функция мониторинга мертвых зон; SCBS – система безопасного торможения в городе; навигационная система; система, перезапуска двигателя i-stop.
    Отличие по ценнику — 63 тыс. рублей. Если убрать из списка девайсы, напрямую несвязанные с безопасностью, то стоимость оценивается еще меньше. Кстати, камера заднего вида уже включена в одну из комплектаций без увеличении стоимости Модели по сравнению с предыдущим модельным рядом.

    Наиболее свежая статистика — Автомобильный рынок России 2012 — Автостат.

    Я прогнозирую, что к 2020, всего навсего, влияние всех этих факторов станет выше, чем влияние факторов увеличивающих рынок автострахования. Но никак не говорю, что к 2020 году все авто будут напичканы электроникой и самостоятельно ездить.

  • Дмитрий Амелькин
    12:55

    Я считаю разумным снижать тарифы на авто оборудованные системами, которые снижают аварийность, в том числе системой автоматической парковки.
    Но на практике сомневаюсь, что у кого-то это стоит как тарифный фактор в настоящий момент. Когда появиться статистика (хотя бы 1 тыс. застрахованных авто год с такой системой проездят около года), тогда можно будет говорить о конкретной скидке на тариф. А поскольку такая статистика собирается отдельно в каждой СК, то думаю, пару лет еще придется подождать.
    Насколько я знаю, некоторые Компании сейчас дают (или в самое ближайшее время будут давать) скидку за телематику.

  • Дмитрий Амелькин
    13:14

    Уважаемый Болдис,

    В части скорости развития технологий страхования в России — готов подписаться под каждым Вашим словом. Но скорось развития технологий — это другое. И инраструктуры городов и, в первую очередь, автомобили будут «пичкаться» новыми девайсами. Конкуренция среди автопроизводителей очень велика и в условиях, когда внешнее авто все уже становятся приблизительно одинаковы, да и внутренняя отделка зависит не от производителя а от потраченной суммы денег, вся конкуренция будет происходить в сфере экономичности авто, его безопасности и различных дополнительных «бантиков». И если рынок автострахования не будет на это реагировать, то кто-то совсем откажется от страховки, а вто-то будет более активно покупать продукты с франшизой.
    Действительно никто Вам скидку не даст, потому что количество таких авто в России теряется где-то после запятой. А для того, чтобы сделать скидку, надо поменять тарифную сетку, внести новый тарифный фактор, получить, статистику, изменить формы заявлений на страхование, в том числе во всевозможных программных продуктах, провести кучу совещаний, доработок и т.д. В итоге РВД на решение этого вопроса превысит все разумные рамки. Вот когда такое покрытие будет хот бы у 2-3 % авто, то вся эта работа будет экономически целесообразна.

    Касательно угона, — Вы как и многие другие коллеги верно указываете на то, что геолокация — это не панацея в действующих реалиях. Но посмотрите на это с другого ракурса. Во-первых, она все же является защитой от «не самых профессиональных угонщиков». И во-вторых, предположим геолокация стоит на всех авто, и, соответственно, каждое авто должно испускать соответствующий сигнал. В таком случае простая глушилка не решит проблему, т.к. система города без проблем будет распознавать все авто, которые не испускают никаких сигналов. И вот в такой реалии, количество угонов снизиться на порядки.

  • Дмитрий Амелькин
    13:25

    Я как раз говорил о том, что внедрение автоматического контроля за движением (по сути камеры, которые контролируют скорость, правила парковки и движения по полосам), в совокупности с борьбой с пьяными за рулем — это самый реальный и самый близлежащий фактор, за счет которого можно улучшить ситуацию с аварийностью. Все остальное будет позже.

    В части авто — НС, несмотря на нашу аварийность — в Европе выплаты по этому направлению кратно больше. Причем не только в абсолютном значении (что логично), но и в относительном (к премии).
    У нас-то народ привычный, если сам идти можешь, значит все с тобой «ок». А в Европе сейчас стало очень модным при любом столкновении обращаться к врачу с жалобами на шею и проводить под это дело различные диагностические и восстановительные процедуры. А поскольку проблемы ус шеей есть у 30% взрослого населения, то в общем, неплохой ДМС получается.
    Там даже фирмы появились, которые рассказывают страхователям, что такой убыток можно заявить и как правильно все оформить, чтобы СК не могла отказать. Нас все это еще ждет.

  • Юрий М
    13:51

    Дмитрий, тогда вы себе противоречите. Статистика — она и в Африке статистика, если ее использовать, не нужны никакие дополнительные гипотезы, ведь их влияние усреднено и размазано. Если что-то по статистике покажет эффективность — хоть гаджет, хоть чугунный отвал перед бампером, хоть талисман вуду, хоть фуражка ГИБДД за задним стеклом — в тарифе это с удовольствием кто угодно отразит. Другой вопрос — вы все эти факторы трассируете в своей страховой документации и АйТи-системе?

  • Дмитрий Амелькин
    13:59

    Пока нет ((. Но будем очень стараться.

  • Блондинко
    14:41

    не будут… а зачем? сейчас уже большинство без обязательств или виртуально))) хошь на мерлин монро женись, а завтра она бредом питом или джони дэпом будет))) фонтазии нет предела, особенно в 5Д))

  • Заинтересованный взгляд
    14:42

    Не совсем то, о чём я писал.
    Снижение травматизма и его тяжести — уменьшение (существенное, заметьте) смертельных случаев и случаев последующей инвалидности или продолжительной нетрудоспособности. А статистика показывает, что на сопоставимое количество ДТП смертельных случаев от 3 до 10 раз меньше
    То, что в ЕС суммы выплат больше, так у них и лимиты по ОСАГО больше 5 млн. евро, и цена полиса выше, чем по каско и составляет сотни евро в год. А все эти «перегибы на местах» с обращением по «испугу», «болям в шее и ли пояснице» — просто следствие работы их автоюристов, которые переключились на выколачивание из СК выплат любой ценой и любыми способами. У нас же тоже все призывают «повышать страховую культуру», не понимая, что это в первую очередь приведёт к повышению выплат, а уж потом (и то не так сильно) к росту премий.

  • Дмитрий Амелькин
    14:50

    Согласен

  • Заинтересованный взгляд
    14:57

    Не такая уж и большая конкуренция среди автопроизводителей, если страхование продленной гарантии не стало еще нормой жизни.
    За рубежом прямо в салонах стоят авто с разными ценниками на разные сроки гарантии, банк не даст кредит на б/у авто, если нет такой страховки, дилеры по трейд-ин обязательно там предлагают (очень настоятельно, превращая это в массовые продажи) страховку продленной гарантии.

    Проблема угонов сейчас одна, завтра будет другая.
    Например, массовые угоны за рубежом происходят в сегментах недорогих автомобилей, т.е. их в основном угоняют на разборку. Поэтому введение дорогой телематики с постоянными расходами на абонплату в пересчете на всех автомобилистов превысят премии по угону в СК. Не надо надеяться только на технические средства (хотя с ростом количества камер наблюдения и системой отслеживания движущихся авто это тоже сильно затруднит не столько сам угон, сколько перегон угнаного). В первую очередь надо решить вопрос постановки таких авто потом на учёт. И для недопущения этого вполне можно не десятки миллионов автовладельцев поставить «в позу», а исправить «дыры» в системе регистрации и проверки на дорогах.

  • Юрий М
    15:11

    Ну вот вы и ответили — то есть даже статистику от продвинутых СК по гаджетмашинам мы еще минимум год не увидим. Что же говорить о рынке в целом?

  • Юрий Нехайчук
    15:31

    Для ДФ
    Фермер не создает, он выращивает. Этот процесс схож по процедуре с продажами, или, скорее — с формированием резервов. Вы же, как понимаю — имели ввиду селекцию новых видов растений/фруктов/овощей?

    Если да — тут у СОГАЗа ступор, пока людей не найдут.
    Суть же моей мысли была в том, что у СОГАЗа нет мотивации для создания реальных продуктов, как это делают Кардифы, АИГ и прочие-прочая (то есть компании, которых рынок и капитализм заставляет формировать постоянный новый спрос, для того создавать новые продукты и предложения, стимулировать его и т.д. по учебнику

    В случае СОГАЗа (конечно, очень понимаю ваше стремление работать там ))) — мы наблюдаем лишь процесс «стимуляцию спроса», да и то — не через те эрогенные зоны, что общепризнанно названы стандартными. Хочется посмотреть, чего же действительно ИННОВАЦИОННОГО может предложить лидер рынка, если убрать из его «рук» агрегат по стимуляции «не тех эрогенных зон»

    Ок?
    Поверьте, тут ничего личного. Просто интересна когда эта стори и чем именно схлопнется

  • Юрий Нехайчук
    15:34

    Для Охранника-оценщика-стрелка

    — уже бояться?

  • Дмитрий Амелькин
    15:40

    Я думаю, что скорее речь идет о паре лет даже для продвинутых СК.

  • Дмитрий Амелькин
    15:43

    Если не считать фразу про «позу», опять же согласен. Не телематикой единой будет жить авторынок.

  • Юрий Нехайчук
    15:45

    Да ну, что вы… зачем это если в рассуждениях заложено, что «Вилка может гулять в пределах 15-40 лет.»

  • Заинтересованный взгляд
    15:46

    Меняем «позу» на «безальтернативную зависимость».

  • Заинтересованный взгляд
    15:53

    Юрий,

    при всём уважении, вы как-то скатываетесь не в ту риторику. У вас с Дмитрием что-то ещё есть, что осталось за кадром, помимо дискуссии по этому вопросу?
    Просто лет 18 назад я слушал рассказы иностранных специалистов и думал, что всего такого, как они говорят у нас вообще никогда не будет, а не прошло и 5 лет, всё сильно поменялось, через 10 было просто не узнать, через 15 изменения были просто космического масштаба (в рынке, в продуктах, в масштабах, в технологиях и пр.).
    Может через 10 лет в каждую деталь авто уже при отливке будет заложен модуль GPS и питание у него будет за счет разности температур. Или у каждого будет вживлен биометрический чип, который будет вместо иммобилайзера идентифицировать тот ли человек за рулем.

  • Вадим Демченко
    16:00

    GLONASS Insurance Company. СОГАЗ нервно курит

  • Вадим Демченко
    16:02

    И хде те иностранцы?

  • Юрий М
    16:10

    Дать скидку можно хоть вчера. Убедиться в ее актуальности и адекватности — надо еще сильно и небыстро посмотреть. Проще еще 5% брокеру подкинуть, в рамках честной конкуренции.
    PS. Я не про себя. Хотя, может, сейчас впечатлимся дискуссией, начнем страховать исключительно гаджет-тачки по смешным тарифам.

  • драконья ферма
    16:12

    Юрий,

    а Вы уверены, что клиентам нужен креативный бизнес с продуктами и прочей ересью? может достаточно того, что страховщик не сольется на Старообрядческую улицу?

    да, в СОГАЗе наверное классно работать, продолжайте мечтать, но я пока и не мечтаю, во-первых, работать не люблю, во-вторых — мне очень далеко от фермы туда ездить, я лучше лениво покурю.

  • Юрий М
    16:16

    Это вы про какой рынок говорите? Явно не про страховой… Я как раз в 1994 году страхованию учился, продуктовая линейка космически не поменялась. Кроме агрострахования с господдержкой, ОСАГО и ОСОПО, почти и нет разницы.

  • Дмитрий Амелькин
    16:21

    На самом деле по части наворотов скидку уже дают. и вроде как про статистику уже говорят.

    http://www.ingos.r...

  • Вадим Демченко
    16:21

    94-й неудачный год был на обучение, неурожайный

  • фокусима
    10:34

    Уважаемый, Дмитрий Амелькин!
    А у нас в «заМКАДье» золотой век, о котором Вы так увлекательно рассуждаете, еще не наступил и, по нашим прогнозам, не скоро наступит… :D

    photo

  • Юрий Нехайчук
    02:37

    я не одобряю методы, которыми зарабатывает…
    а так в целом — верю в будущее, и глонасс, и бриз-м, и прочие ямалы. да.

    проблема в том что это не интенсивный, а экстенсивный путь развития

  • Юрий М
    16:35

    Извините, ссылка — полный бред. Вернее, может и не полный, но я дальше первого абзаца, где написано, что системы что-то там отсылают на спутники Глонасс, я читать не стал. Если люди не понимают, как гаджеты и спутники работают, то я бы их статистике по этому поводу тоже не особо доверял. Обычный ПеАр на модной теме, да и все.

  • hris
    13:28

    А вот кстати да, я являюсь счастливым обладателем французского чуда… на этом чуде у меня почти все пластмассовое и вдоль дверей пластмасска. Сразу хочу сказать — это предел мечтаний любой блондинки… мало того, что я не ремонтирую всякие глупости на бампере и крыльях, так однажды я даже развернулась в каком-то дворе люсиновской улицы в клумбу, а машинку чинить не пришлось :D ибо у меня там черная пластмасска и даже ничего не заметно ;)

    тут значит я присмотрела себе новую модельку того же производителя… НО… когда я поняла, что у нового чуда и диски тебе литые и везде все железное… я подумала… оно мне надо?!

  • hris
    13:57

    + 1 да да да, настолько несопоставимые, что там один начальник отдела методологии свою родную машинку страхует в ингосе :8-)

  • DMitin
    23:41

    Да…., СОГАЗ богатая компания!
    И с профессией Вам, Дмитрий Амелькин, опять же повезло! Можно так просто потратить 3 дня рабочего времени ТОП-Менеджера (судя по должности) на дискуссию, достойную футурологов с канала РЕНТВ!
    Для любителей статистики сообщу, что…. при этом, Дмитрием Амелькиным было потрачено:
    — 16 728 знаков с пробелами (в т.ч. 13 459 без пробелов),
    — количество слов всего 2 422 (в т.ч. 1 085 уникальных).
    — Самые популярные слова: «будет» — 29, «систем» — 25, «более» — 13, «сейчас» — 13, «рынке» — 12.
    — Ключевое слово «автострахование» встречается лишь 1 раз!
    ….Да СОГАЗ богатая компания!

  • Ins-Shura
    09:50

    Уважаемый DMitin, Вам вроде бы тоже на невезение грех жаловаться. Возможность потратить время на подсчет популярных слов в чужом блоге есть явно не у всех.

  • DMitin
    10:52

    Да вообщем-то минут 10 потратил!

  • Kutёk
    08:13

    По небу тучи бегают,
    дождями сумрак сжат,
    под старою телегою
    рабочие лежат.
    И слышит шепот гордый
    вода и под и над:
    «Через четыре года
    здесь будет город-сад!»

    Здесь взрывы закудахтают
    в разгон медвежьих банд,
    и взроет недра шахтою
    стоугольный «Гигант».
    Здесь встанут стройки стенами.
    Гудками, пар, сипи.
    Мы в сотню солнц мартенами
    воспламеним Сибирь.

    Здесь дом дадут хороший нам
    и ситный без пайка,
    аж за Байкал отброшенная
    попятится тайга".
    Рос шепоток рабочего
    над темью тучных стад,
    а дальше неразборчиво,
    лишь слышно — «город-сад».

    Я знаю — город будет,
    я знаю — саду цвесть,
    когда такие люди
    в стране в советской есть!

    Маяковский В., 1929 года
    РАССКАЗ ХРЕНОВА О КУЗНЕЦКСТРОЕ И О ЛЮДЯХ КУЗНЕЦКА

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля