Правда, посчитать можно по-разному: оценочные компании в большинстве своем работают по договору со страховыми компаниями, соответственно, напрямую заинтересованы в снижении «потерь» страховщиков. Существующие методики расчета ущерба — а их около десятка — без труда позволяют это сделать. Оценщик вправе использовать любую методику. Законодательно единая методика не закреплена, и действия оценщиков в любом случае правомочны.
Зачастую различаются они порядком расчета износа на заменяемые детали. Есть методика Андрианова, она рекомендована в рамках ОСАГО. Есть РД 37.009.015-98 (руководящий документ). Изменений в этот документ было шесть. РД с изменением 1 был разработан и утвержден Минэкономики, но с тех пор в него не раз вносились изменения, которые на таком уровне больше не утверждались, не регистрировались, но они между тем работают. Большая часть оценщиков используют РД с изменениями № 1, № 2, № 3: они более просты, понятны для использования. По ним величина износа будет ближе к максимальной. При расчете износа учитываются пробег, год выпуска и коэффициенты, корректирующие износ. Использование методики Андрианова и РД — законно. Но разница в величине износа может достигать 10-15%! Как не попасться на удочку оценщика?
Во-первых, по возможности сами заключайте договор с оценщиком. В этом случае вы вступаете в договорные отношения напрямую с оценочной организацией и, соответственно, имеете право задавать вопросы о порядке расчета ущерба, причиненного вашему автомобилю, требовать устранения всякого рода неточностей в расчетах и пр.
Во-вторых, задавайте вопросы по поводу того, откуда взяты цены на запчасти при оценке. Уточняйте источник и не поленитесь перезвонить в магазины с вопросом, соответствуют ли цены озвученным оценщиком. Если нет — можете смело предъявлять оценщику претензию.
В-третьих, если заказчиком является страховщик, сумму ущерба по оценке пострадавший узнает лишь после того, как деньги «упадут» на его счет. До этого сумма оценки — тайна за семью печатями. Если не знаете сумму, не торопитесь ремонтировать автомобиль. Сумма вас может не устроить, и вы имеете полное право заказать другую оценку и оспорить выплаченную страховой компанией сумму в суде. Пользоваться выплаченными вам деньгами можно — это уже ваши деньги. Их никто не отберет, но вот увеличить сумму компенсации — в ваших силах. Будьте готовы потратить дополнительные средства — на независимую оценку, на услуги юриста — и готовьтесь к судебным процессам. Но овчинка порой выделки стоит.
Обратите внимание на один небольшой, но важный нюанс. Многие страховщики перешли на расчет ущерба по месту нахождения головного офиса компании. А он часто находится в другом городе. В итоге в Новосибирске, к примеру, проводится осмотр транспортного средства, а материалы отправляются в Нижний Новгород. Там эксперты готовят свое заключение, применяя иную стоимость нормочаса. В Новосибирске в среднем нормочас работы мастера, восстанавливающего автомобиль, составляет от 800 до 1000 рублей, в Нижнем Новгороде — 500. Ассоциация оценщиков два раз в год проводит мониторинг рынка малярных, кузовных и других работ в каждом городе и выпускает соответствующие справочники. От них и «пляшут» оценщики в своих экспертизах. Соответственно, в каждом городе размер ущерба по итогам оценки может быть разным. По сравнению с Нижним Новгородом в Новосибирске он окажется заниженным. И заниженным значительно. Уточняйте, кто и как будет готовить оценочное заключение. Это еще один из поводов если не отказаться от такой оценки, то уж точно провести другую независимую экспертизу. А затем уже оспорить заключение «прикормленных» страховщиками оценщиков.
Владимир ИВАНОВ
Методик много не бывает?
Сумма компенсации по ущербу от ДТП напрямую зависит от экспертизы. Как посчитает оценщик, такую сумму пострадавший и получит.
26.05.2010
12:52
Московский комсомолец