Судя по всему, государственная перестраховочная компания все-таки появится. Оставим в стороне вопросы почему, зачем и кому это нужно. Давайте попытаемся оценить риски, которые несет в себе появление этой структуры, и попробуем угадать следующий шаг властей.
Уставный капитал будущего перестраховщика предполагается сделать равным примерно $1 млрд. Очевидно, что отвлечение таких денег должно оправдываться привлечением рисков и премий за них на соответствующие суммы. За чей счет будет осуществляться кормление этой структуры?
Санкционные риски, о которых так много было сказано, на добровольной основе не дадут и $10 млн перестраховочной премии: мало того что их, реально глядя на вещи, не много, так за них еще придется конкурировать с рыночными игроками. Если подключить административный ресурс и «попросить» наполнить емкость новой компании, может получится побольше, но все равно за $25 млн выйти вряд ли удастся.
Наличие обязательной цессии только по контрактам с государственным участием делает жизнь государственного перестраховщика чуть комфортнее, но прогнозный объем поступлений, тем не менее, остается в пределах $50 млн.
В текущих реалиях наполнение качественным международным бизнесом государственному перестраховщику не грозит, так как независимо от величины капитала, емкость с рейтингом S&P на уровне ВВ большим спросом на международном рынке не пользуется и существенный объем качественных крупных рисков в добровольном порядке получить туда невозможно.
О многом говорит живой пример БНПО (Белорусской национальной перестраховочной организации). Общий объем входящий из-за рубежа премии в БНПО официально не раскрывается, но по косвенным признакам можно с высокой точностью определить, что на десятый год работы компании он составляет примерно $3 млн. С учетом более высокого суверенного рейтинга, возможностей по удержанию, российская компания, конечно, может рассчитывать на несколько больший объем входящей премии. Но причин для кратного превышения показателей текущих российских рыночных игроков все равно нет. При оптимистичном сценарии, качественно выстроенных внутренних процессах, выходит диапазон $20-30 млн в рамках рыночной, добровольной цессии из-за рубежа. Все остальное придется «отжимать» с многострадального национального рынка административными способами. Также можно попробовать полакомиться кусочками бизнеса, например, Таможенного союза. Но там объемы не велики, суммарно дополнительно выходит еще примерно 20% от российских.
К слову сказать, в том же БНПО уровень убыточности за 2014 год составляет всего 8%, а комбинированный коэффициент – 27%.Шикарный результат если не считать того, что прибыль компании де факто является величиной, на которую уменьшился капитал национального рынка. Колебания по трансграничным транзакциям, как было написано выше, незначительны. Средства собраны и надежно припаркованы до лучших времен.
Так что прогноз по общим сборам государственного перестраховщика получается в диапазоне $60–80 млн, что, согласитесь, довольно смешно для государственной корпорации с миллиардным капиталом. Точнее, было бы смешно, если бы не было так грустно. Без обязательной цессии широких слоёв бизнеса – оброка с рыночных игроков, который, в конечном итоге, ляжет на реальный секторэкономики и на конечных потребителей, то есть нас с вами, такой корпорации не выжить. Нечем будет оплачивать шикарные офисы. Зато можно эффективно и безболезненно освоить процентный доход с выделенного государством миллиардного капитала. Из расчета 10% годовых это уже выходит эквивалент $100 млн прибыли, как говорится, не вставая с дивана.
Глобальный перестраховочный рынок сейчас очень высоко конкурентен, крупнейшие игроки динамично подстраиваются под новые реальности, вызванные технологическим прогрессом и появлением новых финансовых центров. Оказание высококачественного сервиса и динамическое изменение внутренних процедур под потребности рынка сильными сторонами государственных структур никогда не были, так что вместо текущего, крайне дешевого А-rated капитала есть все возможности получить дорогой отечественный аналог, тем более что функция этой компании остается туманной. С оттоком капитала через перестрахования бороться бесполезно, потому что объем всего исходящего перестрахования в РФ за прошлый год составил менее $2 млрд, при этом чистый отток капитала из России– более $150 млрд. То есть объем перестрахования в общем объеме (не чистого оттока, а оттока всего) – доля процента. На текущем моменте основной смысл видится только в дальнейшем ужесточении контроля над финансовыми потоками и дальнейшем переводе на ручной режим управления рынком.
Алексей, добрый день.
Пожалуйста напишите конкретных рыночных игроков, с которыми госперестраховщику придется конкурировать за санкционные риски.
К госперестраховщику российские риски сами пойдут без всякого административного принуждения. Во всяком случае, если бизнес-процессы будут поприличнее, чем в Почте России.
Но в ЦБшных структурах они все-таки относительно нормальные, как правило.
Капитал 71 млрд. руб. — в несколько раз больше согазовского, при этом емкость рублевая, валютный риск отпадает. Вполне весомый повод перестраховываться там добровольно.
Идти все равно больше уже не к кому.
Москва Ре закрылась.
Перестраховываться в крупных прямых страховщиках = добровольно разгласить конкурентам сведения о портфеле. Этот фактор потребности в профессиональных перестраховщиках актуален с самого начала капиталистического перестрахования в 1820-х гг.
Априорная неэффективность госучреждений — это миф. Есть конкретные неэффективные госучреждения и есть конкретные эффективные госучреждения.
Если наделить госперестраховщика обязательной цессией в части катастрофических рисков, то это был бы самый правильный способ обеспечить его функцией, полезной для экономики, и при этом создающей финансовые потоки, адекватные его капиталу. Это не меньше 50 млрд. руб. в год.
К обязательной цессии 10% от всего я тоже симпатий не испытываю, это архаический институт чисто фискальной природы, рискологического смысла в нем нет.
БНПО так себе госперестраховщик. Он берет только хорошие риски под административным способом заниженную комиссию, а потом перестраховывает их на зарубежном рынке под более высокие комиссии, тем и живет. В результате полезной рискологической функции он не выполняет.
Вот госперестраховщики Испании и Исландии правильно организованы, они централизованно управляют катастрофическими рисками и при этом из бюджета их кормить не надо. Вот на их опыт и надо ориентироваться! Во Франции и Иране тоже ничего так компании, но рискологически менее полезные.
Арсений, лично мне видится все немного в другом свете.
1. Уставный капитал в 1 миллиард очень чудесно можно просто крутить в банках без всякого там мутного перестрахования и хорошо иметь на нем икру на бутерброд
2. Вы не дооцениваете административный ресурс. Проецируйте СОГАЗ на перестрахование и сразу все Ваши расчеты можно умножить на 10.
3. Сам российский перестраховочный рынок фактически закончил свое существование. Кто у нас там остался из специализированных? Юнити? Капитал? Транссиб? извините кого забыл, но чота не густо. Страховщики сами прибегут к емкости.
4. А западных перестраховщиков давно пора перестать кормить или хотя бы делать это менее масшатбно. Эйфория всемирной экономики закончилась пару лет назад. сейчас правит не экономика а политика, и мы с другой стороны барикад, пока.
5. Самое главное! Госперестраховщику не нужны брокеры. «Кто будет кормить перестраховочных брокеров?»
Соглашусь с Kutek, но хочется добавить, что опасения аффилированных к иностранным страховым брокерам понятна. Они могут оказаться не у кассы, у улучшение страхового рынка РФ очевидна.
Хочется добавить, что часто совершают ошибки по прогнозированию и планированию бизнеса, не беря в учет специфику рынка РФ, законодательство, ментальность.
Есть только опасение в управлении госперестраховщика, когда назначают непрофессионалов от перестрахования.
То есть образуется некое а-ля министерство-комитет, в которое с радостью ломанутся на ведущие должности такие же умники как в РСА, исполнители-дешевые девочки и мальчики, которые будут работать с такой же производительностью, как в налоговой. Все отлично.
Коллеги, спасибо за комментарии.
Начну с опасений перестраховочных брокеров. Таких опасений нет. В первую очередь потому что нет российского брокерского перестраховочного рынка, он умер не родившись. Общий объем рынка сильно меньше 50 млн. долларов, издержки растут от месяца к месяцу, так что говорить просто не о чем. Перестраховочная брокерская деятельность внутри РФ больше похожа на хобби, чем на профессию. Есть ощущение что в этом сегменте остались только те, кто искренне любит свое дело и просто не может им не заниматься.
В 2014 году общий объем исходящего перестрахования в РФ по текущему курсу составил менее 2 млрд. USD. За 9 месяцев этого года – 1,3 млрд. USD, в 2016 году не превысит 1,5 млрд. USD. Это в рамках комфортной, добровольной цессии со всеми дополнительными плюшками.
Обязаловка дополнительно уменьшит эти суммы, несмотря на желание регулятора вернуть максимальные лимиты собственного удержания. Так что разбежаться особо негде. Хоть с административным ресурсом, хоть без него. Для сравнения – сборы компании Munich Re за 2014 год – 41 млрд. USD, сборы China Re — 8 млрд. USD, Everest Re (15-ое место в рэнкинге) – 4,5 млрд. USD.
Перестрахование это глобальный конкурентный рынок, который ориентирован на заработок. Все политические перипетии его совершенно не волнуют до тех пор, пока не обретают форму законодательных запретов. Есть дешевый капитал – покупай. Нет – выкручивайся. Собственными руками отрезать себя от рынка может быть очень увлекательно, но вряд ли эффективно.
Нет внутри страны значительного количества санкционных рисков, с которыми некуда идти. Нету и всё тут, это миф. Да и с катастрофическими рисками дело обстоит не лучше.
Как сказал наш Президент, единственный способ выжить в сложной внешнеполитической обстановке – развить внутренний рынок. В том числе страховой. В том числе брокерский. Снять административные давления, упросить регистрацию, ведение дел. Золотые слова. Жаль, что дела галопом бегут в принципиально противоположном направлении.
Так что нужно делать? Правильно, увеличивать санкционные риски!
Да, ладна Вам. Иванов вон справляется на отлично. А когда-то тоже был не айс.
Есть много что возразить, но пора бежать за подарками к Новому году.
Страхование страхованием, а Новый год по расписанию!
Арсений, по катастрофическим рискам: из-за антиселекции рисков потенциальным страхователям не к кому идти их страховать, без госперестраховщика эти риски в принципе в системе страхования не окажутся.
Это как смотреть…
меня во всей этой истории смущает только применимое право и подсудность...«тама» размещаться все же комфортней, чем с российскими юридическими рисками…
+1 ))))
ахахахаа прекратите, а то так мы и без штанов (в буквальном смысле) останемся
Все гораздо прозаичнее…
— 10% чиновников, сокращенцев, надо пристраивать,
— гос.миллиард прокрутить в банке и на бирже под проценты и на валютных махинациях, сам бог велел
— подготовка к единому госстраху, как страховщику, так и перестраховщику, т.к. новый перестраховщик получит быстро западные санкции за перестрахование «санкционных» объектов, включая Крымских и тогда «заигран» может быть только на внутреннем рынке, где у уменьшающегося портфеля страхования и перестрахования, ему конкуренты не нужны (((((
Вывод — кормить будут те чиновники, кому он выгоден и под кого просчитана данная система (государство, как и частные перестраховщики, в любом случае, будут в проигрыше).
А уж брокеры и агенты для власти давно уже мусор, не требующий внимания, зачем париться логистикой для них, если есть что прокрутить в фин. системах под свой личный КВ.
Последним абзацем Вы сами себе ответили… по сути… президент сказал (как всегда) «золотые слова», но… дела его бегут в «ПРИНЦИПИАЛЬНО противоположном направлении». И это не его вина, это его беда…
Спасибо, внешним проблемам, которыми можно отвлечь на некоторое время население от нахлынувших внутренних, перед которыми он бессилен, «благодаря», созданному им, спруту «клуба миллиардеров» ((((((
Суть всех громких заявлений власти, дать еще подзаработать членам этого клуба, так что, ничего личного, только бизнес.
Неожиданные цифры предлагает ВСС — http://www.asn-new...
По коллективному мнению, санкционные риски составляют более 5% от общего объема исходящего перестрахования. Получается что как минимум каждый 20й рубль попадает в перестрахование от субъектов, включенных в санкционные списки.
С учетом схлопывания российской экономики такие пропорции вполне возможны, но всё же несколько преждевременны. А пока предоставленные данные скорее отражают пожелания сторонников НПК, чем объективную реальность.
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах