С 1 января 2013 г. вступил в силу, и вчера заработал закон об обязательном страховании перевозчиков. По общему правилу российский перевозчик обязан страховать свои риски в российских страховых компаниях. Законом введено исключение. Международные перевозчики освобождаются от обязанности страховать свою ответственность у российского страховщика, если они застрахованы в соответствии с международными договорами или в добровольном порядке на суммы, не меньшие, нежели установлены российским законом.
Такими перевозчиками являются, в частности, все российские авиакомпании, совершающие рейсы за границу (S7, «Аэрофлот», «Трансаэро» и другие), а также российские морские перевозчики, которые застрахованы в зарубежных P&I-клубах.
С одной стороны, законом теперь прямо допускается страхование их ответственности у иностранных страховщиков. С другой – применение этого положения вызывает вопросы.
Выплаты по обязательному страхованию не учитываются при определении базы по налогу на доходы физлиц. Выплаты, полученные пассажирами от иностранного страховщика в рамках добровольного страхования ответственности перевозчика, не подпадают под данное исключение. Это означает, что реально полученные ими выплаты могут быть на 13% меньше, нежели предусмотрено законом.
Второй вопрос касается применения НДС. Из пункта 7 статьи 149 Налогового кодекса РФ следует, что оказание страховщиками услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию освобождается от начисления НДС. Однако иностранные организации, занятые в сфере страхования, строго говоря, не являются страховщиками с точки зрения закона о страховом деле (это вытекает из определения пункта 1 статьи 6). В связи с этим вопрос об освобождении иностранных организаций от НДС является спорным. При этом обязанность по удержанию НДС может быть возложена на российское подразделение международного перевозчика как на налогового агента.
О Господи!!!
Дарья!
А задавали ли Вы вопрос, а почему часто падают в России самолеты зарегистрируемые не на территории РФ?
А почему они часто падают?
странно что они вообще взлетают
А сухие суперджеты тоже регистрируют не на территории РФ? Чтобы подмочить врагам статистику
По каждой аварии есть выводы комиссий по каждому случаю, а также экспертного совета при Ространснадзоре. Основные причины тех.осмотр ТС проводится не по стандартам РФ(в России более строгие правила) и климатические условия эксплуатации ТС…
А кто Вам сказал, что это проект ОКБ им. Сухого?
да уж, у нас такой техосмотр если по правилам и без взятки, что новый с завода мерседес не пройдет стенд. Про самолеты я вообще молчу.
Дарья,
по НДС действительно проблема — место реализации услуг территория РФ, а налоговый вычет привязан к статусу налогоплательщика в качестве страховщика.
А вот по НДФЛ, не соглашусь — там формулировка условий вычета не предполагает отсылки к статусу источника дохода («выплаты по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством РФ»), т.е. если само заключение договора страхования легитимно выплата не подлежит налогообложению независимо от статуса «страховщика».
ТО для воздушного транспорта в разы лучше, чем авто…
+1
Спасибо за полезный комментарий. Вопрос по НДФЛ в том, что считать «страховой выплатой». В соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 10 Закона о страховом деле) страховая выплата — это… сумма, уплачиваемая… страховщиком.А страховщиком, как следует из п. 1 ст. 6 того же закона, признается только российское юридическое лицо. Является ли выплата иностранного лица «страховой выплатой» в понимании налоговых органов?
Ну раз уж сам закон об обязательном страховании гражанской ответственности перевозчика оперирует понятием «договор страхования, заключенный за пределами РФ»), то вряд ли страховую выплату по такому договору получится «дисквалифицировать».
Я конечно не уполномочен давать официальные разъяснения по вопросам толкования налогового законодательства, но все таки мне кажется, что в случае с НДФЛ все несколько проще.
Кстати по поводу НДС:
Если подходить в вопросу формально, необходимость удержания НДС налоговым агентом возникала бы не только у страхователей, но и у перестрахователей (последние в соответствии с российским законодательством от страхователей ничем не отличаются). так как лично я не слышал про какие-либо «разборки» по этой теме рискну предположить, что п. 5 ст. 4 закона 4015-1 фактически предполагает присвоение зарубежным страховщикам статуса «страховщика» (в терминах закона) в рамках операций перестрахования и «иных предусмотренных федеральными законами случаев» (т.е. и в рамках ОС ГОП).
Хотя конечно все достаточно натянуто. Лично мне никогда не было понятно зачем и банковские и страховые операции необходимо было прописывать в налоговые вычеты, а не исключать из состава объектов страхования благо само наличие в рамках соответствующих операций предмета налогообложения НДС вызывает большие сомнения.
Спасибо, предположение насчет перестрахователей интересное. Посмотрим, как будет развиваться судебная практика по этим вопросам.
Дарья, а почему вы считаете, что данный закон дает право российским авиакомпаниям страховать свою ответственность напрямую в зарубежных СК?
Ст.5 п. 2. говорит «2. В случае, если… интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок, а также перевозчика, являющегося владельцем судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов… застрахованы в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами Российской Федерации)… обязанность, установленная частью 1 настоящей статьи, считается исполненной такими перевозчиками.» Это абсолютно не дает права российским компаниям страховаться за рубежом.
В этом законе достаточно «косяков», но не стоит приписывать ему лишнее.
с уважением.
Извиняюсь за поздний ответ. Не видела комментария раньше.
Я согласна, что вопрос спорный, учитывая запрет закона о страховом деле на деятельность иностранных страховщиков в России. Но, на мой взгляд, п. 2 ст. 5 закона об ответственности перевозчиков этот запрет снимает, поскольку это более новый и специальный закон. А почему Вы считаете, что этот закон не дает права международным перевозчикам страховаться за рубежом?
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах