Недавно глава комитета Госдумы по финрынку Наталья Бурыкина заявила, что Российский союз автостраховщиков (РСА) следует сделать менее зависимым от страховых компаний. Соответствующие поправки, скорее всего, будут скоро готовы и рекомендованы комитетом к принятию Госдумой.
Это предложение может показаться неожиданным. Однако если посмотреть на существующие проблемы ОСАГО беспристрастно, то оно предстает в другом свете.
Что стало источником проблем ОСАГО?
Если послушать страховщиков, то это – «безответственные и недобропорядочные» страховые компании, которые уже ушли с рынка. Однако странно: компании ушли, а проблемы не только остались, но и множатся. Более того, еще чуть-чуть – и они доведут власти, вынужденные реагировать на жалобы граждан, до таких жестких мер, что немногие страховщики смогут с ними сосуществовать. А такие меры уже всерьез обсуждаются в Госдуме.
Между тем, достаточно очевидно, что все нынешние проблемы созданы самими страховщиками в отсутствие эффективного регулирования (а точнее – саморегулирования) рынка ОСАГО.
Кто виноват?
Несмотря на то, что РСА претендует на роль саморегулируемой организации на рынке ОСАГО, структура управления союзом имеет мало общего с теорией и практикой нормального саморегулирования. Отсюда – перекосы в принятии решений. Ситуация, при которой решения принимаются несколькими крупными игроками рынка ОСАГО, а затем формально утверждаются формальным коллегиальным органом, нельзя назвать правильной и полезной для всего рынка.
В результате де-факто правила работы РСА обязательны только для массы небольших и средних страховщиков. На крупные компании, чьи представители входят в правление союза, они в действительности не распространяются. В итоге несколько компаний могут легко диктовать всем выгодные для них условия (например, отказывая в выдаче бланков полисов «непокорным»). При этом сами они абсолютно безнаказанно ведут себя как угодно. Вследствие этого «правила игры» на рынке становятся хуже, в первую очередь, для потребителей. А это затягивает в «воронку» общественного недовольства весь рынок.
Что делать?
Очевидно, что нужно таким образом формировать органы управления РСА, чтобы приблизить их к стандартам саморегулирования. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в закон ОСАГО (а подготовить их несложно).
Кроме того, у надзорного органа должны наличествовать и быть формализованы методы воздействия на профобъединения. Эти меры должны применяться в случаях нарушения объединениями законодательства и неисполнения их функций. Это также потребует изменений в законодательстве. Отмечу, что сегодня по закону ЦБ может лишь внести страховой союз в реестр, а вот исключить его оттуда закон уже не позволяет. Полагаю, что и Банк России не будет возражать против такой дополнительной функции.
Эти действия можно и нужно реализовывать уже сегодня. Единственный способ свести к минимуму негативную реакцию властей на существующий кризис в ОСАГО – быстрое и качественное изменение системы саморегулирования на этом рынке. И в этом никто не поможет страховщикам, кроме их самих.
Для этого необходимо внести соответствующие изменения в закон ОСАГО (а подготовить их несложно).
Что-то надо внести, а что я пока не придумал, но придумать несложно. Изменения должны быть соответствующими.
Не, ну всё понятно. Вектор ясен.
Статья, по сути, ни о чем.
Причем тут изменения в РСА, когда этих регуляторов уже насоздавали мама не горюй, даже с приставками МЕГА.
Проблема ОСАГО заключается все знают в чем:
1. Отсутствие единых стандартов оценки ущерба
2. Недобросовестные страховщики и брокеры
3. Стремление государства обязательно присутствовать в этом бизнесе в качестве законотворцев и ценорегуляторов, хотя по сути своей, больше половины лезущих сюда депутатов, даже полис ОСАГО наверное видели последний раз лет 10 назад.
И самая главная проблема — некачественный менеджмент многих компаний, ведущий к итоговому убытку за год.
Сравним компании Ресо и МСК.
У обоих значительную часть портфеля занимает убыточное автострахование, только почему-то Ресо находится либо на грани убытка, либо в небольшом плюсе, а МСК который год подряд отличается стабильностью — годовым убытком 5 млрд. рублей.
Почему она тогда еще не закрыта? Значит она кому-то нужна для личных целей, вот и вся беда страхового рынка
Ни добавить, ни убавить! Точно в цель и по существу.
Я тоже не понял о чем автор хотел поведать сообществу. Громкий заголовок и вода.
Да всё понятно…
Проект по созданию альтернативной ВСС и РСА организации провалился, несмотря на 20 — 30 членов, которых никто не знает.
Поэтому надо хоть о чём-то говорить, чтобы напомнить о существовании СССРа,
который претендовал на первое СРО на рынке, противовес РОСГОСУ и пр., к реальным делам никакого отношения это не имеет.
Отрадно, что уже и Александр Павлович признал, в чем корень многих проблем на рынке ОСАГО. Предложение о том, чтобы органы управления РСА формировались в соответствии с нормами Закона о СРО, выдвигались неоднократно, но не поддерживались органами власти (за исключением, ФАС). К сожалению, и на нынешний мегарегулятор едва ли можно надеяться в этом вопросе. Пока ЦБ поддерживает шаги РСА в обратном направлении, защищая интересы только крупнейших игроков рынка.
Александр Павлович, в сложившейся обстановке, считаю, необходимо уделить вниманию некоммерческому страхованию.
Вы постоянно будете наступать на одни и те же грабли. У Вас ОСАГО крутится вокруг страховых компаний. И возникает вопрос:" А кто потребитель услуг по ОСАГО? Страховые компании или страхователи?"
На сколько я слышал, то вопрос об ОСАГО начали поднимать таксисты, которые предлагают вариант ОСАГО через Общества Взаимного Страхования (ОВС). Может уже пришло время развернуть ОСАГО лицом к потребителю, дать возможность выбрать, где ему страховать и как.
Вы, руководитель Экспертного Совета в Государственной Думе РФ, может быть пора поднять вопрос о обязательных видах страхования для физических лиц или где выгодоприобретателем может быть физ. лицо, для ОВС. И снять с ОВС численный критерий по максимальному количеству.
В течение двух лет измениться страховой рынок. Крах, который уже виден, может произойти в любой уже момент и Вы ставить в первую очередь НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (население РФ) перед щекотливым выбором и толкаете на неправильные действия.
Уходим от коммерческой составляющей ОСАГО.
РСА — разогнать.
Страховщикам оставить функции выдачи полисов и сбора документов по выплатам, за % от премии (размер % обсуждаем).
Резервы по ОСАГО аккумулировать в созданном фонде обязательного страхования, в котором РНП — это начисленная страховая премия по договору, предназначенная для исполнения обязательств по обеспечению предстоящих выплат.
Всё!
В принципе страховщиков можно заменить на Почту России, дешевле выйдет
А страховых агентов на почтальонов России?
Максимальное количество членов ОВС действительно надо отменить. Это нелепость, противоречащая сути страхования. Нужны дифференцированные надзорные требования для крупных и мелких ОВС, как это в Германии было установлено еще в далеком 1901 году.
Все очень своевременно… «пока гром не грянет» как говориться. Весь вопрос в том, что бизнес надо вести с оглядкой на вероятные последствия, которые страховщик ну напрочь не хотели видеть на протяжении, а точнее до 2013г. И вариант выхода придуманный страховщиками говорит о том, что выводы не сделаны. Очередная глупость которая приведет вообще к непонятному фактору противодействия к сложившейся ситуации. Странно другое, что страховщик начал платить до решения суда, чтоб избежать санкций, при этом объем исков не уменьшился, о чем это говорит… ЕСТЬ ЧЕМ ПЛАТИТЬ, значит и было чем платить, НО очень не хотелось, а вот теперь другие факторы диктуют условия, и ничего более умного в голову не пришло, чем максимально отгородить себя от сборов. Гениально. Интересно куда далее стрельнет вся эта ситуация.
Абсолютно верно!
+100!
АСН, замените, пожалуйста, текст статья господина Коваля на текст поста уважаемого Mushrooom. Ответа на вопросы «кто виноват» и «что делать» содержит именно пост, а не основная статься
В ЦБ предполагалось, что после ликвидации Службы Банка России по финансовым рынкам, будет управление по ОВС и СБ.
Почта России- это не плохой вариант. Почта позволит максимально приблизить ОСАГО до потребителя. Параллельно надо изменить требования к страховщику желающему продавать оСАГО. Если есть пункт продажи полисов и урегулирования(приема заявлений, осмотра ТС), в каждом районном центре (обязательно) и в каждом населенном пукте, в котором проживает не менее 1500 чел- пожалуйста, получи лицензию, если нет, то продавай только не обязательные виды. В нашей огромной стране не допустимо, чтобы граждане тратили много времени и несли расходы на поездки от места проживания до места покупки полиса ОСАГО и тем более, когда произошел страховой случай. Почта моглабы, как вариант, решит эти проблеммы. А 99.9 % страховщиков покинули рынок, так как и теперяшний уровень жадности не позволит им тратить «честно» заработанное на расширение своего присутствия. Настоящего присутствия, а не в виде поручения крупному страховщику выполнять от своего имени функции урегулировщика. Кстати, роль таких урегулировщиков по поручению(договору) сводится по сути к функции почты- собрать документы, провести осмотр и все отправить ПОЧТОЙ в г.Москву.Нужны жесткие решения, только так что-то начнет меняться.
Надо лишить лицензии на ОСАГО все компании замеченные в противодействии. Установить этот факт не трудно.Очевидно, что в числе лишенцев будут почти все компании из топ-20, чуть меньшем составе из числа оставшихся. Далее, обязать лишенцев выполнить полностью все свои обязательства до окончания действия всех договоров ОСАГО. Взять на особый фин.контроль лишенцев, чтобы предотвратить их попытки уйти с рынка в виде банкротства (внести изменения в закон о банкротстве). Создать из числа оставшихся некий союз, на более правильных условиях, не содеражщих ошибки РСА. Ну и т.д.и т.п. То есть, для начала нужен стресс, реформа, очищение и на этой платформе строить новое качество страхования ОСАГО и других обязательных видов.
Вы забыли в своей программе плюнуть. В кого-нибуть надо обязательно плюнуть иначе это уже не реформа.
Вы забыли упомянуть «непомерную жадность страховщиков (и их акционеров)», которые не готовы работать с маржой 10-15%. Я считаю, что им всем надо давать таблетки от жадности приказом ЦБ РФ.
«Мне не нравится ваша команда, мне не нравится ваш капитан! Мне вообще ничего не нравится!» Ливси M.D. (С) м/ф Остров сокровищ.
Я не забыл, я просто никогда не плююсь, считаю это плохим признаком, присущим определеной категории граждан. "«В кого-нибуть надо обязательно плюнуть иначе это уже не реформа»". Если считаете, что надо это сделать- ДЕЛАЙТЕ, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ!
Сколько я его знаю, А. Коваль всегда грамотен, знает дело, выступает конструктивно, а не так как некоторые малограмотные горлопаны — сорняки позорящие такой солидный и уважаемый сайт. Создаётся впечатление, что они кем-то наняты и действуют нагло как майданутые западенцы в Киеве. Не хотелось бы их называть, надеюсь они поймут, а администрация сайта им поможет.
Да ПЛЕВАТЬ нам на это ОСАГО… У нас скоро будет обязательное страхование строений
Я угадал?
anatol, еще старина Шрэк говорил — «Не держи в себе.»
Есть симпатичный анекдот на эту тему, но я его не расскажу, а то Вы совсем на меня разобидетесь.
Неужели Вы не любите гусей?!
Во-первых, РСА давно реформировано и нет никакого «диктата» триумвирата или кого-либо еще.
Во-вторых, резкий рост убыточности по ОСАГО спровоцирован целым комплексом причин. Кем и чем спорить бесполезно. Слишком много факторов (изменение структуры автопарка, рост цен на з/ч, игнорирование судом статьи 421 ГК и произвольная трактовка законодательства в пользу жадного и слабого, учет невычисляемсого УТС, требование ставить новые запчасти на старые машины по ценам автодилера, беспредел фальсификаций псевдонезависимых оценщиков ущерба, скупка обязательств автоюристами, уход с рынка проворовавшихся страховщиков, игнорирование клиентом страховщика как партнера по договору и обращение в суд без обращения в страховую компанию, не забудьте про мухлеж с ДАГО и т.д.). А государственно-частные аналитики даже по 2-хфакторному анализу полную импотенцию проявляют.
В-третьих, реальный тариф по ОСАГО в России давно должен быть порядка 10-15 тыс руб в год. Пока этого не будет — ничего хорошего не будет. Нельзя заставить рынок работать себе в ущерб, если только не продавать полисы ОСАГО с расчетом быстро уйти с рынка вместе с непосильно нажитым тяжким демпингом. Что только усугубляет ситуацию.
В-четвертых, страхование ответственности собственника ТС как объекта повышенной опасности должно быть дополнено страхованием ответственности ВОДИТЕЛЯ. Не вместо, а ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Нужно вмененное страхование ответственности водителя, того кто был за рулем в момент ДТП.
В-пятых, давно нужен Федеральный Закон «О страховых историях», чтобы можно было считать конкретные риски виновника ДТП, а не перекладывать их на внимательных водителей.
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах