Сокращение числа страховых компаний снижает качество конкуренции

12:45
СПАССКИЕ ВОРОТА

Быстрое сокращение числа страховых компаний и «вымывание» с рынка средних и небольших компаний приведет к деградации конкурентной среды и доступности страхования для населения. 

За год с 30.06.2015 по 30.06.2016 количество страховых компаний сократилось на 25,3%. За один квартал с рынка уходит от 20 до 30 компаний. Если такие темпы сужения рынка сохранятся, то к 2019 году в России останется меньше 100 страховых компаний.

По состоянию на декабрь 2016 года в реестре субъектов страхового дела зарегистрировано около 270 страховых компаний. С физическими лицами работают не больше 150 компаний.В настоящий момент неблагоприятная ситуация на страховом рынке привела к ежегодному системному сокращению числа страховых организаций, причем за счет небольших и средних, прежде всего представляющих региональный страховой бизнес.

Количество субъектов страхового дела и обособленных подразделений страховщиков по данным Банка России сократилось с 6 059 в начале 2015 года до 5 357 к началу 2016 года. При этом на одну компанию в России приходится 600 тыс. человек, а в Европе этот показатель составляет 100 тыс. человек на одну компанию. Снижение обеспеченности регионов офисами наряду с сужением рынка окажет влияние как на качество, так и на доступность страховых услуг. Во многих странах работают десятки средних компаний, которые обеспечивают доступность страховых продуктов именно в своих регионах.

По данным ЦБ, добровольными страховыми услугами больше всего пользовались жители городов с населением от 500 тыс. до 950 тыс. жителей и от 50 тыс. до 100 тыс. жителей. Это граждане в возрасте 26–30 лет и 41–45 лет, предприниматели, самозанятые, работающие по найму и физические лица, проживающие в семьях с доходом от 45 тыс. до 65 тыс. рублей в месяц на человека. Эта статистика показывает важность присутствия страховых компаний в регионах для поддержания конкуренции и предоставления клиентам возможности выбора.

По итогам второго квартала 80% рынка приходилось на 22 крупнейшие страховые компании. При этом, концентрация рынка выросла по всем линиям бизнеса и вероятно будет увеличиваться дальше. В некоторых регионах в отдельных сегментах рынка осталось буквально 1-2 локальных компании. Есть сегменты рынка, где доля крупнейших компаний составляет выше 90%. Это произошло из-за нарастающей концентрации в отдельных сегментах, которая зачастую сильнее, чем в среднем по рынку. Например, 80% рынка в сегменте страхования жизни контролируют 6 компаний, а в сегментах страхования имущества физических и юридических лиц по 7 компаний. В сегменте автокаско 80% рынка контролируют 9 страховщиков, в добровольном медицинском страховании и ОСАГО по 10 компаний. Заметный рост концентрации подтверждает и то, что еще год назад в сегментах ДМС, автокаско, ОСАГО и страхования физлиц 80% рынка приходилось на долю более 10 компаний, а теперь количество компаний заметно сократилось.

Ярким примером влияния сильной концентрации на рынок является сегмент ОСАГО. В ряде «токсичных» регионов федеральные компании не осуществляют выдачу полисов и люди получают отказы. При этом средние и малые страховщики готовы оказывать услуги, от которых отказываются крупные компании. Тем самым они проявляют свою социальную ориентированность, даже несмотря на убытки.

«Локальные страховщики лучше знают местный рынок, но им приходится постоянно сталкиваться с препятствиями на своем пути, – отмечает Евгений Потапов, генеральный директор СК «Спасские Ворота». – Средние и малые страховщики готовы подстраивать свои бизнес-процессы под нужды рынка, больше заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с клиентами и сильнее дорожат репутацией при убытках. Новые же требования по увеличению капитала до 300 млн рублей ограничивают возможность средних и малых страховых компаний принимать участие в государственных тендерах и активно развивать свой бизнес».

«Монополизация рынка приводит к снижению доступной инфраструктуры. Сокращение страховых компаний в регионах приводит к закрытию офисов и представительств. Тем самым уровень доступности страховых услуг для клиентов существенно снижается», – считает Павел Самиев, генеральный директор консалтингового агентства «БизнесДром», исполнительный директор аналитического центра «Институт страхования» при ВСС. 

При негативном сценарии, сокращение компаний на рынке и при отсутствии региональных компаний приведет к серьезным негативным последствиям, которые отразятся как на конкурентной среде всего страхового рынка, так и на доступности страховых продуктов для населения. Уровень конкуренции будет снижаться, следовательно, будет падать качество и рынок будет обеспечивать низкий уровень страховых услуг. Сокращение точек доступа и ухудшение инфраструктуры отразится не только на возможности заключения новых договоров страхования, но и на доступности урегулирования при страховых случаях. При уходе средних и малых компаний с региональных рынков клиент лишается возможности выбора, а конкурентная среда деградирует.

Позитивный сценарий возможен при развитии регионального страхования и поддержке средних и малых страховщиков на государственном уровне. Доступность услуг, конкуренция и социальная ответственность помогут сформировать качественный страховой рынок.
 

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля