Проанализировав дела, которые попадали к нам в работу, мы разделили подобных клиентов на три группы, исходя из их мотивации:
- клиенты с реальным страховым случаем и реальным ущербом, которые пытаются помимо выплаты получить дополнительный «доход»;
- клиенты с реальным страховым случаем, предоставившие неверную информацию о размере ущерба;
- клиенты с инициированным страховым случаем и фальсифицированным ущербом.
Среди типичных и регулярно повторяющихся случаев обмана страховых компаний клиентами из бизнес-сегмента наиболее показательными можно считать три следующих сценария:
- Клиент занимается торговой деятельностью и использует взятые в кредит средства, обеспеченные залогом товаров в обороте. Он пытается решить свои проблемы с погашением кредита за счет утраты заложенного имущества в размере непогашенной задолженности. При этом имущество застраховано в пользу банка-залогодателя, являющегося выгодоприобретателем. Происходит пожар, в связи с которым клиент предъявляет требование о выплате возмещения, доказывая утрату всего застрахованного товара. В ходе расследования события страховщик устанавливает сомнительные обстоятельства самого пожара, а также размера заявленных убытков.
- У клиента в собственности есть ряд объектов недвижимого имущества, часть из которых находится в аварийном или нефункциональном состоянии и требует значительных вложений для использования в коммерческих целях. Он заключает договор страхования такого объекта недвижимости (как правило, без осмотра, на основании документов и фотографий самого клиента). После этого данное здание или помещение также сгорает или частично разрушается. И только после наступления события страховая компания понимает, что ее ввели в заблуждение относительно реального состояния застрахованного объекта.
- При страховании грузов встречаются случаи утраты в результате пожара, ДТП или падения при погрузке застрахованного на период перевозки неликвидного имущества, либо объектов с завышенной стоимостью. Этот вид страхования по общему правилу не предполагает предстраховой экспертизы, и договор заключается на основании сведений, предоставленных клиентами, чем они иногда пользуются. В таком случае страховщик узнает об обмане страхователя в момент наступления события.
Каждое такое дело страховщики стараются доводить до приговора, так как им необходимо создавать положительную для себя практику противодействия незаконным требованиям клиентов. Несмотря на то, что обращение в правоохранительные органы предполагает значительные временные и материальные затраты при неочевидном шансе на успех, страховщикам следует более активно противостоять таким выплатам, используя весь возможный правовой инструментарий. В противном случае такое поведение страхователей, безусловно, будет встречаться все чаще. Соответственно, для страховщиков сформируется неблагоприятная правовая среда еще в одном сегменте деятельности.
Альманах «Книга юриста страховой компании» (No1, апрель 2018 г.). Когда изменение подведомственности и подсудности трактуется судами как злоупотребление правом, а когда – нет? Как выявить недобросовестного эксперта-техника и лишить его аттестации? Каковы особенности сводного исполнительного производства? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в этом сборнике методики и практики.
Гораздо больше проблема — мошенничество сотрудников страховых компаний. Так как по не официальной статистике служб безопасности страховщиков превышение идет в несколько раз.
Какие факты ярко выражены:
— создание криминальных связей через аффилированных лиц (часто учредители сотрудники СК или их родственники);
— распил не заработанной премии;
— воровство бланков строгой отчетности и оформление их на посредников;
— противоправные действия против посредников через фальсификацию задолженности перед страховщиков и возбуждение дел через суд или полицию/прокуратуру/следственный комитет;
— фальсификация убытков;
— создание коррупционных связей;
— оброк на посредников;
— оброк на филиальную сеть;
— и т.д.
точно…
мой любимый пример — в Белгороде безопасник одной из СК сам делал подставные ДТП, а потом их заявлял через 3х лиц в СК.) это прям успех=)
но виноваты во всем по-прежнему автоюристы, напомню, если кто забыл.