Как стало известно «Ведомостям», наблюдательный совет пула одобрил с 1 июля передачу риска «терроризм» объемом до $200 млн в перестрахование на зарубежные рынки. Пул сможет перестраховывать риски с Северного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев (ранее были исключены), урегулировать убытки в российской юрисдикции по терактам и диверсиям, снимая нагрузку с бюджета, говорит председатель совета Александр Гульченко. Западная защита была выбрана после того, как пул остался без запрошенных у Минфина госгарантий, о чем вел консультации в 2012 г. Несмотря на отсутствие реакции со стороны министерства, пул теперь сможет оставить на собственном удержании риски до 1,7 млрд руб, а свыше и до 6 млрд руб. — передавать в облигаторный договор, лидер которого — ллойдовский Brit Syndicate.
«Ставка перестрахования для пула — 0,0158%, — хвалится Гульченко. — Для отдельных страховщиков — «Согаза», «Ингосстраха», «Росгосстраха» — перестрахование терактов обходится дороже: в среднем в 0,017-0,025% от стоимости риска».
«Мы страхуем крупные имущественные комплексы, где риск теракта обычно является исключением, — объясняет заместитель гендиректора “ВТБ страхования” Евгений Ниссельсон. — Участие в пуле решает проблему и дает дополнительный доход».
Гендиректор «РСХБ-страхования» Ирина Жачкина объясняет участие в пуле интересом клиентов: «Это компании из регионов с высоким уровнем террористической угрозы и предприятия с большим скоплением людей, банки, девелоперы».
Однако ряд участников рынка, несмотря на снижение цены, предпочитают обходиться собственными силами. «Ингосстрах», вышедший из пула несколько лет назад, имеет собственную перестраховочную емкость по терактам в $123 млн. Каждый год она увеличивается, указывает заместитель генерального директора компании по корпоративному бизнесу Алексей Галахов, такой объем покрытия достаточен, ведь рисков в портфеле «Ингосстраха» на сумму свыше $100 млн — единицы.
«Крупных рисков довольно много, в России они исчисляются десятками и сотнями», — не согласен Гульченко. Самые большие риски «Ингосстрах», как и члены РАТСП, перестраховывают за рубежом.
«Мы страхуем от терроризма артистов во время переезда и в месте проведения концертов с лимитами до 40 млн руб.», — рассказывает гендиректор СК «Либерти страхование» Сергей Ковальчук (компания страховала гастроли Мадонны в России). Компания самостоятельно перестраховывает риски и в РАТСП не собирается.
Пул появился после 11 сентября 2001 г., когда на Западе прекратили принимать в перестрахование покрытие по риску «терроризм». И уже не является единственной доступной перестраховочной емкостью для размещения риска «терроризм», напоминает предправления «Согаза» Сергей Иванов. «Для нас размещение напрямую выглядит предпочтительнее, — говорит он и заверяет, что никаких противоречий с пулом у них нет: — Просто мы идем своей дорогой».
Сколько платят
$850 тысяч
Во столько оценен ущерб от взрыва посольства России в Сирии в феврале, следует из предоставленных РАТСП «Ведомостям» данных. После теракта на «Невском экспрессе» в 2009 г. участники РАТСП выплатили $620 000.
Страховщики расширяют защиту от терроризма
Емкость российского антитеррористического перестраховочного пула вырастет втрое — до $200 млн.