Если государство сохранит прежние темпы роста требований к размерам уставных капиталов страховщиков, то к 2015 г. на всем отечественном рынке останется около ста компаний. Причем, судя по всему, эта сотня вполне сможет закрыть потребности рынка. Только в этом году уйдет, по всей видимости, около 300 страховщиков. Серьезные изменения претерпит и региональный страховой рынок.
У региональных компаний сейчас есть несколько вариантов. Первый – увеличение уставного капитала за счет нынешних учредителей. Такой сценарий маловероятен, так как из-за кризиса денег у акционеров мало. Кроме того, доходность страхового бизнеса резко упала, а конкуренция выросла. Вложения возможны исключительно для вхождения в обязательные виды страхования и последующей продажи компании года через три.
Некоторые будут пытаться привлечь новых учредителей. Это проблематично, нужно искать спекулятивный капитал. Продать компанию какой-либо финансово-промышленной группе также будет сложно: те, кому интересно, уже имеют своих страховщиков, а прочие с осторожностью относятся к непрофильному бизнесу. Вариант объединения с себе подобными компаниями маловероятен из-за амбиций акционеров и топ-менеджмента.
Некоторые рассчитывают на продажу федеральным страховщикам. Такой вариант возможен в качестве покупки доступа к какой-либо «трубе» (приобретение страховщика как условие доступа на определенный сегмент рынка, к определенным клиентам). Остальных покупать федералам неинтересно. Проще подождать, когда регионалы «грохнутся» и их люди сами перейдут.
Наиболее вероятный, на мой взгляд, сценарий – закрытие региональными компаниями обязательств перед клиентами и переход из категории страховщиков в категорию страховых брокеров. Это уже происходит со многими кэптивными страховыми компаниями.
В целом в числе ста компаний, которые, по моему прогнозу, будут представлять рынок в 2015 г., «местных» страховщиков будет не более 10–15%. Выиграют ли от этого клиенты – неизвестно.
Сто тоже неплохо. Помню, году в 2008 пророчили, что уже к текущему моменту останется пятьдесят. А местная компания или федеральная клиенту, в сущности, должно быть всё равно. Многие филиалы имеют весьма широкую автономию.
Интересно, а Александр Владимирович какой путь собирается выбрать?
Продать компанию не удалось, стал быть брокером становиться?)
Да что там 100 надо чтобы 2-3 осталось, а лучше одна… вот тогда будет ужас для клиентов… Требования к страховщикам повышают зря, рынок от этого только проиграет, лучше бы подумали о том как повысить эффективность надзорных органов. Интересно сколько страховщиков на рынке оптимально, чтобы удовлетворить потребности клиентов, обеспечить конкуренцию на рынке и при этом чтобы надзор за всеми успевал следить?
Лисичка, этот ужас уже существовал при советской власти и все поняли, что это именно ужас после кончины вышеуказанной власти. Мне кажется, что сто компаний — это слишком пессимистичный прогноз. Выживет гораздо больше, а вот специализация у них возможно сузится.
Мало себе представляю рынок из 100 компаний в России. Не увидел в сценарии иностранцев, а ведь есть несколько примеров покупок региональных страховщиков, и совсем небольших, зарубежными компаниями. Правда, вспоминаю только компании из Питера. Сценарий с переходом страховщиков в брокеры интересный — по-моему, выходцы из страховых компаний смогут сделать брокерский бизнес настоящим брокерским — клиентов они знают и умеют находить, а амбиции, возможно, не позволят служить страховым компаниям вместо клиентов.
Возможно, желание жить и быть независимым станет движущей силой для страховых компаний, желающих войти в эту примерную сотню и тем самым увеличить ее. Интересно, как же все-таки в действительности такое сокращение страховых компаний скажется на клиентах.
А нужен ли страховой рынок в России?..
Если брать региональные СК, то выход один объединяться. На иностранцев надежды нет, в России бизнес не прозрачен, те которые пришли не знают, что делать, также проходила информация, иностранцы купившие отечественные компании страховые, не афишировали поиск покупателей.
Продажи страховых компаний, уставным капиталом меньше, чем определено законом, объявения пестрят.
Что касается перехода из СК в брокеры, менее реален, чем объединение. Ибо СК федерального значения подсуетились за ранее, экономически не выгодно работать клиенту.
Остается агентские компании. Они переходят разряд, по мнению страховщиков, мошенников, что тоже не радует.
Перспектива развития назовем «болото» для оставшихся 100, некоторых прельщает…
Если государство сохранит прежние темпы роста требований к размерам уставных капиталов страховщиков, то к 2015 г. на всем отечественном рынке останется около ста компаний. (с)
Главное качество, а не количество.
Удивляет механистический подход — всех взять и поделить. На больших и маленьких, на региональных и федеральных, на хороших и просто замечательных.
При этом никого не интересует ни клиент, с его потребностями-запросами, ни интересы акционеров и сотрудников остальных СК, ни даже международный опыт. «Отобрать портфели», «превратить в брокеров» («мышки, станьте ёжиками» (с) ) и прочие «благие» пожелания.
Даже в Solvency II указывается ЧТО и КАК делают компании с оборотом менее 50 млн. евро в год, что надзор за ними более упрощенный, также, как и требования к платежеспособности.
Существует ведь и опыт работы чистых кэптивных страховщиков, которым ЗАПРЕЩЕНО заниматься страхованием юрлиц, кроме объявленных участниками кэптива, всех физлиц, кроме сотрудников таких юрлиц, а также обязательными видами с физлицами. Поэтому и требования надзорные к ним проще (по сути они — общества взаимного страхования определенного промышленного или аграрного холдинга).
А регионально удаленные компании, которые достойно работают, хорошо и много лет знают своих клиентов, выполняют свои нормативы и пр. не должны законодательно подстраиваться под требования к федеральным «гигантам».
Как говориться, в лесу живут не только медведи, а еще всякая другая мелкая живность. И, если они сами добывают себе на «прокорм», и к ним нет претензий от других «лесных жителей», то не надо истреблять «страхового зайца» в угоду «столичным волкам». А уж особенно не в этот год!
И нормально существуют.
И дай им бог сил и здоровья пережить достойно эти пертурбации.
Заинтересованный взгляд — Вы заблуждаетесь насчет Solvency 2. Границы применимости намного скромнее.
Спасибо, noire
Конечно, там после «5» лишний ноль «проскочил». Правильно читать — «5 млн. евро». До этой границы требования по платежеспособности Solvency 2 не применяется.
Раз уж пошел об этом разговор, приведу подробное описание:
Article 4
Exclusion from scope due to size
1.
Without prejudice to Article 3 and Articles 5 to 10, this Directive shall not apply to an insurance undertaking which fulfils all the following conditions:
(a)
the undertaking’s annual gross written premium income does not exceed EUR 5 million; (подписанные премии меньше 5 млн евро)
(b)
the total of the undertaking’s technical provisions, gross of the amounts recoverable from reinsurance contracts and special purpose vehicles, as referred to in Article 76, does not exceed EUR 25 million; (резервы меньше 25 млн евро)
(c)
where the undertaking belongs to a group, the total of the technical provisions of the group defined as gross of the amounts recoverable from reinsurance contracts and special purpose vehicles does not exceed EUR 25 million; (если часть группы — то технические резервы группы меньше 25 млн евро)
(d)
the business of the undertaking does not include insurance or reinsurance activities covering liability, credit and suretyship insurance risks, unless they constitute ancillary risks within the meaning of Article 16(1); (не страхуют ответственность, кредиты и поручительства)
(e)
the business of the undertaking does not include reinsurance operations exceeding EUR 0,5 million of its gross written premium income or EUR 2,5 million of its technical provisions gross of the amounts recoverable from reinsurance contracts and special purpose vehicles, or more than 10 % of its gross written premium income or more than 10 % of its technical provisions gross of the amounts recoverable from reinsurance contracts and special purpose vehicles. (не передают в перестрахование более 0.5 млн евро премий или 2,5 млн евро резервов)
2.
If any of the amounts set out in paragraph 1 is exceeded for three consecutive years this Directive shall apply as from the fourth year. (после трех лет подряд, когда вышеуказанные условия нарушаются, начинает применяться эта директива)
3.
By way of derogation from paragraph 1, this Directive shall apply to all undertakings seeking authorisation to pursue insurance and reinsurance activities of which the annual gross written premium income or technical provisions gross of the amounts recoverable from reinsurance contracts and special purpose vehicles are expected to exceed any of the amounts set out in paragraph 1 within the following five years. (для новых страховщиков, для которых предполагается, что вышеуказанные ограничения будут нарушены в течение 5 лет)
К сожалению, пока в нашем законодательстве не увидел поблажек для малых и средних компаний. Подход ко всем одинаковый.
Задавал вопрос на совещании представителям Минфина, почему нельзя сделать требования к компаниям дифференцированными в зависимости от имеющихся видов страхования и регионов работы (чем больше видов продаешь и в большем количестве регионов работаешь, тем больше денег у тебя должно быть) — ответа пока не получил.
Так что, пока, выходов из ситуации вижу немного.
Сам — увеличиваю уставный капитал, стандартизирую сеть продаж, пытаюсь внедрять новые технологии
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах