При всех тех сложностях, которые недавнее постановление Пленума Верховного суда РФ (ВС) создало страховщикам, все же это позитивный документ. Гораздо лучше, когда суды разбирают страховые споры, руководствуясь каким-либо разъясняющим документом, содержание которого известно и страховщикам, нежели вообще без оного.
Большую часть очевидных вопросов, возникающих из этого постановления, страховщики уже обсудили. Многие компании даже выработали для себя какие-то, может быть, временные, способы работы и адаптировали свои бизнес-процессы с учетом его содержания.
Но я хотел бы коснуться других моментов – которые, возможно, не столь очевидны, но могут таить в себе сложности в правоприменительной практике и для страховщиков. Как мы будем с этим жить, работать и как мы будем это применять, – еще предстоит понять.
1. В каких случаях застрахованное имущество не может быть использовано «в первоначальном качестве»?
Согласно п. 39 постановления Пленума ВС РФ, в случае, если застрахованное имущество повреждено так, что не может быть использовано «в первоначальном качестве», страховщик должен возместить страхователю страховую сумму за вычетом суммы, «полученной от реализации страхователем остатков». Этот пункт вызывает сразу два вопроса.
Во-первых, кто и как будет определять, что тот или иной объект нельзя использовать в первоначальном качестве? На основании чего? – Простор для творчества, как страхователей, так и страховщиков.
Во-вторых, а что будет в случае, если страхователь не станет реализовывать эти годные остатки? Выходит, в этом случае страховщик должен возместить ему всю страховую сумму?
2. Восстановительный ремонт «своими силами»?
В п. 42 постановления сказано, что если страховщик не направил страхователя на автосервис в установленные сроки, то страхователь имеет право сделать восстановительный ремонт своими силами и затем предъявить страховщику требование о возмещении расходов. Но что такое «своими силами»? Ограничивает ли это хоть как-то страхователя в затратах, на которые он имеет право в этом случае (за исключением понятного ограничения размера выплаты страховой суммой)?
3. Ввоз автомобиля с нарушением таможенных правил.
Это самый интересный, на мой взгляд, момент в постановлении. При страховании транспортного средства, ввезенного на территорию России с нарушением таможенных правил (либо лицом, не обладающим правом собственности на него), страховой интерес основан на законе!
Вообще-то, если машина без таможенного оформления попала в Россию и лицо, которое страхует эту машину, не обладает правом собственности на нее, – означает, что право собственности прежнего владельца не прекращено. То есть, например, машина может быть в угоне. Однако, оказывается, что если владелец такой машины хочет ее застраховать, то, по мнению суда, его интерес в сохранении данного автомобиля основан на законе. Поэтому мы не можем признать договор страхования такого транспортного средства недействительным.
* * *
Окажут ли все эти положения сильное влияние на судебную практику, или нет – покажет время. Однако, на мой взгляд, страховщикам надо готовиться к возможным негативным последствиям этих «неясностей».
Что то Юрий Вас обделяют вниманием
Да, вопросов набирается на еще один пленум. Наиболее интересным мне кажется второй вопрос. Я думаю, страховое возмещение должно определяться по средним рыночным ценам. Но с учетом того, что страховщик не исполнил обязанности по направлению, суды могут и полностью взыскать затраты. хотя в этом случае открываются возможности злоупотреблениям. но суды ж у нас не гуманны к рынку
Как уже писали тут умные люди, страховщикам теперь придется сильно потрудиться, переписывая правила автострахования. См. правила трех известных компаний — ТС, ввезенные на территорию России с нарушением таможенных правил, на страхование не принимаются.
С другой стороны не смогла найти в правилах нормы о том, в течение какого срока страховщик обязуется направить страхователя с поврежденной машиной в автосервис.
Господа, напомните, пожалуйста, о каком Постановлении идет речь.
«Вообще-то, если машина без таможенного оформления попала в Россию и лицо, которое страхует эту машину, не обладает правом собственности на нее, – означает, что право собственности прежнего владельца не прекращено».
Я правильно понял, что Юрий считает, что человек, ввезший машину на территорию РФ без таможенного оформления, утрачивает право собственности на нее? Было бы интересно увидеть на каких нормах права основывается данный вывод.
Уважаемый Юрий, добрый день.
По п.1 хотелось бы обратить Ваше внимание на следующее- страхователь имеет право передать в страховую компанию годные остатки. И это абсолютно справедливое положение гражданского законодательства- если годные остатки можно продать за деньги, которая указывает страховая компания- пусть сама и продаёт.
По п.2. А вообще, как так получается, что страховая компания не даёт направления, что страхователю самому приходится своими силами восстанавливать ТС? У меня нет опыта работы в автостраховании, но из личного опыта знаю огромное количество жалоб, связаных с тем, что страховая просто-напросто затягивает выплату (намеренно или случайно)- документы теряются (потому что кто-то уволился, заболел, ушёл в отпуск и т.п.), со СТОА бумажки не своевременно передаются, просто про убыток забывают и т.п. Просто удобные отмазки для непорядочных владельцев бизнеса.
По п.3. А как так получается, что страховую премию берут за не растаможенную машину, а выплату делать не хотят? Это же ж, простите меня, не за 500 км. от города съездить, чтобы загородное строение осмотреть. В чём проблема проверки права собственности? Данную информацию вполне возможно проверить на стадии заключения договора страхования.
Окажут или не окажут? Да ежу понятно, что окажут. Как тут не оказать-то??? Уже оказали, между прочим. На моей памяти за последний год никто так и не дошёл до суда со страховой компанией.
Договор страхования ТС не является публичным договором — не хотим, не страхуем.
Ровно как и автомобили старше 10 лет например.
Постановление в очередь за свежими новостями)))
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах