В письме, подписанном председателем Экспертного совета по законодательству о страховании при комитете Госдумы по финансовому рынку Александром Ковалем, говорится о неправомерном наделении некоммерческой автономной организации – службы финансового омбудсмена – функциями государственных и судебных органов.
«Проектом устанавливается обязательность исполнения предупреждений, запросов и решений финансового уполномоченного и административная ответственность за их неисполнение. Эти составляющие – обязательность и контроль исполнения запросов и решений, ответственность за их неисполнение – являются неотъемлемыми частями и основой любого государственного надзора, то есть исключительной функцией государства», – говорится в письме ССО.
При этом страховщики отмечают, что «осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением федеральных законов, в соответствии с п. а) ст. 71 Конституции Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, которая реализует свои полномочия через федеральные органы исполнительной власти и не может делегировать их автономным некоммерческим организациям, созданным государством».
Кроме того, спорным моментом в проекте документа ССО считает обязанность финансовой организации «вносить в договор с физическим лицом разъяснение о его праве обращаться к финансовому уполномоченному, а также допускать финансового уполномоченного к изучению любых материалов, даже если они содержат банковскую тайну».
Также представляется спорным положение о введении авторами документа категории «потребителей, имеющих особое общественное значение». Таким образом, некоторых потребителей документ ставит в преимущественное положение. При этом разработчики не раскрывают смысла нововведения.
Неконкретность формулировок, размытость понятий и терминов, неопределенность полномочий предоставляет финансовому уполномоченному и новой службе в целом неограниченные возможности для злоупотреблений и коррупционных проявлений, считают представители ССО. «Созданная служба будет еще одним, дополнительным рычагом административного давления на финансовый рынок», – делается вывод в письме, направленном в Минфин РФ.
Согласно проекту закона, подготовленному Минфином РФ, финансовый уполномоченный в сфере банковской деятельности рассматривает споры, связанные с привлечением вкладов, потребкредитами, порядком ведения счетов, валютно-обменными операциями, иные претензии. Суммы споров, выносимых на площадку финансового омбудсмена, ограничены 500 тыс. рублей для банков. При этом банкам предоставлен переходный 2-летний период, когда верхняя планка имущественного спора не может превышать 200 тыс. рублей.
На страховом рынке споры физлиц могут касаться неисполнения, некачественного или неполного исполнения обязательства, нарушения сроков их исполнения либо сроков предоставления мотивированного отказа, неинформирования потребителей об условиях страхования, а также введения клиента в заблуждение. Споры на страховом рынке могут быть связаны с условиями досрочного прекращения договора, иными претензиями, связанными с деятельностью субъектов страхового дела. Лимит рассмотрения имущественных споров омбудсменом со страховщиками – 100 тыс. рублей.
Законопроект Минфина РФ о создании института омбудсмена на финансовом рынке противоречит нормам Конституции РФ
Законопроект Минфина РФ о создании института омбудсмена на финансовом рынке противоречит нормам Конституции РФ, считает Союз страховых организаций (ССО). Об этом говорится в письме, направленном руководством союза в адрес заместителя министра финансов Алексея Моисеева. С текстом письма ознакомился «Интерфакс».