Умное страхование приобретает все больше реальных черт, превращаясь из маркетинговой концепции в инструмент развития бизнеса страховщиков. Центральное место здесь занимает страховая телематика, умные полисы пользуются спросом у клиентов и корпоративного, и розничного сектора, выводя возможности страхования на принципиально новый уровень. Помимо этого развиваются электронные каналы продаж, мобильные сервисы и скоринговые модели оценки клиентов. Сможет ли умное страхование стать тем драйвером, который изменит картину отрасли в ближайшей перспективе?
Курс на цифровизацию
Ставка на IT требует от страховой компании серьезных инвестиций в цифровую инфраструктуру, разработку новых сервисов и их маркетинговое продвижение. Далеко не все компании рынка сегодня могут позволить себе вкладывать деньги в перспективные проекты, поскольку текущая ситуация с убыточностью требует повышенного внимания, а кризисные тенденции, связанные с сокращением спроса на страховые услуги, все еще продолжают влиять на отрасль. Однако избежать цифровизации страховщикам не удастся. Законодательство по ОСАГО с начала 2017 г. обязывает компании продавать электронные полисы через свои сайты и таким образом косвенно стимулирует общее IT-развитие сектора. Сегодня программы умного страхования предлагают порядка десяти страховщиков, в основном это крупные компании, которые взяли курс на IT еще несколько лет назад. В настоящее время они уже протестировали пилотные проекты и предлагают клиентам готовые продукты с новым для рынка набором опций.
Новый функционал
В частности, «Ингосстрах» представил готовую программу автострахования с телематикой «Обратная связь» еще в 2014 г. Здесь реализована функция Pay Per Use («плати, как ездишь»), которая позволяет учитывать параметры использования автомобиля и его пробег, тем самым формируя индивидуальный тариф для конкретного клиента. Также есть опция Pay As You Drive («плати, как водишь»), она дает возможность отслеживать характер вождения, оценивая циклы ускорений и торможений, перестроения в потоке, скоростные характеристики и др. Информацию о параметрах передает телематический модуль, установленный в авто. Эта опция значительно расширяет возможности по индивидуализации тарифа, аккуратные и опытные водители с ее помощью могут получить скидку на каско до 40%. «Ингосстрах» пошел еще дальше, внедряя модель Manage How You Drive («управляй стилем вождения»). Она работает вместе с мобильным приложением IngoDrive, позволяет отслеживать стиль езды и дает рекомендации, как можно изменить манеру вождения с тем, чтобы получить более низкий тариф по каско.
На рынке создаются уникальные условия, в которых экономия на страховании становится не только максимально разумной и обоснованной, но и выгодной всем сторонам. Это особенно актуально именно сегодня, когда цены на каско существенно выросли из-за кризиса и потребность в экономии вышла на первый план. Скидка до 40% на полноценную программу автострахования — существенный аргумент в пользу установки телематического оборудования и возможной корректировки своего стиля вождения.
Персонализация тарифа
Умные полисы позволяют решить одну из ключевых проблем страховщиков, связанную с персонализацией тарифа. Ранее страховые компании не имели возможности узнать о клиенте больше информации и вынуждены были назначать усредненные цены. Появление технологических продуктов положило начало новому этапу в отношениях страховщиков и клиентов. Это особенно ярко видно на примере автострахования, но применение телематики не ограничивается только «моторным» сектором. Новую жизнь получат также программы ДМС с телемедициной, особенно в регионах, где доступ к качественным медуслугам зачастую ограничен. Развитие цифровых сервисов делает процесс коммуникации страховщика и клиента более информативным и прозрачным, при этом более простым и быстрым, с минимумом формальных процедур.
Перспективы развития
Пока доля умных программ в общем объеме невелика (порядка 1%), но высокие темпы развития позволяют рассчитывать на активный прирост объемов умного страхования уже в перспективе 3-5 лет. Постепенно цифровизация охватит все сектора страхования и, скорее всего, приведет к возникновению новых локальных ниш. Все больше процессов будет переведено в онлайн, клиенты получат персонифицированные сервисы, мобильные услуги и дополнительные возможности использования страховых программ в повседневной жизни, например, через мобильные приложения. Что касается страховщиков, то усиление IT-составляющей даст им возможность качественно оценивать риски в режиме реального времени, своевременно выявлять мошеннические действия и таким образом более эффективно управлять убыточностью, параллельно развивая кросс-продажи и снижая стоимость вывода на рынок новых продуктов и услуг.
Со стороны страховщиков понятна выгода внедрения телематики, но меня интересует такой вопрос — верите ли вы, что водитель к примеру с 10летним стажем вождения в рамках модели Manage How You Drive («управляй стилем вождения») сможет поменять свой стиль езды, который формируется годами? Поменять только из-за того, что получит вероятно более низкий тариф по каско и будет следовать тем рекомендациям, которые ему дает программа?
Думаю, что не в изменении стиля дело. Как раз, возраст и стаж не всегда говорит о том, что человек водит так или иначе. Скорее, данные, полученные с трекера будут влиять на тариф. Я бы сделал так…
Или на франшизу и подобные условия договора.
Ментальность человека не поменять.
Но можно скорректировать склонного к стоимостным ценностям, но здесь опасность, что без полиса дешевле будет…
А зачем менять ментальность? Достаточно изменить условия внешней среды, чтобы изменилось поведение.
Причем в случае со стилем вождения это работает довольно быстро, примеров полно.
Увы, с мозгами сложнее…
Виталий Игоревич, Вы говорите, что умные полисы пользуются спросом у клиентов и корпоративного, и розничного сектора. А Вы можете привести статистику?
Пока очевидна только необходимость вложений для страховщика и то, что не каждой компании это по карману. Можно попытаться представить, что ментальность страхователей вдруг поменяется, и они будут покупать. В чем конкретно будет выражаться экономия для страховщика по уже внедренным продуктам? Про риски и стоимость вывода предположение понятно, хотя про последнее далеко не факт.
Насколько я понимаю это новое направление и статистики полной, чтобы можно было оценить эффективность данных технологий, пока нет. Но направление очень перспективное. И для этого нужно предлагать не только установить свою телематику, которую предлагают страховые компании, но и вести переговоры с автопроизводителями. Т.к. многие автопроизводители могут устанавливать свои телематические устройства и было бы неплохо уже при покупке авто, получать сразу предложение воспользоваться «умным» страхованием. Но на первом этапе, нужно, чтобы автопроизводители официально разрешили устанавливать телематику от страховых компаний, без риска для клиента потерять официальную гарантию.
Больше похоже на оправдание, что то здесь не так
Больше похоже на оправдание, что то здесь не так
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах