Новые требования к посредникам: удивительное рядом

09:09
19
Николай Николаев
Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Государственная дума РФ

На днях Президиум РСА может принять новые требования к договорам со страховыми агентами и страховыми брокерами, работающими на рынке ОСАГО. Страховой рынок рискует получить еще один документ, который станет ярмом на шее добросовестных участников рынка (как страховщиков, так и посредников) и послужит прекрасным стимулом совершенствования мошеннических технологий.

РСА – это объединение страховщиков, а новый документ непосредственно влияет на деятельность сотен других субъектов предпринимательства – страховых агентов и брокеров. Поэтому представляется странным, что к участию в подготовке документа не было привлечено профессиональное сообщество страховых посредников.

Хочется отметить несколько самых удивительных положений нового документа. С нашей точки зрения, они противоречат как законодательству, так и задекларированным целям.

Прежде всего, новые правила предусматривают, что агент или брокер обязан получать «добро» на заключение субагентского договора. Это «добро» может быть отозвано страховщиком в любой момент. При этом ответственность за действия субагента несет все-таки сам агент. Как такие условия соответствуют Гражданскому кодексу, в котором детально описаны соответствующие взаимоотношения?

Иллюзиям здесь не место. Данное положение – попытка принудить посредников полностью раскрыть информацию о своей сети, что является в любой агентской компании святая святых и коммерческой тайной. При этом новые условия не накладывают каких-либо ограничений на использование страховщиком полученной информации. Чтобы убедиться в абсурдности предлагаемого нововведения, можно попробовать запросить аналогичные данные у страховщика и выслушать его ответ.

Не менее удивительными выглядят и требования к агентам и брокерам относительно предоставления информации о своих сотрудниках. На каком основании страховой агент (брокер) должен предоставлять персональные данные своих сотрудников страховщикам и даже РСА, остается загадкой. Если после этого работник подаст в суд на работодателя, он будет прав.

Даже если против сотрудника компании возбуждено уголовное дело, это еще не означает, что сама компания является ненадежной, недобросовестной и т.д. В противном случае нам пришлось бы закрыть не только значимую часть бизнес-структур, но и чуть ли не все органы власти и госучреждения. Не говоря уж о том, что решение о возбуждении уголовного дела принимают правоохранительные органы, а распространять информацию об этом предлагается работодателю (страховому агенту или брокеру). А что делать, если через непродолжительное время уголовное дело будет закрыто (например, за отсутствием состава преступления) или если суд вынесет оправдательный приговор?

И, наконец, хочется обратить внимание на то, что ряд нововведений не только не поможет в противодействии страховому мошенничеству, но, напротив, будет способствовать мошенникам в их нелегком труде.

Например, если раньше ответственность за «утерянные» полисы ОСАГО полностью ложилась на плечи СК, то теперь появится возможность значительно затянуть процесс расплаты, ссылаясь на «зеркальную» ответственность посредника. Кстати, не только по бланкам полисов, но заодно и по выплатам.

В заключение хотелось бы предложить страховому сообществу еще раз обратить внимание на то, что более 60% реальных сборов страховщики получают по линии страховых посредников. Масштаб этой деятельности видится достойным того, чтобы мнение этого сегмента рынка учитывалось при разработке правил профессиональной деятельности.

Вопрос регулирования работы страховых посредников – один из наиболее острых сейчас. Однако регулирование – это системный подход к проблеме. Сегодня мы видим единственный цивилизованный выход – введение корректной классификации страховых посредников и соответствующее классификации регулирование. Ответственность за агентов-физлиц должны нести сами страховые компании. А страховые агенты – предприниматели и компании должны быть объединены в единственную форму, способную не только противодействовать недобросовестному ведению бизнеса, но предоставить страховщикам реальные финансовые гарантии – в саморегулируемую организацию.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
19 комментариев
19 комментариев
  • svnktr
    10:41

    Где можно увидеть этот «опус» от РСА?

    спасибо.

  • йонас
    11:23

    Судьба посредников в РФ печальна, ибо страховые компании ТОР 10, пытаются показать, что их сеть приносит больше, чем канал посредников. Но это чушь!!!
    Любая страховая компания пытается заполучить потоки сборов от банков, салонов, лизинговых компаний, МРЭО и т.д., но это все посредники, и если копать глубже, то посредниками можно назвать лояльных к определенной страховой компании представителя страхователя, который за откат страхует.
    Поэтому смешно выглядит со стороны, когда руководство РГС, Ингоса, РОСНО или Ресо утверждают, что им не интересны посредники, хотя представителя этих СК пороги посредников отбивают.
    С посредниками надо уметь работать и очень мало из страховых компаний, которые умеют работать.
    Очень пугает безграмотность страховщиков и безграмотность во всем. А потом возникает, а почему маленький процент населения пользуется страховыми услугами.
    Пора социолагам опросить респондентов о доверии к страховым компаниям.
    НОСПу пора задуматься, что реально можно сделать, чтобы изменить ситуацию…

  • svnktr
    11:35

    Ни какие социологи не нужны!!! возьмите показатели пролонгации по ТОП-10-20-30…
    Пролонгируется только то, что не имеет убытков.
    Всё что столкнулось с убытками пролонгации не имеет (даже при наличии возмещения) а выливается в ротацию. Пока возместят (а уж тем более не возместят) весь мозг вынесут. О каком доверии, к бабушке, речь???

  • OlegSB
    11:37

    Абсолютно согласен с решением РСА. Почему страховщики должны страдать из-за нерадивых посредников и их субагентских договоров? Вы же прекрасно знаете про ситуации, когда страховщик отказывает в заключении АД с посредником и последний «заходит» через своих приятелей в качестве субагента ))) У посредников нет СБ и им все-равно с кем работать, лишь бы деньги были, пусть даже вертуальные, а все разговоры про СРО в реалии только разговоры, как были там мошенники и нерадивые продавцы (в том числе и в Вас, Николай), так и будут.

  • Егор
    11:41

    без объединения своих голосов агенты не могут решить свои проблемы — -между собой они жалуются, что страховщики предъявляют к ним требования на грани нереальности, но прямо страховщикам об этом заявить не заявляют — потому что их бизнес держится в основном на том самом крупняке, и рисковать потерей партнерства с большой-пребольшой компанией не могут. По-моему, тут надо теребить страхнадзор. антимонопольная, кстати, может вмешаться.

  • йонас
    11:46

    Страховщики должны страдать за действия СВОИХ работников. 90% мошенников приходят с помощью работников СК, которые не хотят и не могут работать.

  • Кирилл Гацалов
    12:04

    Страховщиков можно понять: много беспорядка с полисами ОСАГО: «утраты» полисов в масштабных размерах, исчезновение агентов с деньгами, выдача полисов на битые авто, задержка премий брокерами и т.д. и т.п.

    Если же акт противоречит закону, то есть суды, прокуратура, которые могут установить такой факт. если законодательству о конкуренции — то есть ФАС

  • Ins-Shura
    12:19

    Не очень понял юридическую часть поста. Все как-то декларативно весьма. Что конкретно чему конкретно противоречит, хотелось бы понять, причем коротко и по пунктам.
    Что касается самой проблемы посредников, то вижу ее, в значимой степени в том, что сейчас это разобщенная незрелая масса, слабо осознающая себя в качестве института/игрока на рынке, объективно не способная сформировать и выразить свою позицию, не имеющая полноценных ресурсов для обмена информацией. Отсюда и все (или почти все) обсуждающиеся недостатки растут.

  • Демьян Богатый
    13:47

    По-моему, агенты и страховщики имеют взаимный интерес друг к другу. Если процесс обоюдный, почему требования только с одной стороны выставляются?

  • Страховая Кракозябра
    15:22

    Все молодцы. Идею раскритиковали отлично… Да на посредников будет оказано сильное давление и возможно оно не даст желаемого эфекта, но какие есть еще пути борьбы с мошенничеством?

  • Direct-broker
    18:43

    Николай, взгляните на комментарии. О каком единении может идти речь? :) Понимаю, улыбка не уместна, но факт на лицо, то есть на странице.
    А волнения Ваши, лично я разделяю.
    И кстати, подскажите как вступить в Вашу организацию?
    Будет возможность, черкните сюда координаты для связи: contact@direct-broker.ru
    Заранее спасибо.

  • Светлана Гусар
    23:07

    Получила истинное удовольствие, читая реплики.
    Как соавтор и иннициатор рождения проекта данных ППД скажу следующее:
    1. По состоянию на 22.12.10, этот документ еще не утвержден.
    2. После моего Поста на эту тему, Николай Николаев со мной так и не связался, несмотря на готовность к диалогу.
    3. Дееспособного сообщества посредников не существует (буду рада, если оно появится).
    4. ППД не навредят НИ ОДНОМУ ДОБРОСОВЕСТНОМУ посреднику.
    5. Сотрудники страховщиков, безусловно, не святые. Страховщики бесконечно возбуждают уголовные дела, но таков менталитет наших граждан, они уверены, что именно их не поймают.
    6. Ни один посредник, не захочет увеличения ответственности (реакция вполне ожидаемая)
    По прежнему жду звонка от Николая (ив противном случае, начинаю подозревать в ПИАРЕ, для привлечения членов в сообщество для увеличения членских сборов) :) )

  • Николай П.Николаев
    01:27

    Коллеги, всем большое спасибо за комментарии.

    Постараюсь ответить. Сначала, Светлане:
    — спасибо за комментарий и новость, что на 22 декабря этот документ не утвержден. Это здорово. Очень надеюсь, что в таком виде он и не будет утвержден. Хотя, об этом, наверно, надо говорить не сегодня, а после заседания Президиума РСА…
    — Подозревать меня в ПИАРЕ не надо, так как я активно им занимаюсь — действительно, как для того, чтобы к мнению участников рынка страховых посредников начали прислушиваться, так и для привлечения в сообщество как можно бОльшего количества членов — мы пытаемся сформировать единое сообщество посредников. И членские взносы мы, действительно, как и любое другое объединение, собираем. На 2010 год годовой (он же вступительный) взнос был утвержден в размере 10 000 рублей.
    Кстати, Вы вынуждаете меня просить, чтобы о факте моего долгожданного звонка Вы также известили читателей ;)

    Далее, хочу согласиться с Демьяном Богатым, что агенты и страховщики имеют взаимный интерес друг к другу. Это ключевая позиция. От этого надо отталкиваться, в том числе, при разработке профессиональных стандартов. И посредники в этом заинтересованы не меньше, чем страховщики.

    OlegSB, хочу сказать, что агентские компании также страдают от мошенников, так же подают заявления и добиваются судов. К сожалению, мошенники и воры есть в любой сфере деятельности — и среди посредников, и среди страховщиков, и среди всех остальных. И это значит только одно — надо совместно работать над очисткой рынка, а не вставать на баррикады. Самое печальное, что мошенники от этого точно не пострадают — найдут как заработать — можно не сомневаться :)

    Ins-Shura, юридической части поста просто не было, так как она требует двух условий: документ должен быть или уже принят, или официально передан нам на отзыв, который занимает большой объем сайто-пространства. Тем не менее, нашими юристами подготовлено подробное заключение, которое мы готовы предоставить заинтересованным сторонам.

    Страховая Кракозябра, спасибо. Мы считаем, что такие пути есть. Более того, многие из таких путей наше объединение уже называло. Прежде всего — это ведение единого реестра и саморегулирование.

    Direct-broker, действительно, единого мнения нет. Однако, я считаю, что важным фактом является уже само начало обсуждения проблемы. Что касается моих координат — отправил к Вам на указанный адрес.

    С уважением,

    Николай П.Николаев

  • Direct-broker
    07:23

    Николай, доброго здравия.
    Получение сообщения подтверждаю, спасибо.
    Сегодня свяжусь

  • Доброжела
    08:09

    На страже интересов посредников давно и успешно стоит антимонопольная служба. Вот недавний пример: asn-news.ru/news/20604. И статья имеется соответствующая в законе о конкуренции, кажется 11…

  • Светлана Гусар
    23:23

    Николай! Правила Президиумом сегодня утверждены.
    ППД вступят в силу через 60 дней после рассылки (т.е. в конце февраля для вновь заключаемых договоров), все ранее заключенные договоры должны будут быть приведены в соответствие с требованиями ППД к 01 июля.

  • Демьян Богатый
    16:00

    интересно будет наблюдать, начнут ли сыпать агентские сети и какие будут выстраиваться обходные пути. думаю, о-го-го какие! :-)

  • Webkasko.ru
    15:38

    Полностью согласен с Николаем Николаевым!
    Посредников душат непопулярными мерами, все описанное в данной статье является правдой и также и работает.
    Один только момент что посредникам приходится не удерживать комиссию, сводится к тому а на что жить? вот вы перевели всю премию с комиссией страховой компании, а та начинает ее задерживать на месяц на два. по непонятным причинам, а может и совсем не выплатить — опять же по призрачным причинам. И попробуйте пойти в суд, вы выиграете его, но после этого договор с вами компания расторгнет, а продавать что то надо. А на комиссию честно заработанную — надо платить зарплаты, содержать помещение, развиваться. Откуда деньги брать!!!
    Вот Вам и непопулярные меры которые приводят к краху.
    Да мошенников на рынке много, но и порядочных компаний тоже много, и зачем же их то душить непопулярными мерами.!!!!?????

  • agent
    20:58

    Сегодня уже получили текст доп. соглашения к агентскому договору. Первое впечатление это то, что сами руководители страховых компаний проявляют двуличие. С одной стороны хотят экономить на налогах пропуская все сборы через ИП, с другой стороны вся ответственность ложиться на ИП. А кто считет затраты агента если показать всю численность сотрудников и заплатить налоги, ЕСН как положено? Отсутствие нормального регулирования на этом рынке пытаются опять заменить сомнительными с юридической точки зрения правилами.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля