Проблема расширения агрострахования не может быть решена путем создания госкомпании

Форма собственности агростраховщика не является ключевым фактором, влияющим на состояние системы агрострахования в России, и проблема расширения охвата посевов страхованием не может быть сейчас решена путем выведения на рынок госкомпании, заявил «Интерфаксу» президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов.

07:09
Финмаркет
«Основные препятствия развитию рынка, к которым сводятся жалобы аграриев практически на всех мероприятиях, сводятся к трем: бюрократические препоны в получении субсидий, достаточно сложная с точки зрения документирования убытка процедура оформления страхового возмещения и нехватка денег у аграриев, из-за которой для них существенен убыток ниже 30% (доля гибели посевов, начиная с которой производится страховая выплата) и не хватает средств на оплату своей части взноса. К этому перечню надо добавить четвертую, которая стала проявляться сейчас - отсутствие качественной основы для оценки рисков АПК и стоимости их страхования. И пятую - наличие в сфере АПК коррупционных и мошеннических практик по освоению бюджетных средств. Ни одну из этих проблем аграриев, связанных со страхованием, появление госкомпании само по себе не решит - а бюрократические препоны при выплате страхового возмещения, вероятнее всего, только усугубятся», - подчеркнул К.Биждов.

Однако, по мнению президента НСА, в бюджете государства появится дополнительная строчка ежегодных расходов: новой госкомпании потребуется очень существенный уставный капитал, обширнейшая филиальная сеть и значительный штат сотрудников. «Учитывая, что в среднесрочном периоде агрострахование отличается высокой убыточностью, расходы будут увеличиваться» - сказал он.

Как отметил К.Биждов, мировая практика знает разнообразные варианты участия государства в системах агрострахования с господдержкой, однако любой шаг в сторону одного из вариантов будет означать кардинальную реформу системы. «Обратите внимание, что в поручении президента РФ речь идет о «совершенствовании механизма страхования урожая сельскохозяйственных культур», а не о подготовке новой реформы. Полтора лет работы системы, когда у нас еще не закрыты и не обобщены договоры первого года действия закона об агростраховании (ведь озимые 2012 года убраны недавно), - срок явно недостаточный для полного пересмотра модели», - сказал президент НСА. По его данным, в странах, где страхование с господдержкой начало в основном вводиться в 2000-е годы, первое выстраивание систем агрострахования занимало как минимум 3-5 лет.

Страхование прямых затрат также вызывает вопросы у НСА. «Кто и как будет определять нормы прямых затрат на гектар, которые потом должен возместить страховщик? У нас отсутствует нормативная база и механизмы реального контроля. Уже сейчас можно предположить варианты различных мошеннических схем: например, хозяйство может осуществить закупку семян по завышенной цене, а потом предъявить это как затраты. Агростраховщикам сегодня иногда предъявляются для выплат убытки на «полях», на которых, как видно из космоса, растет лес. В таких условиях требовать от страхового рынка принимать на страхование риски затрат аграриев невозможно, и еще более странным было бы принятие таких рисков государственной компанией. Тем более что такое страхование уже будет не имущественным страхованием, а страхованием финансовых рисков, которое аграрии должны оплачивать из прибыли», - отметил К.Биждов.

Ранее президент РФ Владимир Путин поручил проработать возможность создания государственного агростраховщика.

«Совместно с представителями Российского зернового союза и Агропромышленного союза России подготовить предложения по совершенствованию механизма страхования урожая сельскохозяйственных культур, предусмотрев при этом осуществление страхования прямых затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также возможность создания специализированной страховой компании, находящейся под контролем государства», - говорится в поручении правительству по итогам совещания «О ходе сбора урожая 2013 года», состоявшегося 17 сентября 2013 года. Срок подготовки - 1 февраля 2014 года.

С 2012 года в России вступил в силу закон об агростраховании с господдержкой, в котором было предусмотрено, что с 2013 года, помимо посевов, под действие закона подпадают сельскохозяйственные животные.

В 2013 году федеральным бюджетом предусмотрен объем поддержки агрострахования в сфере растениеводства в размере 5 млрд рублей, а на поддержку животноводства через канал страхования выделен 1 млрд рублей.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля