Некоторое время назад мегарегулятор заявил о необходимости создания единой информационной системы по добровольному страхованию. Декларируется, что это нужно «в целях информационного взаимодействия участников страховых отношений» и создаст «дополнительные возможности для накопления и анализа статистики в области моторного страхования».
Однако мне кажется, что истинная цель создания такой системы немного иная – она состоит в том, чтобы сделать подконтрольными ЦБ данные обо всех договорах страхования в стране (по аналогии со всеми банковскими операциями). Тогда рынок станет полностью прозрачным для мегарегулятора.
В принципе, если ЦБ сможет использовать такую систему для развития страхового рынка, то идею ее создания следует признать хорошей. Однако нельзя не отметить и ряд достаточно очевидных, но чрезвычайно трудно разрешимых проблем, с которыми придется столкнуться при создании единой системы.
Во-первых, ее разработка потребует стандартизации IT-систем страховщиков и систем учета договоров. Между тем, даже системы учета полисов ОСАГО страховщиков еще не удалось полностью стандартизировать – а обязательная «автогражданка» существует уже больше 10 лет.
Во-вторых, очевидно, придется в какой-то мере стандартизировать также и страховые продукты и договоры страхования. Это приведет к их упрощению. Большой вопрос, будут ли к этому готовы клиенты, и не затормозит ли это обстоятельство развитие страхового рынка. Ведь предложение новых продуктов – один из важных двигателей конкуренции между страховщиками.
В-третьих, потребуется обеспечить надежную защиту информации, передаваемой в систему. Информация о жизни, здоровье, имуществе застрахованных конфиденциальна, и доступ к ней третьих лиц может привести к непредсказуемым последствиям. Кроме того, это может создать возможности для недобросовестной конкуренции между страховщиками.
Ну и, наконец, понятно, что создание такой единой системы будет дорогостоящим проектом. Не ясно, за чей счет это будет делаться, а если за счет страховщиков – то справятся ли с этой нагрузкой небольшие компании?
Имхо тут вопрос нужно иначе ставить, кому это выгодно прежде всего? Единая база клиентов, включая условия и тарифы страхования? Сдается мне, есть тут пара компаний, которые будут готовы пойти на все, чтобы раздобыть эту базу и использовать ее для своих целей…
Такая база должна быть, особенно если там будут учитываться убытки по страхователям. Это поможет в борьбе с мошенничеством на рынке КАСКО. Достаточно будет одного запроса, чтобы узнать интересную историю про того или иного человека, а потом подумать брать его на страхование или нет.
На счет сложностей с унификацией — все зависит от состава полей в системе:
Если за елемент взять сочетание объект-риск. Достоточно унифицировать справочник рисков (в качестве риска может выступать и некая уркпненная сущность — вид страхования, учетная группа и т.д.).
Опять же много полей не нужно (можно даже обойтись без наименования страхователя)
Положительные последствия внедрения даже самой усеченной системы переоценить сложно.
А со стандартизацией продуктов все равно придется столкнуться ввиду того, что с сегодняшнего дня ЦБ получает право разработки стандартов
А так же можно посмотреть какое имущество есть у человека, в том числе у депутатов, сотрудников Кремля и других бедных-вряд ли наши честные чиновники согласятся на создание такой базы.
Так ить уже несколько лет госслужащие, депутаты и иже с ними ежегодно отчитываются о доходах и имуществе
Цель такой системы — тотальный контроль. Ради самого контроля.
А интересы страховщиков (борьба с мошенничеством) не интересны регулятору. Это, мол ваши проблемы.
«пара компаний...»
)))
Как всегда, сложно возразить г-ну Суворову — воистину, все проще и полезнее, чем кажется.
Но от поэтапного введения таких вещей пользы может быть еще больше, а стрессов еще меньше: начать стоит с унификации базовых условий каско и создании единой базы договоров и убытков по виду. Затем можно пробовать ИФЛ и далее по нарастающей — более сложные технически виды.
Очевидные плюсы в виде индивидуального тарифа для каждого и общего роста качества андеррайтинга переоценить сложно.
Бескомпромиссно — почти в первый раз соглашаюсь ПОЛНОСТЬЮ.
— Цель сделать подконтрольными ЦБ данные обо всех договорах страхования в стране => добавлю лишь, что это только первый этап реализации цепи;
— Разработка потребует стандартизации IT-систем страховщиков и систем учета договоров => согласуется с целевым ориентиром на сокращение количества подопытных;
— придется в какой-то мере стандартизировать также и страховые продукты… не затормозит ли это обстоятельство развитие страхового рынка => возврат к единой колбасе «докторская», будут брать не ассортиментом а масштабом рынка и консолидацией издержек в рамках нескольких бизнесов (ну если и законодательство подтянут — то может хоть суды меньше проигрывать будем, но и сервелата никто не увидит);
— Потребуется обеспечить надежную защиту информации… возможности для недобросовестной конкуренции между страховщиками… => ну конечно так и будет (затраты за счет Вашей компании; а бонусы тем — кому Вы сами инфу в ежемесячном… пардон — уже скоро в ежедневном… режиме сами же и передадите).
… это не отзыв о посте, это мысли, видимо, у страховщиков совпадают и синергетический эффект имеют…
Божа мой! У нас в России нет единой базы граждан, имущества и всего прочего! О чем это мечтает Господь Бог, он же ЦБ!
Вот правда, контролировать нужно для чего-то, а тут цели неочевидны совсем.
Ну, во-первых, аппетит приходит во время еды. Во-вторых, эти «положительные последствия» так особо и никто не назвал.
И самый ключевой момент, когда сотрудники надзора принимают какие-то решения они обычно руководствуются тем, как им удобней ну или просто «а нам так больше нравится» и об издержках страховщиков, связанных с этими решениями ваще не думают, а им то что, не они же эти издержки несут. И еще ни один сотрудник этого ведомства ни разу не ответил рублем за непродуманное решение, которое привело к убыткам (неполученной прибыли) страховщика.
Если предлагается брать на себя дополнительные издержки надо точно понимать зачем это надо.
А вообще, мне бы не хотелось, чтобы вся инфа по мне, которая есть у страховщика, попала бы к сотрудникам страх. надзора, лучше пусть им на работе доступ к одноклассникам дадут ну или что там сейчас в моде…
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах