Наибольшее распространение подобные дополнительные сервисы получили в страховании жизни. Причина проста: инвестиционное, а тем более накопительное страхование – это долгосрочные продукты, и страховая компания заинтересована в добавлении в них как можно большей ценности для клиентов. Поэтому интеграция в страхование юридических услуг (например, в части оформления налогового вычета), сервисов телемедицины или консьерж-сервисов стали здесь привычной практикой.
Как тренд на развитие продуктов с дополнительными сервисами скажется на страховом рынке? 31 октября руководители и собственники ведущих страховых компаний, а также представители регуляторов обсудят этот вопрос в рамках панельной дискуссии на Пятом ежегодном «Форуме лидеров страхового рынка». Программа форума.
Однако проблема в том, что при разработке подобных продуктов страховые компании остаются в парадигме самого продукта. Все усилия направлены на то, чтобы его улучшить, привлечь клиента чем-то, что добавит страхованию ценности в его глазах. Но для любого человека страхование – не самоцель. Ожидание клиента состоит в том, чтобы тот или иной продукт закрывал его потребность в конкретной сфере жизни.
Самый простой пример: для чего человек приобретает полис автокаско? У него есть потребность отремонтировать машину после ДТП, компенсировать финансовые затраты на ее восстановление? Да, но ведь не это главное. Основное желание клиента – это удовлетворить свою потребность передвижения. Однако попав в ДТП даже на застрахованной машине и ожидая ремонта, человек не может реализовать эту потребность в том объеме, который ему нужен, и тем способом, который ему привычен и удобен.
Приведу наиболее показательный пример. Весной 2017 г. вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, которые ввели приоритет восстановительного ремонта авто (натурального возмещения) перед возмещением «живыми» деньгами. Конечно, здесь в основном преследовались интересы самих страховых компаний: натуральное возмещение препятствует мошенничеству и работе «автоюристов». Но удивительным образом это законодательное новшество в разы сократило жалобы клиентов на страховщиков по ОСАГО. Уже по итогам 2018 г. доля жалоб на страховщиков в общем количестве жалоб на некредитные финансовые организации составила 62,2% (54,4 тыс.) против 74,3% по итогам 2017 г. При этом количество жалоб в отношении ОСАГО составило 44,3 тыс., снизившись на 43,1%. За первое полугодие этого года таких жалоб набралось уже лишь 18,5 тыс., что на 42,7% меньше, чем годом ранее.
Эта статистика наглядно свидетельствует о том, что натуральное возмещение работает гораздо лучше, чем финансовые компенсации.
Продолжая тему потребностей, нельзя не отметить и поколенческие особенности, влияющие на страхование. Ведь ту же потребность передвижения можно решить, например, не имея автомобиля в собственности, но прибегая к помощи каршеринга, набирающего все большую популярность. Особенно среди поколения Y (и следующих за ним), которые становятся все более заметным клиентским сегментом на финансовых рынках.
Что это означает для страховых компаний? То, что вектор страхования в шеринговой экономике (экономике совместного потребления) будет смещаться от конечного пользователя к арендодателям. В случае с автострахованием – к каршеринговым компаниям. Станут ли они страховать весь свой автопарк по каско или же просто заложат риски ДТП в тарифы?
Очевидно, что основным смыслом страхового продукта в ближайшем будущем станет именно удовлетворение потребностей человека. Применительно к автострахованию речь будет идти не о том, какие суммы выплачивать, но сколько времени (дней, часов, а потом, надеюсь, и минут) клиент не сможет пользоваться автомобилем. И ценность продукта будет возрастать по мере сокращения этого периода.
Разумеется, все это справедливо и для других видов страхования. Будь то имущественное страхование, когда человеку не так важна компенсация, скажем, за случившийся в квартире пожар, как то, насколько быстро он сможет снова начать пользоваться квартирой. Или, например, медицинское страхование, главной составляющей которого станет не простое финансирование лечения, но предложение конкретных программ, клиник и врачей – комплексное решение возникшей проблемы. То есть изменится сам смысл страхового продукта, который будет направлен на удовлетворение базовых потребностей человека.
31 октября 2019 г. 200+ собственников и гендиректоров страховых компаний, а также ключевые представители регулирующих органов, соберутся в Москве на Пятом ежегодном «Форуме лидеров страхового рынка», чтобы обсудить: как страховщикам преодолеть болевые точки, порожденные цифровизацией рынка. Присоединяйтесь.
Арсений, мне кажется, что продвижению продуктов с сервисной составляющей (или тем более сервисных на 100%) больше всего препятствуют налоговые последствия: нужно платить НДС. Кроме того, сборы по таким продуктам не всегда идут в план продавцам, т.к. считаются нестраховыми поступлениями.
Предполагаю, что движение в сторону продуктов с сервисной составляющей неизбежно. Налоговые расходы включат в стоимость, мотивацию подкрутят. Люди хотят получать что-то за свои деньги и это что-то должно быть конкретнее абстрактного покрытия.
Все верно, по страхованию жизни человек вместе с консультантом годы или десятилетия вместе.
Только есть особенность страхования жизни, в нем нет явной потребности пока риск не реализовался.
А когда уж что то случилось, то застраховать уже невозможно…
И как преодолеть этот парадокс, я лично уже 8 лет размышляю.
Осознанный рынок страхования жизни должен вырасти вместе с финансовой системой и благосостоянием общества
Что с брокером ТОП-тайм?
Брокер продан в 2018 году
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах