Заговорили по-русски
Поскольку система международного страхования автогражданской ответственности вступила в силу в России недавно, с января 2009 года, сравнивать уже полученные показатели пока не с чем, да они и не так велики. Однако для самих автовладельцев кое-что все же изменилось. Во-первых, подешевели полисы в страны СНГ (Белоруссию, Украину и Молдову), они теперь обходятся дешевле, по сравнению с болгарской "Зеленой картой". Во-вторых, повысился уровень сервиса для русскоговорящих страхователей: теперь они могут звонить российскому страховщику и выяснять все вопросы на родном языке. От страховых компаний переход на новую систему потребовал дополнительных затрат на печать бланков, доработку внутренней информационной системы и включения в штат специализированного подразделения как минимум двоих англоязычных специалистов.
"Чтобы вступить в "Зеленую карту", российским страховщикам потребовалось выполнить целый ряд требований Международного бюро, - рассказал директор Главного управления по Самарской области ООО "РОСГОССТРАХ Поволжье" Павел Паль. - Прежде всего, каждая из них должна была внести в фонд текущих обязательств бюро 500 тыс. евро. Кроме того, Россия должна была сформировать гарантийный фонд в размере 11 млн. евро (то есть взнос каждого из участников составил 917 тыс. евро). В случае если страховщик будет не в состоянии далее обеспечивать свои обязательства, в качестве гарантии выполнения обязательств выступит внесенный им взнос. И дальнейшее урегулирование за него уже будет осуществлять специально созданное в составе Российского союза автостраховщиков бюро "Зеленая карта". Оно выступает представителем в международной системе и контролирует действия страховщиков, а также обеспечивает взаимодействие со всеми членами бюро – иностранными государствами. Поэтому иски со стороны потерпевших россиянам не грозят – их риски заканчиваются с момента приобретения полиса "Зеленая карта".
Защита от случаев
В полис аналога ОСАГО включаются те же, по сути, риски: нанесение водителем ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при использовании застрахованного автотранспортного средства, только на территории стран системы "Зеленая карта". А таковых 45, включая Россию.
"За первый год вступления нашей страны в международную систему у наших клиентов произошло около 100 страховых случаев, - отметила начальник отдела методологии и мониторинга продаж "Зеленой карты" РОСНО ОАО СК "РОСНО" Елена Сокол. - Наибольшее их число пришлось на Германию, Польшу, Белоруссию, Италию и Австрию, преимущественно - с участием страхователей – физических лиц. Это, в частности, объясняется тем, что среди выезжающих за рубеж больше туристов, чем организаций, осуществляющих международные перевозки. Чаще всего виновниками ДТП становились водители из Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, чуть реже - из Польши и Финляндии".
Цена вопроса
Раньше стоимость "Зеленой карты" зависела от того, какой западный страховщик предлагал ее на российском рынке. Рассчитывалась она по тарифам, утвержденным в стране происхождения страховщика. Сегодня цена страховки едина во всех страховых компаниях, вступивших в бюро. Она зависит от страны, в которую направляется автовладелец, срока пребывания и типа транспортного средства. Страны делятся на две группы: в одну входят все страны системы, в другую выделены Беларусь, Украина и Молдова - для тех, кто едет туда, полис обойдется дешевле. Понятно, что чем длительнее поездка, тем дороже полис. Ни мощность двигателя, ни количество лиц, допущенных к управлению автомобилем, на цену полиса не влияют. Цена полиса "Зеленая карта" пересматривается каждый квартал (так как зависит от колебания курса евро), но меняется, как правило, незначительно. К примеру, в 4 квартале 2009 года стоимость полиса для "физика" на 15 дней составляла 1670 рублей, а в 2010 году - 1417 рублей.
"Лимит ответственности по полису в каждой стране, входящей в систему "Зеленая карта", различен, - разъяснила Елена Сокол. - Например, в Украине предельная сумма выплаты по ущербу, причиненному жизни и здоровью одного пострадавшего, составляет 4450 евро, по "железу" она не может превышать 2225 евро на одного пострадавшего. А в Бельгии, например, выплата за ущерб, причиненный имуществу, может достигать суммы в 100 млн. евро, выплаты же по жизни и здоровью верхнего предела вообще не имеют.
Лучше пере-, чем недо-
Отсутствие полиса может стать препятствием при выезде за границу, его наличие проверяется обязательно. Впрочем, купить "Зеленую карту" можно и на границе, но там могут быть очереди. Да и поручиться, что на очередном погранпереходе будет организована продажа страховок, сложно. Так что лучше позаботиться об этом заранее, тем более что тарифы едины по всей стране, независимо от того, приобретаете вы полис у страховщика в офисе или на границе. Главное - внимательно изучить документ. "Зеленая карта" имеет защиту, поэтому вас должны насторожить признаки некачественной печати документа или его копирования. Кроме того, посмотреть, правильно ли указаны номер ТС в карте, сроки страхования, фамилия страхователя, страховая премия.
Что делать при наступлении ДТП? Основные действия - обратиться в дорожную полицию страны пребывания, заполнить европейскую форму извещения о ДТП, обменяться с другими участниками аварии номерами полисов обязательного страхования ответственности владельцев ТС и сообщить о случае своему страховщику.
"Необходимо записать фамилии и адреса потерпевших и очевидцев, - сообщил андеррайтер по автострахованию Приволжского регионального центра ОАО "Альфа Страхование" Андрей Стрижков. - Владелец транспортного средства, чья ответственность застрахована, обязан выдать другим участникам, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, копию "Зеленой карты", а при ее отсутствии сообщить сведения о договоре страхования, в том числе номер полиса, адрес и номер телефона национального бюро страны, на территории которой произошло ДТП. Также выяснить сведения о договоре страхования владельцев транспортных средств других участников дорожно-транспортного происшествия. Автовладелец обязан составить документы, предусмотренные законодательством этой страны, и запросить у иных участников копию заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии (Accident Statement). Не позднее 15 рабочих дней он должен уведомить страховщика о дорожно-транспортном происшествии, в том числе сообщить сведения о причиненном вреде, имена пострадавших и передать копию заполненного извещения страховщику".
Зеленый свет для туристов на колесах
18.05.2010
15:21
Волжская коммуна, Самара