Как известно, руководство ВСС сейчас рассматривает вопрос о трансформации союза в саморегулируемую организацию (СРО). О необходимости такой трансформации говорится уже давно. Еще несколько лет назад об этом говорил страховщикам на съезде ВСС Илья Ломакин-Румянцев, руководивший в ту пору ФССН. Я тоже и в ВСС, и в страхнадзоре пытался подвигнуть страховщиков к преобразованию в СРО. Более того – даже соответствующая глава для базового закона была подготовлена!
Страхование (в отличие от финансового и банковского рынков) попало в сферу действия закона о СРО. Соответствующая поправка была внесена и в закон об организации страхового дела. При этом депутаты руководствовались тем, что из всех финансовых рынков страховой – наиболее развитый и продвинутый, а профобъеденение страховщиков в ОСАГО по набору функций – почти СРО.
Но СРО на основе ВСС на страховом рынке тогда так и не было сформировано. Страховщики идею не поддержали, не высказав при этом никаких внятных аргументов против нее.
Не случится этой трансформации и сейчас. Даже несмотря на коллективное письмо об этих намерениях, направленное в разные инстанции. Причем причины – те же самые. Они лежат не в плоскости страховых правоотношений и необходимой целесообразности, а в совершенно другой, не обусловленной логикой развития рынка. И, хотя о них сейчас и забыли, причины эти неустранимы.
Дело в том, что саморегулируемая организация строится совершенно на иных принципах управления, на иной ответственности, нежели нынешние страховые союзы, включая ВСС. Одно из важнейших направлений деятельности СРО – обеспечение прав потребителей и защита их интересов. Основные принципы работы СРО таковы:
- принятие решений по принципу «одна компания – один голос» и равное для всех членов право быть избранным в коллегиальные органы союза;
- отсутствие внеуставных управленческих надстроек – вроде правления или консультативного совета;
- закрепление не менее трети мест в коллегиальном органе управления за независимыми членами, в том числе за представителями потребителей;
- ответственность за состояние дел на рынке перед потребителями и государством;
- передача средств гарантийного фонда во внешнее управление.
Но на страховом рынке все совершенно иначе. Возьмем, к примеру, РСА. За более чем 10 лет существования союза принципы управления им практически не изменились. Они обеспечивают безусловное принятие нужных решений определенной группой из 5–7 страховщиков. Сложно назвать эти принципы демократическими. Они просты: что хорошо группе лидеров, то хорошо всем остальным. А сколько копий было сломано вокруг вопроса об изменении системы управления РСА! Однако в итоге были внесены косметические правки, а порядок принятия решений по сути остался тем же.
То же самое можно сказать и об НССО. И это ярко демонстрирует положение о перестраховочном пуле, действующее в этом союзе.
Такая же ситуация и в ВСС. При обсуждении кандидатур на пост президента этого союза консультации проводились только с лидерами рынка, а все остальные просто дружно проголосовали на съезде.
Между тем, чем крупнее страховщик, тем дальше от него интересы потребителя, – это только небольшой региональной компании в своем регионе от страхователей не спрятаться. Поэтому увеличение концентрации страхового рынка при одновременном уменьшении количества мелких и средних страховщиков, вовсе не привело к повышению качества страховой услуги, а, скорее, наоборот!
СРО для крупных компаний, в отличие от всего остального большинства, – не самая лучшая форма организации. Более того, она опасна! Потому добровольно, в целях повышения качества страховой услуги на деле, эти страховщики на создание реального СРО не пойдут. Скорее всего, страховщики и союзы не будут спешить с преобразованием в СРО, пока не будут сформированы механизмы, обеспечивающие принятие комфортных решений в интересах группы лидеров.
Думаю, в том числе и поэтому государство сейчас вводит саморегулирование в силу закона: с законом уже не поспоришь. Эволюционно же страховщики так и не пришли к пониманию того, что в системе отношений «страховщик – страхователь – застрахованный», главное звено – это вовсе не страховщик.
А как же желание ССРа стать СРО?
Или входившие в него МАКС, РЕСО и ВСК + остальные якобы 14 мелкие компании?
Что-то не сходится…
Господи, какой же ниэпически качественный и отборный бред! Коктейль из пафоса и логики восемнадцатилетней блондинки. Видимо, спичрайтер в отпуск ушел.
А как по Вашему, кто главный в системе отношений «человек – автомобиль – дорога»? Ну, предположим, будет такое СРО, в котором у страховщиков будет 2 голоса, а у потребителя 1. Внимание вопрос! Кто же тут будет главный?
Надо в НАТО войти с предложением об учреждении СРО по защите интересов стран – участниц Варшавского договора. А что, имеет смысл подумать. И это ничего, что логика хромает на обе ноги, зато там светят заграничные командировки.
И вообще, я так и не понял, дозрели страховщики до СРО или нет. Если нет, зачем тогда надо было мутить ССР или как там его?
[Ctrl]Разве необусловленный не слитно пишется?[Enter]
Вы, в сущности, ответили на свой вопрос. Саморегулирование в том виде, как оно задумывалось, на сегодняшний день на рынке невозможно. Небольшие и средние компании попросту побоятся рисков, что крупняк в отместку их отрежет от кормушек. А страховые бароны давно уже не способны ни договориться между собой, ни пожертвовать своей свободой выкручивания рук страхователям.
К сожалению, лучшая стратегия сейчас — ждать отрезвления рынка и помогать законодателям и юристам выравнивать взаимоотношения страховщика и страхователя. Это не быстро. Наверное, пройдет несколько лет прежде, чем начнут страховщики адекватно понимать действительность. А до тех пор невозможны ни саморегулирование, ни стратегия развития — ничего. Ну и надзор, конечно, никакой…
На троллей не обращайте внимания. Бесплатный интернет на работе, стул под задом, фамилия скрыта по ником… Вообще умных и содержательных дискуссий почти не стало. Только вокруг КВ и кадровых переходов начинают колдобиться, как неуколотые.
да, тролли обычно пользуются именно бесплатным интернетом, бесплатным стулом и бесплатной фамилией.
не тролли же вовсю пользуются платным GPRS, кожаными креслами с доп опциями и пытаются сделать свою фамилию брЭндом.
И называют их ГОБЛИНАМИ…
«Нужны ли мы нам?» (Заведующий отделом Смысла Жизни Кристобаль Хозяевич Хунта)
А мне дорогого Леонида Ильича напомнило.
Охотник и проч… что за чушь вы несете? вы хоть в теме страхования? не говоря уже о СРО на страховом и финансовом рынках
Зачётный флейм. Каких ожидаете результатов?
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах