На днях рейтинговое агентство «Эксперт РА» в своем очередном исследовании отметило, что стагнация страхового рынка отразилась и на перестраховании. Как брокеру мне приходится сталкиваться с обоими сегментами. Хотел бы обратить внимание на два фактора, которые оказывают на корпоративное страхование и перестрахование даже большее влияние, чем неблагоприятная макроэкономика и конъюнктура.
Первый фактор – это монополизация рынка перестрахования несколькими игроками: подавляющее большинство крупных российских рисков контролируются тройкой ведущих западных брокеров. Именно они диктуют ставки, размеры комиссий, структуру перестрахования. Дело здесь уже даже не в том, что суммарная доля этих игроков превышает 50% доходов брокерского сегмента. Это коллективное доминирование уже настолько серьезно, что несет угрозу устойчивости и надежности всего нашего рынка.
Несколько месяцев назад на рынке Ллойдс случился небольшой скандал. Тогда выяснилось, что один из этих брокеров имеет специальное соглашение, по которому он за отдельную плату обязался передавать 10% каждого риска своему партнеру Berkshire Hathaway. Конечно, это перестраховщик известный, но подобные соглашения не имеют ничего общего с диверсификацией риска и эффективностью его перестрахования. Даже на очень конкурентном рынке Ллойдс с большим выбором брокеров и синдикатов эта история была воспринята негативно. Думаю, понятно, как это сказывается на российском рынке, где западные брокеры полностью определяют правила игры.
На самом деле – и участникам рынка это хорошо известно – в России есть брокеры, которым вполне по силам размещение добротных страховых и перестраховочных программ: «Индустриальный страховой брокер», «Аксиом Ин Ре», МАИ и ряд других членов НОСП ничем не уступают западникам. Очень много рынку дала успешная практика работы Российского антитеррористического страхового пула, где технологии взаимодействия участников пула сочетаются с конкурентными выгодами (организует эту работу страховой брокер).
Кстати, использование страховых пулов, безусловно, надо расширять, этот инструмент у нас применяется совершенно недостаточно. Пул – это единственная точка роста для российского перестрахования в нынешних условиях, только так можно конкурировать с западными коверами, значительно больше оставлять рисков в России и зарабатывать на них самим.
Коллективными усилиями, в том числе и с использованием пулов, можно прекратить навязанную нам практику перестрахования франшиз и приоритетов, особенно в непропорции. Такие договоры уж слишком сильно напоминают колониальную торговлю «стеклянные бусы в обмен на золотой песок».
А пока ситуация на рынке продолжает усугубляться. На сегодняшний день, как видно из тендерной документации, размещенной на сайте госзакупок, условия страхования даже ведущих госкорпораций, ключевых для наполнения российского бюджета, пишутся фактически под диктовку западных брокеров. И это происходит в то же самое время, когда правительственные экономисты гадают, какой убыток стране нанесет очередная волна санкций! Совсем недавно мы были свидетелями того, как Ирану с помощью блокировки международного страхования (полностью Ираном оплаченного) едва не остановили поставки нефти в Индию. Мы хотим неожиданно оказаться в такой же ситуации?
Поэтому мы добиваемся того, чтобы риски госкомпаний и чувствительных для бюджета страны отраслей экономики размещались российскими брокерами. Это не столько вопрос поддержки отечественного бизнеса (хотя это важно для принципиального изменения ситуации на рынке), сколько элементарная предусмотрительность в условиях новых вызовов, стоящих перед страной.
Еще одна петля на шее рынка – это монополизация сектора страховых госзакупок. Ситуация здесь лишь немногим лучше, чем описанная выше. Проведенное нами исследование массива тендеров в корпоративном страховании за прошедший год показало, что две трети из них выиграла одна страховая компания. Это уже откровенный монополизм, все больше раздражающий и рынок, и клиентов, а самое главное – превращающие страховые тендеры в профанацию выбора страховой защиты.
Только представьте себе такую ситуацию: наш многократный победитель тендеров, чья надежность не вызывает у нас никаких сомнений, сгребает все риски и размещает через западных брокеров. И тут происходит страховое событие с крупными последствиями. Есть у вас уверенность, что Лондон, который недавно не пустил российскую делегацию в Фарнборо, произведет выплаты? Не ухватится ли он за перестраховочные выплаты в пользу российских корпораций, как за отличную возможность повысить действенность санкций? А в связи с внесением в санкционный список таких предприятий как «Роснефть», НОВАТЭК, госбанки, предприятия ОПК, – эта ситуация приобретает угрожающий характер.
НОСП уже обратило внимание ряда государственных органов – таких, как ФАС, ЦБ, Минфин, Государственная Дума, – на опасное пренебрежение этими рисками. «Мы вынуждены перестраивать экономические модели развития в связи с этими решениями [санкциями в отношении российских компаний], переходить к импортозамещающим технологиям, в большей степени использовать внутренние источники роста, включая и финансовые ресурсы. Это нормально, а в чем-то даже неплохо для нашей экономики», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на недавнем заседании правительства РФ, – и в перестраховании их действительно надо перестраивать.
Критика системы тендеров неоднократно уже звучала и на отраслевых конференциях, и в более узких обсуждениях специалистов. Однако практических предложений по реформированию существующего порядка пока немного. На мой взгляд, обе проблемы, которые, по сути, уничтожают добросовестную конкуренцию и ставят в невыгодные условия клиентов и государство, надо решать одним общим подходом.
Первое, что необходимо сделать – это внести законодательное ограничение на участие страховых брокеров с иностранным капиталом по работе с госкомпаниями и обязательными видами страхования. А страховому надзору – следить за кумуляцией перестрахованных рисков в странах, вводящих санкции против российских предприятий.
Второе – страховщикам необходимо вернуться к практике оспаривания конкурсной документации, написанной заведомо под одного из участников рынка. Это нужно делать не только компаниям, но и отраслевым союзам. В этом одна из гарантий восстановления конкурентной среды в страховании.
Если по каким-то причинам опротестование таких конкурсов от имени компании или союза не с руки – милости просим в НОСП. Мы это сделаем расторопно, профессионально и нестеснительно, так как видим в такой работе одну из задач нашего объединения.
Ну вот, докатились до цитат нацлидеров в блогах. Уважаемый Михаил, а НОСП вообще все решения принимает только в полном согласии с линией партии и правительства?
Михаил прав, так как экономикой управляет политика, а где политика, то экономика не работает.
Уважаемый Михаил,
а не могли бы Вы пояснить заинтересованной общественности — как конкретно Вы собираетесь отодвинуть от гостендеров неназываемого Вами крупного страховщика? А то звучит-то это, конечно, заманчиво, но и желающих победить газового дракона было уже немало
Ну как подвинуть? Наверно предполагается двигать вместе с газовой трубой?
эта… я тут малость подотстал… а кто эта тройка?
Вот тоже хотел спросить) Очень интересно, огласите список пожалуйста
Статья хоть и написано убедительно, но автор упускает рад серьезных предпосылок для естественной доминации брокеров в КРУПНЫХ клиентах
— крупные клиенты с рисками стоимостью более 1 млрд руб. не могут страховаться на РФ рынке ввиду ОГРАНИЧЕННОЙ емкости страховщиков
— облигаторы- это те же западные рынки сверх СУ страховщика
— Рынок Ллойдс (около 30% в размещениях) НЕ работает напрямую с страховщиками (только через брокеров), а емкости континент.рынка недостаточно для покрытие рисков крупных клиентов
и потом Михаил, кто Вам мешает войти в партнероство в западным брокером??? со-брокерство например
Пока это все выглядит как песня в пользу бедных.
Емоксть пуллов и прочего РФ рынка по крупные риски не более 1 млрд. С учетом крыпных убытков в отрасли в последнее время особенно ТЭК, вы как будете Д.А.МИедведеву потом в глаза смотреть при убытке от 1 млрд долл или аля Шушенская?
Верно! Что-то надо делать.
Допустим,
Иностранные Перестраховочные Брокеры не должны пользоваться российским перестраховочными емкостями. Лодзовские брокеры, когда синдикаты ниже не опускаются, заходят свободно в российские емкости. И никто не отказывает! Пусть заходят через свои дочки, которые хотя бы налоги в бюджет России платят.
Там газа почти нет…
Марш, АОН, Виллис…
Автор ссылается на проведенное исследование закупок и призывает «вернуться к практике оспаривания конкурсной документации, написанной заведомо под одного из участников рынка». А может следовало ля начала поисследоваать решения ФАС по обжалованию этих самых документаций страховщиками?
Некоторые пытались, но у них ничего не вышло. Вот последний пример — Ингосстраха, Мострансавто. Дохлый номер — сначала ФАС отказала, а потом и суд.
Вы не учитываете санкции со стороны США и ЕС, а также возможностей самой России и стран-партнеров по БРИКС.
А-ля Шушенская уже показала, что западные перестраховщики могут не заплатить.
Александр Иванович! Это же возможно на уровне регулятора решить, с помощью проф.объединений.
Слабая доказательная база, а иногда требуется коллективное творчество участников тендера.
У меня несколько вопросов к автору поста:
1. Почему на интересные вопросы KUTЁK, Dmitri Grossman и др. за автора отвечает некто ЙОНАС?
2. Последний рейтинг страховых брокеров, который я видел — по итогам 2012 г. Есть ли официальные более свежие рейтинги?
3. В последнее время активизировались публикации НОСП (М.Калашник). С чем это связано?
4. Каковы достижения упомянутых автором страховых брокеров: «Индустриальный страховой брокер», «Аксиом Ин Ре», МАИ «и ряд других членов НОСП»? В том числе и особенно, в области страхования?
После получения ответа от автора можно будет задать вопросы и по существу статьи.
Спасибо.
Я не автор это точно, но тема для меня знакомая.
Михаил, как реклама НП «НОСП» сойдет!
Уважаемый Михаил,
К сожалению, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
С большой долей вероятности в случае санкционной блокировки перестраховочного возмещения для одного крупного страховщика, этот самый страховщик оплатит страховое возмещение сам (благо сборы и капитал позволяет). Если выстрелит у страховщика поменьше – тот может и на старообрядческую переехать. После такого цб уже не сможет не закручивать гайки на предмет подверженности перестрахования санкциям.
Чтобы регулятор озаботился вопросом заранее нужно обладать титаническим влиянием. Есть ли такой ресурс у НОСП?
Еще несколько вопросов по деятельности НОСП:
Какую деятельность ведет НОСП по реализации предложенных подходов?
Каковы соответствующие цели и задачи, контрольные сроки?
НОСП в данной ситуации намерен выступать от имени своих членов или всех российских брокеров?
Интересно увидеть Ваши комментарии.
Спасибо.
Борис, спасибо за интерес к заметке. Поскольку Вы аккумулировали вопросы сообщества, отвечу Вам коротко, т.к. находясь вне Москвы, ограничен в возможностях. Думаю, наиболее важные вопросы – 3-й и 4-й. Публикации активизировались, т.к. ищем сторонников и единомышленников для решения уставных задач. Упомянуты брокеры из числа членов НОСП, было бы странно, если бы я начал хвалить польских или греческих коллег, правда? )) Это активные участники рынка, если они Вам неизвестны, более подробно обсудим после моего возвращения.
Спасибо всем за активное обсуждение и критику, критика вещь полезная.
+1
Ведьма,
Ему же надо как-то раскручиваться. Как еще, если не цитируя царей?
Зато мы все теперь знаем что есть НОСП!
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах