Инвестиции в развитие сети медицинских клиник «Альфа — центр здоровья» (управляются «Медицина-Альфастрахование»*) с 2009 г. составили около $100 млн, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов: «Мы завершили первый этап проекта. Сейчас клиники должны выйти на показатели по заполняемости, рентабельности, после чего мы будем думать о дальнейшем развитии сети». Сейчас у «Медицина-Альфастрахование» 12 клиник, до 2020 г. компания планировала увеличить их количество до 60, рассказывал ее гендиректор Кирилл Каем. По его оценкам, выручка «Медицина-Альфастрахование» в 2013 г. должна достичь 1,5 млрд руб.
Чтобы расширить сеть в 5 раз, «Альфастрахование» ищет инвестора в проект. Готовы рассматривать разные варианты сотрудничества, «в том числе обсуждать вопрос выхода из контрольного пакета», замечает Скворцов. Желание найти соинвестора он объясняет тем, что, строя сеть, «мы не рассчитывали на возможное реформирование системы ОМС. Нам было недостаточно предложения со стороны других медицинских учреждений, и поэтому создавали свои. Теперь ситуация улучшается и в частной медицине, и в государственной».
Самое время искать инвестора в медицинские проекты, к таким инвестициям есть интерес, замечает член совета директоров «Тим драйва» Владимир Гурдус. В мае прошлого года «Медицина» продала 6% акций фонду IFC за $35 млн (вся компания оценена в $583 млн при выручке $76 млн за 2011 г.). А в апреле того же года фонд Baring Vostok Capital Partners купил 27% акций United Medical Group (Европейский медицинский центр) за $100 млн.
«Практика показывает, достичь комфортных показателей для экономики процесса можно на третий-четвертый годы работы клиники, когда к ней привыкают жители города и клиенты», — объясняет выбор времени для продажи Скворцов. Правда, 5 из 12 клиник были запущены в 2011-2012 г. По словам Скворцова, после заполнения клиники ее рентабельность «мы оцениваем в 25-30%».
Страховщикам невыгодно иметь свои сети, замечает вице-президент по ДМС «Ренессанс страхование» Марина Тихонова: «Практика показывает, что иметь собственную сеть нерентабельно». А крупные компании, особенно международные, имеющие качественный социальный пакет, никогда не выберут одну сеть клиник, добавляет она, ведь это серьезно ограничивает возможности получения многофункциональной медицинской помощи.
«Я вижу три типа потенциальных инвесторов», — рассуждает гендиректор консалтинговой компании ДМГ Владимир Гераскин: страховщики, которым будет интересна сеть для снижения собственных издержек, компании, строящие собственные госпитали, для которых сеть станет источником привлечения клиентского потока, либо фонды. Но последним нужно показать хорошие финансовые результаты и EBITDA на уровне 30-35%, замечает он.
*ООО «Медицина-альфастрахование»
Сеть поликлиник
12 медицинских центров: в Москве, Самаре, Саратове, Кирове, Перми, Ярославле, Нижнем Новгороде, Мурманске, Тюмени, Ростове-на-Дону, Березниках и Екатеринбурге.
Владельцы — ООО «АС холдинг» (75%) и Андрей Раппопорт (25% через Cimetrix Holdings).
Финансовые показатели (РСБУ, 2012 г.):
Число посетителей — 1,3 млн посещений с начала 2013 г.,
Себестоимость продаж — 680,5 млн руб.,
Выручка от продаж — 531,9 млн руб.,
Чистый убыток — 453 млн руб.
«Альфастрахование» ищет инвестора
Страховщики отказываются от самостоятельного развития своих клиник. «Альфастрахование», вложив в свою сеть $100 млн, ищет нового инвестора и даже готова расстаться с контролем в проекте.