Опасности придворного банкострахования

19:55
7
Алексей Володяев
зам. гендиректора по андеррайтингу, Опора
Недавно арбитражный суд внял доводам налоговой службы, утверждавшей, что договор коллективного личного страхования заемщиков банка на самом деле является договором страхования предпринимательского риска банка. В результате страховщика оштрафовали и взыскали с него недоимку по налогу. Эта новость вызвала достаточно оживленную по местным меркам дискуссию.

Не берусь угадать, сколь многие из участников этой дискуссии ознакомились с решением суда. Я на досуге таки нашел в себе силы бросить на него секундный взгляд. (Сразу предупреждаю, что я не юрист, поэтому интересовался только, так сказать, технико-экономической стороной вопроса.) И
вот какие моменты обратили на себя мое внимание.

Во-первых, разбирательство касалось договора между банком «Русский стандарт» и СК «Русский стандарт страхование». Запомним этот факт на будущее, отметив про себя, что эти организации явно друг другу не чужие.

Во-вторых, страхованию подлежали заемщики по карточным кредитам. При этом страховые суммы устанавливались в размере фактической задолженности, а срок страхования составлял один месяц.

На мой взгляд, если бы, допустим, срок страхования составлял минимум год или страховые суммы назначались в размере кредитного лимита по карте, то налоговикам было бы куда труднее обосновывать свою позицию. Но нет, банк берег копеечку, поэтому договор получился таким, каким получился.

В-третьих, насколько мне удалось понять, банк не выдавал застрахованным на руки никакой информации о страховании – ни полисов, ни правил, ни памяток или, на худой конец, хоть каких-нибудь сертификатов.

В суде страховщик пытался подкрепить свою позицию в основном двумя аргументами:

1) суммы выплат, превышающих размер текущей задолженности заемщика, случайно перечисленные банку, тот непременно возвращал страховщику как бы для последующей выплаты застрахованному (или его наследникам);

2) заемщики явно выражали волеизъявление к страхованию, добровольно уплачивая банку некий комиссионный сбор за пользование услугой страхования.

Однако ни одно из этих утверждений не было подкреплено доказательствами.

Что это может значить? Скорее всего, это означает, что банк, во-первых, не возвращал никаких излишне перечисленных ему сумм, а во-вторых – воздержался от предоставления страховщику документов, подтверждающих уплату «сбора», предпочитая сделать вид, что его тут не стояло. И это, как мы помним, «свой» банк.

Какие я бы сделал выводы из всего этого? Я бы сказал, что решение суда может быть сколь угодно не основано на букве закона, но по экономической-то сути все ухвачено верно: договор сконструирован так, чтобы защищать интересы почти исключительно одного только банка и чтобы банк ни в коем случае не переплатил лишнего. И еще я бы сказал, что в данном случае вряд ли у данного конкретного страховщика был особенный выбор, как именно конструировать этот конкретный договор страхования. И еще я бы отметил, что, как только дело дошло до суда, банк поступил замечательно: он оставил своего придворного страховщика без доказательной базы, которая могла бы помочь тому склонить суд на свою сторону.

Что нам делать с таким «банкострахованием»? Честно говоря, я не знаю. Вот Марк Порций Катон Старший – тот наверняка знал бы.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
7 комментариев
7 комментариев
  • Seventy
    11:03

    Согласен с тем, что сейчас в этой сфере наблюдается форменный беспредел по отношению к ФЛ. Может быть выход следует искать в законодательном (подзаконном) определении к чему и на каких условиях можно принудить заемщика?
    P.S. Насчет старика Катона… Че скромничать, давайте сразу Мартина Лютера — в идеологи))))) Тот принципиально ростовщичество на дух не переносил.

  • Краснов Сергей Евгеньевич
    11:36

    Алексей, нет ли прямой ссылки на текст, чтобы сеть долго не ковырять.
    Спасибо)

  • Ведьма из Блэр
    12:09

    Я, конечно, не Катон. Но по-моему при таких судебных решениях этого замечательного «банкострахования» скоро не останется и так.

  • Слухи с рынка
    12:56

    Нашел и тоже с интересом прочитал: http://kad.arbitr....

  • Юрий М
    18:03

    Я тоже читал, и аналогичную мысль поддержал еще в том обсуждении.

  • фокусима
    02:27

    «Частные воры влачат жизнь в колодках и узах, общественные — в золоте и пурпуре.»
    (с) Marcus Porcius Cato Censorius.

  • Краснов Сергей Евгеньевич
    11:32

    «Я бы сказал, что решение суда может быть сколь угодно не основано на букве закона, но по экономической-то сути все ухвачено верно...»

    Извините, Алексей, но Вам как одному из ведущих местных спикеров высказывать подобные вещи просто недопустимо. После таких заявлений удивляться общему правовому беспределу и нигилизму в стране будет, мягко говоря, странно. Ухватить можно жену, за мягкие места, а суду следует быть судом, ужимками и ухватыванием ни в коем случае не заниматься.
    Мало того, что здесь право «отдыхает», но и «экономика» сильно хромает.
    Полемизировать о предпринимательском страховании особо не вижу смысла, но если черным, по-русски, в договоре написано, что застрахованы жизнь и здоровье (при всех условностях и шероховатостях субъектного состава сделки) высасывать из пальца некие умозаключения налоговая не может, и суд её поддерживать не имеет права.
    Повторюсь, по этой логике, не вдаваясь в тонкости, всё банко-лизинговое страхование неправомерно, а это совершенно не так.
    Как бы каждый из нас не относился к процессам розничного кредитования, и тем более в РС, Закон должен быть Законом, а суд — судом. При этом следует не ухватывать нЕчто, а строго следовать праву, которое выявляется системой правовых норм. Пожалуй. последнее. что можно сказать по этой истории, что «Плохие законы — худший вид тирании». (Эдмунд Берк)

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля