Как известно, курс доллара побил все рекорды и достиг вчера 40,94 р., а евро – 51,78 р. ЦБ, вырабатывая меры «поддержки национальной валюты», пока, как следует из его аналитических записок, тратит миллиарды долларов из резервов на эту поддержку.
При этом Банк России наступает на те же грабли, на которые наступали центральные банки многих стран, пытаясь урегулировать знаменитый четырехугольник: инфляция, ВНП, валютный курс, бюджет.
Для того, чтобы обеспечить дешевые кредиты для промышленности и экономики, ЦБ под разными предлогами выдает дешевые рубли крупнейшим банкам. Эти банки, испытывая острый дефицит валютной ликвидности, а также спрос клиентов, закупают на эти дешевые рубли валюту. А курс валюты в результате стремится к бесконечности.
То, что ЦБ не предпринимает того, что должен сделать любой центральный банк в такой ситуации – повысить основные ставки выдачи рублевых кредитов банкам и предприятиям, как бы это ни казалось страшным – поддерживает этот порочный круг. Поэтому падение цен на нефть приводит к тому, что обменный курс у нас начинает стремиться к бесконечности.
Долго ли ЦБ сможет так действовать – не известно, однако нынешний уровень обменного курса обеспечил бюджету замечательную жизнь: можно ничего не делать, а лишний триллион уже в кармане. Для бюджета и экспортеров нефти при падающей цене на нее это – неплохая ситуация.
Но что такое так резко выросший валютный курс для страховщиков?
Прежде всего, это абсолютный недостаток тарифа на ОСАГО, о котором и раньше, в более стабильных условиях, было сказано немало. А при нынешнем курсе доллара в 41 р. мы упираемся в такую цену запчастей, что никакого тарифа не хватит. Хочу напомнить, что, если тариф и возмещение по ОСАГО определяются в рублях, то стоимость многих запчастей – в валюте, поскольку почти все они импортные.
А вторая тема – каско. Такой курс валют – это уже полный экономический коллапс для данного продукта. При курсе доллара выше 40 р., а евро – 50 р., мы получаем тарифы на каско такого уровня, что спрос на этот вид страхование стремится к нулю.
В результате мы имеем такую ситуацию: валютный курс помогает нефтяникам, но просто разрушает рынок моторного страхования. И в пределах полугода мы увидим результаты. Никакого тарифа на ОСАГО не хватит, чтобы компенсировать людям их реальные затраты на ремонт.
Думает ли ЦБ об этом сейчас – в условиях, когда приоритет бюджета, конечно, выше, чем интересы каких-то там страховщиков? Думаю, что нет.
И еще одна неприятная ремарка. А что нам теперь скажут страховщики жизни? Ведь их рублевая фиксированная доходность де-факто обернется потерями людей от нынешней девальвации рубля.
Итоговый ущерб от нынешней курсовой и денежно-кредитной политики ЦБ для страхового рынка посчитать довольно трудно, но очевидно, что он значителен.
Тогда как вы объясните, что Ингос из 5-ти ведущих СК установил минимальный базовый тариф по ОСАГО?
Базовые тарифы на обязательную «автогражданку» в Москве и Санкт-Петербурге у топ-5 страховщиков ОСАГО
Место
по сборам Компания Москва Санкт-Петербург
1 Росгосстрах 2 574 2 574
2 РЕСО-Гарантия 2 574 2 574
3 ВСК 2 574. 2 547
4 Ингосстрах 2 440 2 440
5 Согласие 2 574 2 574
Читайте далее: http://www.asn-new...
Коллега! Какое отношение имеет Ваш вопрос к моему блогу?
Спасибо
Так Ингос сначала офисы продаж перенес в сельскую местность. А в МСК и СПБ собрать портфель ОСАГО с учетом еще грядущего повышения тарифов — не такой уж плохой шаг, наверное?
Думаю полный экономический коллапс в первую очередь все-таки для региональных продаж.
Александр Валерьевич, а что Вы думаете о выходе Сбербанка на розничный рынок и последствия этого для этого самого рынка?
Не думаю, что так страшен черт.
ОСАГО, на мой взгляд вообще никак не зависит от колебаний курса рубля.
Один хрен выплаты на ремонт не хватит даже если за рубль будут давать 10 долларов.
А вообще вспомним ситуацию 2008 — 2009 годов, когда курс доллара из района 23 руб. бодро дошагал до 33 руб.
И на стоимости КАСКО это практически никак не сказалось. Боюсь ошибиться, но мне кажется ИНГОС в это время даже периодически демпинговал в различных сегментах КАСКО.
Стоимость деталей, по крайней мере тех, что (хвала локализации!!!) производится у нас, не должна по идее моментно вырасти.
Да и работу СК со СТОА в плане корректировки стоимости норма-часа и деталей в обмен на клиентопоток никто не отменял.
А потом, если верить Набиуллиной, рубль начнет укрепляться.
Увадаемый Mitrofan,
Выход Сбера на рынок страхования я предсказывал еще 6 лет назад — посмотрите мои статьи и блоги здесь же- это абсолютно естественный шаг для банка, контролирующего 40 процентов банковских активов страны. Следствия следующие:
— сберстрахование замкнет большую часть — до 90 процентов всех " связанных" страховок по кредитам на себя, при этом компании, которые были активны в сотрудничестве со Сбером — ВСК, Альфа, Росгос, и др. потеряют эти объемы;
— сберстрахование в течение 5 лет активно выйдет на рынок Каско и займет место в пятерке крупнейших компаний;
— ипотечное страхование — в течение 3-5 лет сберстрахование станет крупнейшим игроком в этом виде;
— по страхованию жизни — сберстрахование жизни — уже крупнейший игрок
— сберстрахование, думаю, будет смотреть на ситуацию с ОСАГО в 2015 году и в зависимости от развития кризиса на нем будет подходить более или менее осторожно к развитию продаж ОСАГО, но затем — при окончательном выяснении ситуации они двинутся очень быстро и, более того, я уверен, что будут главными лоббистами нормальных тарифов и правил урегулирования.
— в имущественном корпоративном страховании — залоговом- сберстрахование
быстро займет место в пятерке крупнейших компаний;
Конечно есть масса других следствий для рынка, но — эти основные;
Спасибо!
Увадаемый Mitrofan,
Выход Сбера на рынок страхования я предсказывал еще 6 лет назад — посмотрите мои статьи и блоги здесь же- это абсолютно естественный шаг для банка, контролирующего 40 процентов банковских активов страны. Следствия следующие:
— сберстрахование замкнет большую часть — до 90 процентов всех " связанных" страховок по кредитам на себя, при этом компании, которые были активны в сотрудничестве со Сбером — ВСК, Альфа, Росгос, и др. потеряют эти объемы;
— сберстрахование в течение 5 лет активно выйдет на рынок Каско и займет место в пятерке крупнейших компаний;
— ипотечное страхование — в течение 3-5 лет сберстрахование станет крупнейшим игроком в этом виде;
— по страхованию жизни — сберстрахование жизни — уже крупнейший игрок
— сберстрахование, думаю, будет смотреть на ситуацию с ОСАГО в 2015 году и в зависимости от развития кризиса на нем будет подходить более или менее осторожно к развитию продаж ОСАГО, но затем — при окончательном выяснении ситуации они двинутся очень быстро и, более того, я уверен, что будут главными лоббистами нормальных тарифов и правил урегулирования.
— в имущественном корпоративном страховании — залоговом- сберстрахование
быстро займет место в пятерке крупнейших компаний;
Конечно есть масса других следствий для рынка, но — эти основные;
Спасибо!
Прошу прощения — конечно " уважаемый"
Извините, Mitrofan,
Спасибо! шаг ожидаемый, но тяжелопереживаемый!
Рост рынка в 15 году может остановится или стать незначительным, появление такого игрока с огромным потенциалом прямых продаж может привести к очередному витку демпинга (если такое еще кто-то сможет выдержать), и скорее всего карточные домики продолжат осыпаться.
Интересно за что и как будут бороться компании, которые за рамками топ-20 и не имеют за своей спиной структуры, способной давать синергитический эффект.
Уважаемый Александр Валерьевич,
мне все таки кажется, что ТАРИФЫ на каско от курса валют зависят не так сильно, так как с ростом курса вырастет не только стоимость запчастей, но и стоимость существенной части автопарка.
Уважаемый А.А. Суворов
Приветствую и рад Вас слышать. В нынешних условиях зависят и даже очень! Стоимость новых авто действительно повысится — вот только их доля в портфелях падает катастрофически, а у авто уже со второго года соотношение стоимости ремонта и тотальной стоимости отличаются более чем серьезно.При нынешнем сокращении продаж новых авто и их страховании как авто первого года соотношение в портфелях СК происходит очень!!! Серьезно, а это в свою очередь меняет соотношение риска ущерба и других рисков в тарифе!
Спасибо
В принципе, цены на вторичном рынке также зависят от курса, но действительно, над этим аспектом я просто не подумал…
Спасибо!
Александр Валерьевич,
вряд ли Ваша логика правильная. Сколько раз говорилось о хеджировании валютных рисков через депозиты. Ожидаемую сумму выплат, генерируемую автострахованием, просчитывается, далее вычленяем марки рос. производителей, доля запчастей/материалов в выплатах иномарок примерно на уровне 55-60%. Соответственно, повышение уровня выплат компенсируется за счет повышения рублевого дохода по валютным депозитам. Или в Ингострахе нет ничего подобного?
Второе, падение спроса на страхование. По моему, первопричина здесь не валютные колебания, а падение располагаемых доходов населения.
Александр Валерьевич, Вы все правильно пишете, наверное. Но с другой стороны, а что сейчас ЦБ делать? Повышать тарифы на ОСАГО, мотивируя тем, что страховщикам не хватит денег на оплату ремонта? Сейчас повышать? Только только после недавнего повышения? Но ведь у граждан сейчас тоже проблем прибавилось, цены растут и растут на бензин, продукты, налог на имущество и т.д. Давайте еще и на автогражданку повысим, вдобавок.
Тут какой-то баланс нужен, будем надеяться, что ЦБ его ищет
в 2009, было дело, порой Ингос давал самые низкие тарифы среди топ10.
Уважаемый Ильдарик!
Рублевые доходы по валютным депозитам — это что- то новое! Так же как и хотел бы напомнить что у так называемых" российских производителей " значительное количество импортных запчастей!
Но если говорить о хеджировании, то Ваша модель совсем не учитывает всю комбинацию рисков — процентных, кредитных, валютных, ликвидности. С точки зрения любой Финансовой компании необходим учет всех рисков. А заменить инвестиционным доходом, который считается вероятностно, результат от прямой андеррайтинговой страховой деятельности, на мой взгляд, неверно. Это больше напоминает логику дилеров с открытием позиций, но никак не отвечает задаче формирования и сохранения страховых резервов в достаточном количестве.
А второй Ваш тезис абсолютно правильный — просто я об этом не собирался писать в этом посте, но его влияние на заработанную премию будет в следующем году очень велико.
Спасибо.
Уважаемый королек! Проблема именно в том и я об этом написал, что приоритеты ЦБ сейчас конечно не в страховой отрасли. Именно об этом пост. Но общая денежно кредитная политика ЦБ приводит к острейшему кризису этой отрасли.
Спасибо.
Уважаемый Александр Валерьевич,
К упоминанию о комбинации рисков: помимо депозитов есть и другие валютные инструменты, позволяющие учесть и влияние других рисков и сохранить активы (резервы). Да, инвестиционный доход считается вероятностно, как впрочем многое в страховании.
Инвест. доход можно не принимать во внимание. В этом случае Ваши адеррайтеры могут справедливо заметить: посмотреть убыточность (результат прямой андеррайтинговой страховой деятельности), пересчитанной в иностранной валюте. Надеюсь согласны, что убыточность, сосчитанная в ин. валюте, будет ниже «рублевой»?
По поводу валютных депозитов — сейчас мало кто держит на руках валютные депозиты, и тем более не открывает новых, так как в любой момент курс может отскочить обратно, и рублевый эквивалент будет в глубоком минусе.
По теме блога, полностью согласен с Александром Валерьевичем, но и ЦБ здесь не один виноват, здесь явно прослеживается комплексная политика правительства и всех с ними связанных
Здравствуйте! Не считаете ли Вы, что это не нормально, когда за 26 лет развития рыночных отношений в страховом секторе (1988г- АО «АСКО») в стране не появилось ни одной крупной компании, по настоящему рыночной и не зависящей от БАНКА? Как то всё по нашему, не правда ли? Согаз- это ГАЗ! ВТБ-страхованиеэ-это ВТБ банк! АльфаСтрахование- это Альфа банк и т.д, и т.п. Сделанные Вами прогнозы относительно заинтересованности Сбера в придатке в виде страхования не могут радовать. Это всего лишь свидетельство ухудшения страхового рынка и мы очевидно будем наблюдать как этот рынок будет лишаться многих достойных его субъектов. Это -грустно по человечески и губительно для развития конкуренции, качества услуг.
Проблема в том, что Правительству и регулятору глубоко безразличны проблемы страхования, в первую очередь из-за того, что отрасль не генерит реальные налоговые отчисления в бюджет.
Поэтому как бы мы ни танцевали, аплодисментов не будет.
К чему этот разговор «в пользу бедных», Страхование для ЦБ нужно «как рыбе зонтик», его им навязали, с объемали в доли процента об объемов, регулируемых ЦБ в финансовой сфере.
Вы сами будуте уделять много времени делам в семье, которые занимают сотую долю Ваших проблем(?)… Вы их отнесете на потом, решая первоочередные… так и ЦБ.
А курс, какой надо, такой и будет (тут ЦБ намного сильнее и профессиональнее), санкции то будут, то не будут (только олигархи богаче станут после компенсаций из бюджета), цены на нефть, то 9 то 150 долл. за барель (при этом мы считаем бюджет из расчета 90, а почему не из 50-ти), ну и что?
Естественные колебания финансовых структур, как в природе, к этому надо привыкнуть и всегда готовиться к худшему, если настанет ОНО, то мы уже готовы, если нет, то у нас будет праздник с «золотым» дождем (жаль, что по водостокам уйдет, как всегда, в несколько карманов, нескольких людей, так что мы его будем слышать, но не видеть).
Давайте не будем смешивать проблемы страхового рынка в целом и варианты их преодоления в конкретной компании.
В ОСАГО единственное решение всех проблем — одновременно (параллельно) со страхованием ответственности собственника объекта повышенной опасности ввести обязательное страхование ответственности водителя минимум на 2 млн руб.
Хочешь сесть за руль — оформи страховку по личной ответственности хотя бы на 3 млн, а лучше на 5-10 млн. Тариф же будет зависеть от личной страховой истории водителя. Плохо ездишь — больше платишь.
Но не вместо нынешнего ОСАГО, а в дополнение к нему. Вот и все.
Просто как ложка меда в бочке дегтя.
Андрей,
откуда у Вас столько желания легко решать проблемы за чужой счет, повысить налоги, обязать водителей страховаться на 2 млн. и т.п. «хочешь сесть за руль — оформи страховку» — так дойдем до — хочешь выйти на улицу — заплати за ремонт асфальта, хочешь подышать воздухом в парке — плати за кислород, которого и так в городе мало и поехало…
Уж не Вам ли нужны компенсации из бюджета за убытки за границей от введенных санкций?
Вам мало вводимых налогов на жилье, прогрессивной шкалы оплаты парковок, непомерных штрафов даже за незначительное нарушение парковки (с привлечением уже к УГОЛОВНОЙ ответственности граждан, борющихся за свое имущество с коммерсантами с большой дороги), ежемесячного роста цен на бензин и т.д. и т.д.?
Не зря говорят: «Хотите помочь — не мешайте!».
Ну, конечно, курс валюты не влияет на стоимость ипортных запчастей за которые платы евро и долларами. Ну, вообще, никак не влияет.
И не надо вспоминать 2008-2009 год. Тогда была динамика роста рынка авто, и компании перекрывали убытки по старому бизнесу ростом нового. Сейчас это невозможно, поскольку такой динамики нет. Более того, если почитаете правила тех годов, то поймете, что раньше не платили и за половину событий, за которые платят сейчас.
Экономика штука динамичная, и то что в прошлый раз прокатило, второй раз не сработает.
Ильдарик,
Александр Григорьевич Вам достаточно понятно объяснил, что «мухи отдельно, котлеты отдельно». И эффективность валютных инструментов считается отдельно от убыточности. А у вас все в одну кучу. Перекройте рост убыточности валютными инструментами. Это в корне не верно. Рост убыточности, в том числе и из-за колебаний курса должен регулироваться тарифной политикой, чтобы сохранить комбинированный коэффициент на уровне доходности.
А так в целом вы говорите о правильных вещах.
Королек.
Когда у человека растут расходы, его задача увеличивать доход или снижать издержки. Авто это серьезная статья расхода, и вполне логично, что в виду экономической ситуации ряду граждан придется отказаться от авто. Не бывает так, что бизнес теряет рентабельность из-за колебаний в экономике, а потребитель при той же зарплате позволяет себе, то что позволял раньше. Все мы в рынке, и никому просто не будет.
при чем тут убытки то?
резерв убытков за период величина расчетная, при росте портфеля Вам приходится начислять большие резервы, а при его стагнации или уменьшении резервы напротив, начинают высвобождаться, поскольку нет необходимости начислять резервы по вновь заключенным договорам.
Вы соленое с теплым путаете.
В ОСАГО единственное решение всех проблем такое же, как в любой другой отрасли, а именно — свободные цены на услуги при поддержании некоего минимальных стандартов качества и беспощадное наказание за несоблюдение этих стандартов. Тогда кто сможет указывать качественные услуги — выживет, кто не сможет — сдаст лицензию.
1. Вспоминать надо и, что самое главное надо помнить, а не фантазировать. Рост был до сентября 2008, потом (когда курс рубля стал падать) было только падение, причем такое, что по итогам 2009 продажи практически всех страховщиков ушли в значительный минус. Ну а про резервы Вам все уже объяснили.
2. То что колебания валютного курса влияют на стоимость импортных товаров никто сомнению не подвергает. Только прежде чем паниковать по поводу, что якобы «все пропало, шеф», посмотрите на структуру автопарка страны (лучше конечно на структуру застрахованного парка) и прикиньте долю тех ТС которые производятся только за рубежом. А еще лучше посмотрите на убыточность договоров заключенных в 2008 году и сравните, например с 2007 годом.
3. Приведите пример того, что такого «инновационного» появилось в правилах страхования КАСКО за последние 5 лет. Страхование от ущерба причиненного инопланетянами?
4. Экономика штука действительно динамичная, что не отменяет правила «развития по спирали». Поэтому рецепты ее (экономики) оздоровления неизменны на протяжении нескольких веков. Поэтому автор абсолютно прав в своей оценке деятельности ЦБ. Вот только убыточность тут причем?
А как же РЕСО?
тут приключилось мне смотреть канал твц, в каких-то новостях собянин гордо отчитывыался о том, что платные парковки и дальше будут увеличиваться в мск… ну что сказать…
если у человека есть машина, то с него еще есть что взять, поэтому растет цена на бензин, поэтому платные парковки и т.д. и т.п.
только я никак не могу понять, хоть кто-то это поддерживает? я знаю одного человека, который это поддерживает, он говорит следующее: я живу в «ж» москвы, от меня на машине до работы хрен доедешь, а чем остальные лучше меня? пусть они тоже не смогут ездить…
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах