Заплати страховку и спи спокойно

– Что вам, дорогие читатели, еще непонятно?! – таким вопросом мы закончили последний разговор об особенностях участия москвичей в городской программе льготного страхования. При этом напомнили читателям (публикации «ВМ» за 17 марта 2010 года «Соломка… на страховом поле» и «ВМ» за 24 марта 2010 года «Возмещение без возмущения»), что платить страховку надо регулярно. И деньги – вперед!

16:57
Вечерняя Москва

Например, в мае платим за июнь, а июне за июль и так далее. Без скидок на то, что «был в командировке», «шел, упал, потерял сознание» и так далее. Доступный размер взноса в 1 рубль 20 копеек за один квадратный метр общей площади квартиры лишает участника этой программы страхования малейших причин для проявления таких жабодушевных качеств, как жадность, прижимистость, изумительная забывчивость. Заплатил (хоть за целое лето вперед, обратившись в ГУ ИС отдельной платежкой), и спи себе спокойно.
Но читателей «Вечерки» мой невинный вопрос почему-то излишне возбудил и заставил рыться своей памяти, искать ситуации с оформлением страховки и возмещением ущерба, которые оставиих душах не самые приятные воспоминания. «Нас с соседями залило сверху примерно одинаково, – написал в «Коммунальную страну» Василий Егорович Мостовой. – Разница лишь в том, что застраховались мы по-разному: я – обычной страховой компании, а сосед в страховой компании, участвующей в городской программе. Весь ущерб сам оценил. Нашел кое-какие кассовые чеки на обои, другие материалы – целый вечер за калькулятором просидел. Сосед понадеялся на добросовестность своего страховщика. И оказался в выигрыше! Он получил компенсацию в два раза больше, чем я! В чем дело? Хотя потратились мы на оформление страховки примерно одинаково…»

Любопытство не порок
Василий Егорович, ваша ситуация напоминает анекдот о даме, которая просила продать ей «курочку, только нетоптаную». В результате продавец вручил ей самую тощую и синюю со словами: «Кто ж такую дуру топтать-то будет».
Представитель страховой компании – коммерсант. Его задача – оценить ущерб клиента максимально полно, не задев при этом свои собственные интересы.
Чтоб «овцы были целы и волки сыты». Вы, простите за сравнение, оказались клиентом не только с умеренным аппетитом, но не слишком любопытным, то есть не поинтересовались, какими страховыми услугами вы можете воспользоваться за те же деньги.
Мягко говоря, поторопились. Пишете, что «ремонт в квартире сделали три года назад». Да за это время только инфляция выросла (по скромнейшим оценкам правительства) на 36 процентов. А цены на стройматериалы подскочили раза в два точно. Оценщик страховой компании, конечно, был рад вашей скромности и согласился с вашими расчетами, вручил вам «курочку нетоптаную» страхового возмещения.
Вашему же соседу посчитали ущерб исходя из нынешней реальной ситуации. Потому у соседа страховые выплаты и оказались значительно больше. Специалисты ГУ Городского центра жилищного страхования говорят, что условия договора страхования в городской программе регулярно пересматриваются в целях увеличения страховых выплат с учетом инфляции. Например, в 2009 году квадратный метр московской квартиры страховщики оценивали в 20 тысяч рублей. А в этом году страховая стоимость этого же квадрата выросла на 3 тысячи. И это немедленно сказалось (статистика Центра это подтверждает) на размере страховых выплат. В следующем 2011 году стоимость квадратного метра еще возрастет и так далее. Решение московского правительства на этот счет уже принято. Так что ваш сосед, Василий Егорович, может не волноваться. А вот вам стоит подумать о смене страховщика.
Поэтому москвичам, участвующим в программе льготного страхования, нет необходимости работать за страховую компанию. Пусть каждый в конфликтном случае выполняет свои обязанности: клиент изображает максимально пострадавшего, а оценщик страховой компании – строгого, но справедливого ревизора.
Кстати, оценка ущерба специалистом страховой компании по городской программе производится только по специальной методике, утвержденной Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Выньте руку из чужого кармана
– Нашел! – воскликнул москвич в театре, нащупав в кармане пятитысячную купюру.
– Во-первых, не орите, – попросил его сосед по креслу. – Во-вторых, выньте руку из моего кармана.
Примерно такая же ситуация складывается у читательницы «Вечерки» Марии Петровны Редкозубовой. Как пишет она, «живет на последнем этаже многоквартирного дома». Страхует квартиру по городской программе.
Ей пришлось убедиться, что не всякое повреждение квартиры признается страховым случаем. К примеру, если вас на последнем этаже залило по причине прохудившейся крыши, то совать руку в карман страховой компании бесполезно. Вот залив через водосток – пожалуйста, залив через сочленение воронки с крышей – то же самое, в случае аварии на техническом этаже – страховая выплата вам гарантирована. А вот крыша – зона ответственности вашей управляющей компании (УК). Берите за жабры того, кто вас «крышует» (скорее всего ДЕЗ), и требуйте проведения ремонта или денежной компенсации.
В случае отказа – подавайте на коммунальщиков в суд. Ведь вы ежемесячно оплачиваете услуги по содержанию дома. Или откажитесь от услуг вашей недобросовестной УК. Вы же – собственник! Откроем москвичам маленький секрет: можно (и нужно!) требовать от управляющей компании страхования гражданской ответственности ее и ее подрядчиков за причинение ущерба вашей квартире. В этом случае затраты на оформление страховки несут эти организации, а не вы лично.
Кстати, недавно нам удалось выяснить замечательную детальку в цепи взаимоотношений страхователь–страховщик. Во время недавней интернет-конференции с участием директора Городского центра жилищного страхования Алексея Гуральника мы задали ему вопрос: «Обязан ли представитель страховщика взыскивать деньги, выплаченные клиенту, с управляющей компании, по вине которой, к примеру, многократно происходил залив квартиры, потому что она годами не ремонтирует водосток на крыше многоэтажного жилого дома?» Вот ответ:
– У страховщика есть право, но не обязанность предъявить требование к лицу, ответственному за убытки. В приведенном примере, по моему мнению, необходимо этим правом воспользоваться.
Я порекомендую это страховой организации, которая работает с москвичами в таком доме.
Другая наша читательница Екатерина Егорова написала о конфликте, который возник у нее с соседкой, живущей под ней.
У Егоровой в ванной прорвало трубу, и она стала невольной виновницей залива соседки, не имевшей, кстати, никакой страховки. По-хорошему договориться не удалось. Пришлось побегать по судам. Прошло уже пять лет, а они все друг с другом даже не здороваются. А вот если бы потерпевшая не пожалела полсотни рублей на страховку по городской программе, то и конфликта бы не было.

Третье личико, откройся!
Попытка москвичей сунуть руку не в тот карман, чтобы получить возмещение ущерба, нанесенного их жилищу, может произойти и в том случае, когда урон застрахованному жилью нанесен в результате противоправных действий так называемых третьих лиц. Например, соседка затеяла генеральную стирку и погрузила в ванну массивные шторы. Тут некстати раздался телефонный звонок. Пока женщина общалась с подругой, ванна переполнилась и залила нижнюю квартиру. Это – нестраховой случай. Договор страхования по городской программе в данной ситуации не действует.
Специалисты Центра жилищного страхования объясняют, что поскольку залив квартиры произошел не из-за аварии, а по халатности соседки, этот случай не относится к числу страховых.
Если у вас есть повышенный риск повреждений квартиры по таким причинам – рядом с вами живут пожилые, забывчивые люди или по соседству собираются развеселые компании, – то лучше вам заключить со страховщиком дополнительный договор.
Постоянные читатели «Коммунальной страны» помнят наверняка историю москвички Валерии Храмихиной (публикация «Лешечка в законе» «ВМ» за 10 марта 2010 года), квартиру которой уже многие годы регулярно заливает неуемный сосед.
Так вот, если бы она заключила со страховой компанией «договор страхования от залива по любой причине» в дополнение к городской страховке, то получила бы неплохую денежную компенсацию на ремонт жилища.
Да и проблемы ее могли бы разрешиться значительно раньше.
Ведь страховая компания, как мы уже говорили, может обратиться в суд и потребовать с этого третьего лица возмещение всех своих затрат по оплате страховки. У нее, в отличие от пенсионерки, есть и финансовые, и юридические возможности для того, чтобы охладить пыл распарившегося и уснувшего в ванне разгильдяя.

Защита от дяди Васи
Подобные ситуации встречаются на каждом шагу. Вы начинаете в квартире ремонт. Приглашаете бригаду. Все закупили. Ведь траты предстоят немалые. Чтобы не пришлось расплачиваться с соседями за нанесенный этими специалистами ущерб, стоит добавить к той сумме, которую вы отложили на ремонт, еще парутройку тысяч рублей на страхование гражданской ответственности за возможный ущерб, который может быть нанесен вашим соседям. Это могут быть случаи залива, возгораний от электросварки, трещины от работы тяжелых инструментов и так далее.
В такой ситуации обратитесь к своему страховщику и посоветуйтесь. Вам подберут приемлемый вариант. Ирина Борисова, начальник управления страхования жилищного фонда и ипотеки страховой группы «УралСиб» подтверждает:
– Это популярный вид страховки. К нам в компанию нередко обращаются москвичи за дополнительным договором по страхованию гражданской ответственности. Выплаты в несколько сотен тысяч рублей в таких ситуациях по таким договорам – не редкость.
Мы предлагаем москвичам два варианта договора. Так называемой коммерческой страховки (договор оформляется по реальной рыночной стоимости). И вариант страховки, подобный страхованию квартиры по городской программе. Это – Полис добровольного страхования гражданской ответственности при использовании жилого помещения. Взнос по данному полису, как и по квартире, можно оплачивать в рассрочку. То есть ежемесячно по 50 рублей. При этом ответственность страховщика составляет 60 000 руб.

Вместо послесловия
Завершая разговор о тонкостях взаимоотношений между страхователем и страховщиком, между страхователем и его клиентами, чадами и домочадцами, хочется привести еще одно письмо, поступившее в «Вечерку» от москвича Олега Михайловича Васильева.
«Я человек немолодой. Живу в кооперативе, – пишет он. – Плачу за коммуналку через свою бухгалтерию. Поэтому оплатить страховку в рассрочку не имею возможности. Конечно, квартиру по городской программе застраховать я могу, но возникают дополнительные хлопоты по оплате страховки. Надо куда-то ехать, тратить время, силы. Да и рассрочка для меня намного удобнее. Читал (или по телевизору видел?), что есть кооперативные дома, где все сделано наоборот – платят за коммуналку, как все, и есть возможность воспользоваться преимуществами городской страховки. Просто, выгодно, удобно. У нас-то почему нельзя так организовать?!» Действительно, в городе есть кооперативные дома, которые вовлечены в городскую систему страхования. Но цифры говорят, что охват страхованием в кооперативах и ТСЖ намного ниже средних показателей. Странное, конечно, явление. Кому как не владельцам кооперативных квартир не знать цену своему жилью, приобретенному на свои кровные… Но это, думается, отдельный разговор. Корреспонденты «Коммунальной страны» постараются разобраться в этом вопросе.

Анатолий СИДОРОВ

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля