Многострадальные поправки в закон об ОСАГО на прошлой неделе наконец-то прошли второе и почти сразу – третье чтение в Госдуме. Теперь уже текст законопроекта не изменится, можно только ждать даты официального опубликования закона и, соответственно, вступления поправок в силу.
Количество новшеств в законе об ОСАГО впечатляет – законопроект занимает 97 страниц! За одиннадцать лет существования ОСАГО в закон вносили изменения 24 раза, но юбилейные 25-е поправки носят самый глобальный характер.
Практически полностью переписаны статьи о страховых тарифах, Европротоколе, прямом возмещении ущерба, определении размера страховой выплаты, независимой технической экспертизе. Добавились положения о досудебном урегулировании споров и еще целый ряд новаций. Даже краткий перечень изменений (см. ниже) занимает пару страниц.
Но самое главное сегодня – очень короткие сроки вступления этих изменений в силу. Чтобы указанные поправки реально заработали, требуется своевременно принять очень большое число подзаконных актов: от новой формы полиса и правил ОСАГО до тарифов и единой методики независимой технической экспертизы. Что уж говорить о существенных доработках АИС РСА и информационных систем страховщиков. Причем большая часть этих изменений должна быть подготовлена менее чем за два месяца – к 1 сентября 2014 года.
Решение данных проблем – серьезный вызов и для Банка России, и для правительства, и для страховщиков, и для РСА, и для Российского бюро «Зеленая карта». Качественно и в срок подготовить все необходимые документы можно только объединив усилия специалистов страховых компаний и государственных служащих. Результаты работы мы увидим уже очень скоро, – будем надеяться, что они будут положительными.
Последовательность вступления в силу принятых Государственной Думой поправок
Через 10 дней после официальной публикации закона
- Безальтернативное прямое возмещение убытков (ПВУ) – теперь за выплатой можно будет обращаться только в свою страховую компанию. Данная норма будет распространяться на все действующие договоры.
- Повышение лимита выплат по Европротоколу с 25 тыс. до 50 тыс. р. Норма будет работать только для ДТП, оба участника которого заключили договоры уже после вступления в силу поправок в закон.
- Уточнены процедуры оформления Европротокола и порядок извещения страховщика – каждый участник ДТП обязан в течение 5 дней отправить свой экземпляр извещения о ДТП своему страховщику.
- В КоАП вводятся штрафы для сотрудников страховых компаний в размере 50 тыс. р. за необоснованный отказ в продаже полиса ОСАГО или навязывание дополнительных страховых продуктов.
- Вводятся требования к банкам, в которых РСА может размещать временно свободные средства фондов – банки не должны быть подконтрольны страховщикам.
- Меняется порядок исключения страховщиков из РСА, а также отзыва и возобновления лицензии.
с 1 сентября 2014 года
- Могут быть повышены тарифы на ОСАГО – их должен будет утвердить Банк России.
- Введение тарифного коридора (минимальных и максимальных значений тарифов) по ОСАГО – страховые компании смогут применять тарифы в рамках указанного коридора.
- Прекращение страхования по ОСАГО техники на неколесном движителе (гусеничном, санном и т.п.)
- Прекращение страхования по отдельным договорам ОСАГО прицепов – вместо выдачи отдельного полиса на прицеп, будет делаться специальная отметка в полисе тягача с определенной доплатой к тарифу.
- Полисы ОСАГО должны будут продаваться в любом подразделении страховой компании.
- Данные о заключенных договорах ОСАГО должны быть занесены в АИС РСА в течение 1 дня с момента заключения договора.
- При заключении договора ОСАГО обязательно использовать данные АИС РСА о значении КБМ и о прохождении ТО.
- Ответственность страховщика за несанкционированное использование бланков полисов. Страховщик обязан платить по всем своим полисам, кроме тех, которые были ранее заявлены как похищенные.
- При досрочном прекращении договора ОСАГО удерживается 20% страховой премии, возвращается часть премии пропорционально оставшемуся сроку действия договора.
- Возможность выплаты по ОСАГО путем направления на ремонт в случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания.
- Единая методика независимой технической экспертизы утверждается Банком России.
- Правительство аттестует экспертов-техников.
- Применение закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной законом об ОСАГО.
- Пени за каждый день просрочки выплаты – 1% от суммы выплаты.
- Штраф за каждый день просрочки срока направления отказа – 0,05% от страховой суммы.
- Расширен перечень оснований для регресса в Европротоколе. В их число добавлены следующие: виновник ДТП не направил извещение о ДТП в течение 5 дней, не представил свой автомобиль на осмотр страховщику или приступил к его ремонту до осмотра страховщиком в течение 15 дней после ДТП.
- Обязательное для гражданина обращение к страховщику с досудебной претензией перед обращением в суд.
- Штраф по закону о защите прав потребителей будет рассчитываться как 50% от суммы недоплаты.
- Реорганизация системы управления РСА на принципах равных прав его членов.
- Расширение перечня правил профессиональной деятельности (ППД) РСА. Начнет работать требование об обязательном размещении в интернет ППД, затрагивающих интересы страхователей и потерпевших.
с 1 октября 2014 года
- Повышение лимита выплат по ущербу имуществу с 120 тыс. до 400 тыс. р.
- Отменяется общий лимит выплат при нескольких потерпевших (сейчас – 160 тыс. р.) и пропорциональные выплаты – теперь каждый потерпевший в ДТП может получить по 400 тыс. р. вне зависимости от количества потерпевших.
- Аналогично повышаются лимиты компенсационных выплат РСА.
- Снижение максимального возможного значения износа при расчете возмещения по ОСАГО с 80% до 50%.
- Безлимитный Европротокол в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области при условии предоставления фото- или видеосъемки, а также данных системы ГЛОНАСС или других навигационных систем. Норма будте работать только для ДТП, оба участника которого заключили договоры уже после 1 октября 2014 года. Для случаев, не подтвержденных техническими средствами фиксации, лимит выплат составит 50 тыс. р.
- Страховщики должны привести свои правила каско и ДАГО в соответствие с новым законом в части использования Европротокола.
с 1 января 2015 года
- Создание единой автоматизированной информационной системы, содержащей страховую историю всех клиентов страховых компаний по каско и ДСАГО. Объединение информации с АИС РСА по ОСАГО.
с 1 апреля 2015 года
- Комплекс поправок в части выплат за вред жизни и здоровью:
- Повышение лимита выплат по жизни и здоровью каждому потерпевшему со 160 тыс. до 500 тыс. р.
- Аналогично повышаются лимиты компенсационных выплат РСА.
- Выплаты в случае травм пострадавших будут осуществляться по специальной таблице.
- Упрощается порядок подтверждения факта причинения вреда здоровью в ДТП и порядок получения выплаты по ОСАГО.
- Расширяется перечень выгодоприобретателей в случае смерти потерпевшего (по сравнению с Гражданским кодексом).
с 1 июля 2015 года
- Комплекс поправок по введению электронного полиса ОСАГО.
с 1 октября 2019 года
- Безлимитный Европротокол по всей России при условии предоставления фото- или видеосъемки, а также данных системы ГЛОНАСС.
Обновленное ОСАГО: практическое руководство
Андрей, спасибо!
Присоединяюсь — спасибо за квалифицированное обобщение.
Обратите внимание на вложенный документ (после преамбулы):
http://asn-news.ru...
Это текст закона в режиме правки с датами вступления в силу отдельных положений.
Супер!!! Очень полезно. С нетерпением ждал подобного анализа. Спасибо за проведенную работу!
СПАСИБО!
спасибо Андрею,
спасибо АСН,
но совсем не спасибо депутатам и авторам этой пурги, особенно соавторам некоторым.
Помнится, в блоге Андрея 2 года тема повышения/отмены лимитов по Европротоколу (http://www.asn-new...) вызвала бурное обсуждение.
Право регресса в случае непредоставления авто или преждевременного ремонта добавили, но неужели это реально поможет снизить число мошенников? Учитывая, как осматриваются ТС и как оспариваются трасологии.
Мерлезонский балет, часть 4
Большое спасибо!
Впечатляет пункт об отмене общего лимита выплат при нескольких потерпевших – каждый потерпевший в ДТП может получить по 400 тыс. р. вне зависимости от количества потерпевших! Сразу представил себе огромную груженую фуру на трассе с плотным движением с отказавшими тормозами или с уснувшим за рулем водителем…
• Безальтернативное прямое возмещение убытков (ПВУ) – теперь за выплатой можно будет обращаться только в свою страховую компанию. Данная норма будет распространяться на все действующие договоры.
Все же оно (прямое возмещение) альтернативное. За выплатой можно обращаться к любому из 2-х страховщиков.
+100!
Доброго дня.
Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.
Исключающих формулировок не увидел. Что Вы имеете ввиду.
Да, да… Полуприцепом пол города собрал на пару сотен миллионов, поругался с начальником… психанул.
И за все, только +20% (среднее) к стоимости следующего полиса! Халява! Колоти не-хочу!
Мне кажется, не стоит бояться гигантских выплат по данной норме. Да, такие ситуации бывают, но они крайне редки.
Зато мы имеет реальное упрощение процедур по урегулированию ДТП с несколькоми потерпевшими (нет пропорциональных выплат) и явное улучшение условий для самих потерпевших.
Т.ч. сама по себе норма весьма прогрессивная.
Вопрос только в том, насколько адекватно будут скорректированы тарифы в связи со всеми этими изменениями.
Да, Вы правы. Разобрался. Меня вначале смутили формулировки п.1 ст.12.
Ст. 11.1 пункт 2 вводит обязанность участников ДТП (при оформлении без сотрудника полиции) отправить в СК бланки Извещения в течение 5 рабочих дней.
Пункт 3 этой же статьи обязывает участников ДТП представить т/с к осмотру в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от СК.
И, наконец, второй абзац п.3 разрешает ремонтировать/утилизировать т/с через 15 дней после ДТП.
Вам не кажется, что получается нерабочая конструкция?
Именно адекватные, а не социально направленные!
спасибо большое!
Интересно, а к кому обращаться потерпевшему, ответственность которого не застрахована? Кому предъявит претензии собственник забора, в который въехал незадачливый водитель?
А, не, всё понятно. Обязательное ПВУ применяется только в том случае, если застрахована ответственность двух участников ДТП.
А, не, всё понятно. Обязательное ПВУ применяется только в том случае, если застрахована ответственность двух участников ДТП.
>>> Безальтернативное прямое возмещение убытков (ПВУ) – теперь за выплатой можно будет обращаться только в свою страховую компанию.
Нет, не так. Безальтернативное ПВУ будет применяться только в случае если произошло ДТП с двумя участниками, ответственность которых застрахована. Если ответственность одного из участников не застрахована или участников больше двух — всё остаётся по-прежнему.
«Заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу
потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица,
причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального
закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется
заявление о прямом возмещении убытков».
«Пробить» эту конструкцию — раз плюнуть: чинишь машину, а извещение направляешь страховщику на 5-й день ценным письмом. Для надёжности — в центральный офис в Москву. Пока получат на почте, пока разберутся, куда и что, там не 15, а 115 дней пройдут. А обязанность исполнена, гуд бай!
По поводу социальной направленности есть новая норма в ст.8 Закона:
подлежащих уплате ими страховых премий за счет повышения страховых тарифов для других
категорий страхователей не допускаются.
Естественно, что и ПВУ, и Европротокол, и даже простое оформление полиса ОСАГО, имеют свои ограничения.
Но уточнение принимается — Вы, конечно, правы.
Надо будет в Правилах страхования уточнить, что Извещение о ДТП направляется в ближайшее подразделение СК, указанное в приложении в к полису.
Или сперва отправить в СК по факсу, а потом уж с почтой заморачиваться…
А также неплохо бы конкретизировать данное положение Закона:
повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в
установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором
способом.
Это хорошо, что Вы напомнили, а то ведь ЦБ и забыть бы мог…
«На всякую хитрую гайку найдётся болт с обратной резьбой» (с)
Не переживайте, мы что-нибудь придумаем.
Да и, в целом, сколько ни крутите, а столь хрупкую конструкцию сделать железобетонной не удастся. Насчёт «ближайшего подразделения» — у нас даже по СПб ценные письма по полторы-две недели ходят + есть нехитрые методики, как сделать ещё дольше. Да и не прокатит, я думаю, эта поправка, никто не может запретить извещать головную организацию, а не филиал/обособленное подразделение. И факс не пройдёт. И электронная почта тоже. Нет у граждан обязанности иметь факс или компьютер.
Сергей,
А «вы» — это кто?
А вот как-то не очень понимаю, зачем нужно что-то такое придумывать, если нет задачи скрыть реальные обстоятельства ДТП. Нормальному водителю это не к чему…
Андрей, действительно, в том-то и дело, что по мнению г-жи Бурыкиной, тарифы и прочие условия страхования должны определяться не по экономическим принципам, а исходя из принципа социальной справедливости. Она явно претендует на совершение революционного переворота в трехсотлетней истории страхования.
Ну, социальные тарифы по ОСАГО придумала вовсе не Бурыкина.
Изначально было понятно, что в КТ, КМ и частично в базовые тарифы заложена социальная составляющая.
Сейчас это вопросы уже не к депутатам, а к Банку России — именно он теперь имеет право устанавливать тарифы по ОСАГО. Посмотрим, что получится…
не обоснованное суждение.
Прочитал сообщение и ничего страшного не уидел, потому что нет ничего страшного. Опасения напрасны.
В Казахстане ОСАГО появилось на 8 лет раньше. По жизни всегда платили фикс.сумму за каждый день лечения, по инвалидности (1-3гр) и смерти- также фикс. суммы (40%-за 3 гр, 60%-за 2гр, 80% за 1гр) и 100% за смерть и все эти % от сраховой суммы. И ничего страшного там не происходит, ситуация в целом нормальная. Итог: страховщики начнём работать не только во имя прибыли, но и для граждан. Всем будет лучше.
Ваша честь)))
Андрей, это не решит вопрос. Даже в ближайшее подразделение СК почта России минимум 3 дня будет доставлять Извещение, а если заказным/ценным письмом, то и все 10 дней. Все равно СК не успеет вовремя отреагировать в 15-дневный срок с момента ДТП.
.
Как только донести данную информацию до страхователей? Как показывает практика при получении полиса они не слышат о предупреждениях, а потерпевший в итоге просто окажется у «разбитого корыта».
Стоит уточнить, что потерпевший-то выплату получит, а потом страховщик предъявит регресс к виновнику, который не прислал свое Извещение о ДТП.
А проблема информирования всех водителей — одна из важнейший в ближайшее время.
to Seventy
Конечно, надо переходить на более оперативные способы уведомления о ДТП.
Например, послать MMS с фотографией своего Извещения о ДТП сегодня способно большинство водителей в крупных городах.
К сожалению, времени на разработку всех таких систем практически нет…
на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области,
Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по
размеру страховой выплаты, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и
страховая выплата осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной
подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления
страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате
дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств
контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка
транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также
данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).
Получается, что данный пункт фактически работать не будет ГЛОНАСС фактически нигде не установлен, а что считать техническими средствами контроля тоже непонятно, т.к. не понятно будет или нет соответствующее постановление Правительства РФ. Я правильно понимаю, что одного Глонасса или одних тех средств контроля недостаточно (должно быть и одно и другое)?
В каком пункте это прописано?
Андрей, спасибо Вам за проделанную работу.
А теперь дружно выдохнули и изучаем новую матчасть )))
не 4-я, а 25-я )))
Мы — это жадные бесчестные изворотливые «автоюристики».
Речь не идёт о сокрытии обстоятельств ДТП, речь идёт о том, чтобы виновный мог отремонтировать машину, когда это ему нужно, а не когда это будет удобно страховщику. У меня нет ни малейших сомнений, что страховщики будут злоупотреблять своим правом.
спасибо, оч. познавательно и основательно
Получите координаты места при помощи устройства GPS, но напишите, что получили их с помощью устройства ГЛОНАСС. Какие проблемы-то? Что, координаты как-то изменятся в зависимости от того, что за устройство их вычисляло?
Насколько я знаю, есть устройства с Глонассом, которые фактически записывают маршрут ТС и можно подтвердить то, что ТС действительно в конкретное время было в конкретном месте. А следуя вашей логики, я могу находясь дома, посмотреть координаты того места, которое мне нужно и его вписать в извещение о дтп.
Может, и есть такие устройства, но к чему это? Закон не требует никаких треков маршрута. Просто нужны «данные, зафиксированные с применением средств навигации». Я утверждаю, что достаточно просто координат — опровергните со ссылкой на закон, если не согласны.
Что касается координат, подсмотренных из дома — да, можно и так поступить, посмотреть координаты в Гугл Картах, а написать, что они получены из приёмника ГЛОНАСС. Пусть страховщик опровергнет это, а мы посмотрим.
Вы же понимаете, что ГЛОНАСС включён сюда не потому, что это объективно требуется, а потому, что это общая тенденция — внедрять ГЛОНАСС в каждую дырку, где надо и где не надо. Ну, что ж, на такие выкрутасы тут же найдётся асимметричный ответ. Хотя бы такой, как я предложил.
Причем здесь желание страховщика? Срок запрета ремонта установлен Законом, а не страховщиком. И это срок вполне разумен.
Уверен, что со страховщиком практически всегда можно будет договориться с сокращении этого срока путем предоставления машины на осмотр. Кстати, это положение также должно найти отражение в Правилах ОСАГО.
А вот потратить свои силы, чтобы «пробить эту конструкцию» (сделать ее нерабочей) это, безусловно, нужная и почетная задача для «автоюристиков». Вам только еще немного над обоснованием надо поработать, а то некоторые водители могут и не понять, что вы это всё для них делаете…
п.11. ст.5 законопроекта:
п.16 ст.5
привести правила страхования по видам страхования, предусмотренным подпунктами 6, 14 пункта 1 статьи 329 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-Ι «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в соответствие с положениями статьи 111 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
получается, страхователю теперь застраховаться без допов будет весьма сложно в официальных офисах и представительствах, путем создания доп сложностей, зато у агента можно купить осаго легко за 5 мин, но немного переплатив например купив НС. а после осаго, и наче ЦО и очередь.
ведь насколько я понимаю агент не является сотрудником СК, а третье лицо, и к нему штрафные санкции просто неприменимы.
и в итого агентская сеть начнет сейчас набирать обороты, начнеться гонка за агнтскими структурами с повышенными КВ, или хотябы адекватными и большими от «0» (как достали БСО прямых продаж без КВ, вы это агенты ну заработаете на ТО и еще на чем-нибудь)
агентам пора создавать профсоюз. иначе будут козлить нашего брата.
Хотелось-бы верить, что будет именно так…
Да, да, спасибо родителям, воспитавшим во мне чувство благодарности. Спасибо воспитательнице Бурыкиной Наташи за то что она между компотом и прогулкой верила в разумное и вечное. Спасибо типографии Гознак, когда они напечатают новые бланки.
а вот и нет )))) за агента отвечает страховщик
так что могу предположить, что «козлить» вашего брата будут еще сильнее…
Срок установлен законом исходя из интересов страховщиков. Неужели это широкая водительская общественность выступила с подобной инициативой!? «Просим родную Партию и Правительство установить запрет на ремонт наших автомобилей в течение 15 дней после ДТП!»
Я делаю не ради кого-то, а из вредности. Ну, не люблю я страховщиков, что поделать. И искренне радуюсь каждому случаю, когда страховщик оказался в пролёте.
а почему РВД стали 20. а не 23?
А они всегда были 20 %.+ 3 % в РСА.
А я всё же рискну актуализировать вопрос. Понятно, что РВД 20%. Но почему удерживать теперь нужно только их? Почему не удерживаются 3%?
В Законе сказано, что при расторжении "… страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования..."
При этом доля страховых выплат, насколько я понимаю, 77% (а не 80%). Потому что (из того же Закона): «Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.»
При этом на компенсационные выплаты в тарифе так и остались заложены 3%. Соответственно, на страховые выплаты остаётся 77% (80% — 3%). То есть, по идее, вычитать необходимо 23%. Тогда откуда 20%?
Или в приведённой цитате закона под «компенсационными выплатами» подразумевается нечно иное, равное нулю? С точки зрения математики удержание 20% объяснимо только в этом случае.
У кого-нибудь есть конструктивное понимание на этот счёт?
Перенёс ветку сюда: http://www.asn-new....
Автору текущей заметки был бы благодарен за комментарий (и не только ему, разумеется).
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах