Дозрели ли страховщики до СРО?

08:00
9

Как известно, руководство ВСС сейчас рассматривает вопрос о трансформации союза в саморегулируемую организацию (СРО). О необходимости такой трансформации говорится уже давно. Еще несколько лет назад об этом говорил страховщикам на съезде ВСС Илья Ломакин-Румянцев, руководивший в ту пору ФССН. Я тоже и в ВСС, и в страхнадзоре пытался подвигнуть страховщиков к преобразованию в СРО. Более того – даже соответствующая глава для базового закона была подготовлена!

Страхование (в отличие от финансового и банковского рынков) попало в сферу действия закона о СРО. Соответствующая поправка была внесена и в закон об организации страхового дела. При этом депутаты руководствовались тем, что из всех финансовых рынков страховой – наиболее развитый и продвинутый, а профобъеденение страховщиков в ОСАГО по набору функций – почти СРО.

Но СРО на основе ВСС на страховом рынке тогда так и не было сформировано. Страховщики идею не поддержали, не высказав при этом никаких внятных аргументов против нее.

Не случится этой трансформации и сейчас. Даже несмотря на коллективное письмо об этих намерениях, направленное в разные инстанции. Причем причины – те же самые. Они лежат не в плоскости страховых правоотношений и необходимой целесообразности, а в совершенно другой, не обусловленной логикой развития рынка. И, хотя о них сейчас и забыли, причины эти неустранимы.

Дело в том, что саморегулируемая организация  строится совершенно на иных принципах управления, на иной ответственности, нежели нынешние страховые союзы, включая ВСС. Одно из важнейших направлений деятельности СРО – обеспечение прав потребителей и защита их интересов. Основные принципы работы СРО таковы:

  • принятие решений по принципу «одна компания – один голос» и равное для всех членов право быть избранным в коллегиальные органы союза;
  • отсутствие внеуставных управленческих надстроек – вроде правления или консультативного совета;
  • закрепление не менее трети мест в коллегиальном органе управления за независимыми членами, в том числе за представителями потребителей;
  • ответственность за состояние дел на рынке перед потребителями и государством;
  • передача средств гарантийного фонда во внешнее управление.

Но на страховом рынке все совершенно иначе. Возьмем, к примеру, РСА. За более чем 10 лет существования союза принципы управления им практически не изменились. Они обеспечивают безусловное принятие нужных решений определенной группой из 5–7 страховщиков. Сложно назвать эти принципы демократическими. Они просты: что хорошо группе лидеров, то хорошо всем остальным. А сколько копий было сломано вокруг вопроса об изменении системы управления РСА! Однако в итоге были внесены косметические правки, а порядок принятия решений по сути остался тем же.

То же самое можно сказать и об НССО. И это ярко демонстрирует положение о перестраховочном пуле, действующее в этом союзе.

Такая же ситуация и в ВСС. При обсуждении кандидатур на пост президента этого союза консультации проводились только с лидерами рынка, а все остальные просто дружно проголосовали на съезде.

Между тем, чем крупнее страховщик, тем дальше от него интересы потребителя, – это только небольшой региональной компании в своем регионе от страхователей не спрятаться. Поэтому увеличение концентрации страхового рынка при одновременном уменьшении количества мелких и средних страховщиков, вовсе не привело к повышению качества страховой услуги, а, скорее, наоборот!

СРО для крупных компаний, в отличие от всего остального большинства, – не самая лучшая форма организации. Более того, она опасна! Потому добровольно, в целях повышения качества страховой услуги на деле, эти страховщики на создание реального СРО не пойдут. Скорее всего, страховщики и союзы не будут спешить с преобразованием в СРО, пока не будут сформированы механизмы, обеспечивающие принятие комфортных решений в интересах группы лидеров.  

Думаю, в том числе и поэтому государство сейчас вводит саморегулирование в силу закона: с законом уже не поспоришь. Эволюционно же страховщики так и не пришли к пониманию того, что в системе отношений «страховщик – страхователь – застрахованный», главное звено – это вовсе не страховщик.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
9 комментариев
9 комментариев
  • Женик
    09:18

    А как же желание ССРа стать СРО?
    Или входившие в него МАКС, РЕСО и ВСК + остальные якобы 14 мелкие компании?
    Что-то не сходится…

  • Охранник - Оценщик - Стрелок
    09:45

    Господи, какой же ниэпически качественный и отборный бред! Коктейль из пафоса и логики восемнадцатилетней блондинки. Видимо, спичрайтер в отпуск ушел.

    в системе отношений «страховщик – страхователь – застрахованный», главное звено – это вовсе не страховщик

    А как по Вашему, кто главный в системе отношений «человек – автомобиль – дорога»? Ну, предположим, будет такое СРО, в котором у страховщиков будет 2 голоса, а у потребителя 1. Внимание вопрос! Кто же тут будет главный?

    Надо в НАТО войти с предложением об учреждении СРО по защите интересов стран – участниц Варшавского договора. А что, имеет смысл подумать. И это ничего, что логика хромает на обе ноги, зато там светят заграничные командировки.

    И вообще, я так и не понял, дозрели страховщики до СРО или нет. Если нет, зачем тогда надо было мутить ССР или как там его?

    [Ctrl]Разве необусловленный не слитно пишется?[Enter]

  • Корнелий Шнапс
    10:09

    Вы, в сущности, ответили на свой вопрос. Саморегулирование в том виде, как оно задумывалось, на сегодняшний день на рынке невозможно. Небольшие и средние компании попросту побоятся рисков, что крупняк в отместку их отрежет от кормушек. А страховые бароны давно уже не способны ни договориться между собой, ни пожертвовать своей свободой выкручивания рук страхователям.

    К сожалению, лучшая стратегия сейчас — ждать отрезвления рынка и помогать законодателям и юристам выравнивать взаимоотношения страховщика и страхователя. Это не быстро. Наверное, пройдет несколько лет прежде, чем начнут страховщики адекватно понимать действительность. А до тех пор невозможны ни саморегулирование, ни стратегия развития — ничего. Ну и надзор, конечно, никакой…

    На троллей не обращайте внимания. Бесплатный интернет на работе, стул под задом, фамилия скрыта по ником… Вообще умных и содержательных дискуссий почти не стало. Только вокруг КВ и кадровых переходов начинают колдобиться, как неуколотые.

  • драконья ферма
    10:51

    да, тролли обычно пользуются именно бесплатным интернетом, бесплатным стулом и бесплатной фамилией.
    не тролли же вовсю пользуются платным GPRS, кожаными креслами с доп опциями и пытаются сделать свою фамилию брЭндом.

  • йонас
    11:19

    И называют их ГОБЛИНАМИ…

  • Юрий М
    12:06

    «Нужны ли мы нам?» (Заведующий отделом Смысла Жизни Кристобаль Хозяевич Хунта)

  • совсем мимо шел
    13:36

    А мне дорогого Леонида Ильича напомнило.

  • Спецстрах
    09:35

    Охотник и проч… что за чушь вы несете? вы хоть в теме страхования? не говоря уже о СРО на страховом и финансовом рынках

  • Иван Живопырко
    10:24

    Зачётный флейм. Каких ожидаете результатов?

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля