Владимир Скворцов: Нас не интересуют слабые компании

Сборы продолжают падать, небольшие компании — уходить с рынка, а крупнейшие игроки наращивают доли и проводят сделки по слиянию и поглощению. Владимир Скворцов, генеральный директор компании «АльфаСтрахование», обсудил с «Р.Б.» основные тенденции на страховом рынке и поделился планами развития компании в ЮФО.

10:51
Реальный бизнес, Ростов-на-Дону

Консолидация продолжается

«Реальный бизнес»: — Кризисный год для страховщиков закончился?
Владимир Скворцов: — Страховой рынок, как и вся экономика страны в целом, в прошлом году столкнулся с падением сборов. Но в страховании кризис заметно отставал. Так, если проанализировать квартальные сборы в 2009 году и сравнить их со сборами за аналогичный период предыдущего года, то можно увидеть, что в 4-м квартале 2008 года, когда вся экономика падала, страховой бизнес показывал рост. А вот данные за 1,2 и 3-й квартал 2009-го (пока это все, что мы имеем) демонстрируют, что темпы падения усиливаются. Поэтому, несмотря на позитивные сигналы, которые можно видеть в целом по экономике, страховой рынок, по нашим прогнозам, в 2010 году не только не вырастет, но и, вполне возможно, испытает падение в среднем на 5%. Конечно, делать точные выводы, пока нет данных за 4-й квартал 2009 года, преждевременно. Но, на мой взгляд, это вполне вероятный сценарий.

РБ: — С чем связана такая активность на рынке M&A? Небольшие страховщики не справляются с трудностями и продают бизнес?
В.С.: — Сейчас совершается больше сделок по слиянию и поглощению вовсе не потому, что компании плохо себя чувствуют (слабые игроки, как я уже говорил, никому не интересны). Просто потенциал роста в условиях сжимающегося рынка у средних компаний ограничен. Если до кризиса бизнес не продавали, потому что надеялись, что завтра заработают еще больше, следовательно, послезавтра станут дороже, то сейчас акционеры и собственники таких компаний понимают, что перспективы дальнейшего роста нет и готовы к продаже. Особенно если у акционеров, как это часто бывает, два или три бизнеса: они продают один и направляют деньги в другой, более прибыльный в настоящий момент.

Покупать «середняков»

РБ: — Вы сказали, что на страховом рынке продолжится консолидация игроков. Намерена ли «АльфаСтрахование» следовать этой тенденции?
В.С.: — Несомненно. И мы уже это делаем: сделка с СГ «АВИКОС-АФЕС» — четвертая в нашем портфеле. В настоящий момент консолидация — актуальный вопрос для всех крупных страховщиков. Подобное развитие позволит и компании, и ее клиентам рассчитывать на улучшение — эффективности бизнеса, качества обслуживания, возможности предоставлять широкий спектр страховых услуг. Так, в сделке с «АВИКОС-АФЕС» в полной мере проявляется синергия, возможная при объединении двух компаний. С одной стороны — профессиональная команда, компания-лидер на рынке авиационного страхования и не только (большая часть портфеля представлена розничными видами — КАСКО, ОСАГО и пр.). С другой стороны, крупная страховая компания с большой капитализацией, широким спектром услуг и, как следствие, более надежная. Клиентам «АВИКОС-АФЕС» мы можем предоставить не только сохранение того, что у них было, но и улучшение сервиса, более разнообразные продукты и пр. Своим клиентам — еще один интересный продукт и повышенную надежность за счет капитализации.

СПРАВКА «Р.Б.»
По данным журнала «D`», АльфаСтрахование покупает страховую группу ««АВИКОС-АФЕС», находящуюся на 32-м месте в списке крупнейших страховщиков за 2008 год. ФАС удовлетворила ходатайство «АС Холдинг» (акционер «АльфаСтрахование») на покупку близкого к 100% пакета акций страховой группы ««АВИКОС-АФЕС». Сумма сделки не разглашается. По оценке экспертов, она может составить порядка $100 млн.

РБ: — С чем связано решение о смене стратегии и отказ от органического роста?
В.С.: — Четыре года назад мы впервые заявили, что неорганический рост (то есть за счет не только собственного развития, но и сделок по слиянию и поглощению) для нас является одним из приоритетных направлений. Искали подходящие цели: нас интересуют компании, лидирующие либо в регионе, либо в определенном виде страхования, и естественно, адекватные по цене. Даже если компания — лидер, но цена явно завышена, покупать не нужно. Если покупать компании бездумно, как продукты в магазине, где вы набираете полную корзинку, можно и не справиться. Интеграция — это очень трудоемкий процесс, это люди, команда, бизнес-процессы. В этот момент потерять бизнес гораздо легче, чем сохранить.

РБ: — Вы планируете продолжить тактику покупки компаний для увеличения доли рынка в дальнейшем? И какие страховые компании вас интересуют?
В.С.: — Давайте от обратного: нас не интересуют слабые компании или те, которые находятся на грани разорения. В поле наших интересов попадают крепкие, финансово устойчивые «середняки» — лидеры или в регионе, или в каком-либо сегменте. И сделки, которые мы совершаем, — тому подтверждение. Магнитогорский «СКМ» — лидер уральского региона, «ВИРМЕД» Туле — медицинская страховая компания с большой базой клиентов, которую мы купили для ОМС. «АВИКОС-АФЕС» — лидер авиационного страхования. До заключения этой сделки мы проанализировали несколько десятков компаний, и практически по всем из них было дано отрицательное заключение. Зато с теми компаниями, которые мы все-таки выбрали, ни в процессе интеграции, ни в дальнейшей работе не было никаких проблем.

Филиалов на юге достаточно

РБ: — Какова активность вашей компании в ЮФО?
В.С.: — Прирост бизнеса по ЮФО превысил 17%. Обеспечить такой уровень сборов (1,2 млрд руб.) в кризисный 2009 год и показать позитивную динамику роста было непросто, поэтому я считаю, что это очень хороший показатель. Также важно, что и выплаты у нас выросли в среднем — на 35–40% и составили около 500 млн руб. Это говорит о том, что компания выполняет свои обязательства перед клиентами.

РБ: — Каковы планы компании по развитию филиальной сети на юге России?
В.С.: — В 2008 году мы приняли решение о представительстве во всех субъектах РФ, для чего в течение года открыли еще 6 филиалов в ЮФО. Наиболее успешными из них в настоящий момент являются Дагестанский, Карачаево-Черкесский и Ингушский филиалы, активно развивается Калмыцкий филиал. В дальнейшем мы не планируем открывать филиалы в ЮФО, только пункты продаж и региональные отделения в небольших районных городах.

РБ: — Сколько филиалов в ЮФО у компании в данный момент?
В.С.: — Четырнадцать.

РБ: — Каковы ваши планы по сборам на 2010 год?
В.С.: — В 2010 году план по сборам в ЮФО — 1 млрд 178 млн. Это без учета «АВИКОС-АФЕС».

РБ: — Какова доля компании на нашем рынке?
В.С.: — По предварительным данным, доля рынка «АльфаСтрахование» на юге России составила 4,3% — в 2009 году мы поднялись на 1,5 пункта. В 2010 году с учетом прироста мы рассчитываем прибавить нашу долю на рынке, однако все зависит от рынка, от ухода компаний, которые не смогут выдержать конкуренции, от централизованной политики компании по слиянию и поглощению. На рост доли рынка в ЮФО будет влиять множество факторов, поэтому делать сейчас громкие заявления мне не хотелось бы. Могу сказать, что в своих стратегических планах мы заложили на конец 2010 года долю в 5%.

РБ: — Какие виды страхования в настоящий момент наиболее прибыльны?
В.С.: — «Клондайка» нет ни в одном виде страхования. Если вы думаете, что можно прийти, воткнуть палку и вырастить райское дерево, то я вас разочарую: не получится. Что касается перспективных направлений, то это имущественные виды, агрострахование, ДМС и пр.

Зачем страховщику клиники?

РБ: — С чем связано решение компании развивать сеть частных медицинских клиник?
В.С.: — Развитие ДМС для нашей компании — стратегическое направление, и мы прикладываем много усилий для того, чтобы реализовать его как можно эффективнее. Но одним из сдерживающих факторов развития ДМС в России является не очень существенная разница для человека, который приходит в ЛПУ, между ОМС и ДМС — те же очереди, то же обслуживание и т. д. Соответственно, он не видит особой надобности иметь полис ДМС. Поэтому открытие специализированных клиник страховыми компаниями, мне кажется, является очень большим шагом в этом направлении. Мы пытаемся в этих клиниках создать совершенно другое обслуживание для клиентов, обеспечить высокий уровень сервиса. Тогда человек будет понимать, за что он заплатил деньги и почему это выгодно. Этот шаг позволит существенно изменить сознание людей по отношению к ДМС.

РБ: — Чем не устраивают страховщиков уже существующие лечебные учреждения?
В.С.: — Не могу сказать, что нас не устраивает качество услуг абсолютно всех ЛПУ. Проблема в том, что конкуренции на этом рынке практически нет. И зачастую единственная возможность получить качественное обслуживание и лечение даже в совсем не маленьком городе — это личное знакомство с главврачом областной клинической больницы. Если такие связи есть, то все будет хорошо, если нет — получите стандартный набор услуг, причем, к большому сожалению, не всегда на должном уровне сервиса. Причем не важно, есть у больного полис ДМС, или он платит за лечение наличными.

Скажу откровенно: к идее развивать собственную сеть клиник нас подвигло требование клиентов. Крупные федеральные компании, обслуживающиеся по ДМС в Москве, начали распространять эти программы и для сотрудников в других городах. Однако те стандарты обслуживания, которые они требовали и от страховщика, и от ЛПУ в Москве, в регионах недостижимы. Поэтому мы проанализировали данное направление, увидели, что есть практически пустая ниша, есть спрос со стороны клиентов, и приняли решение.

РБ: — Сколько клиник открыто в настоящий момент? Планируете ли развивать это направление в ЮФО?
В.С.: — Сейчас открыто две клиники — в Перми и Кирове. В планах на 2010 год — открытие еще десяти. В ЮФО, безусловно, мы планируем развивать это направление, сейчас как раз присматриваем подходящее помещение в Ростове-на-Дону.

РБ: — Когда планируете открыть клинику в Ростове?
В.С.: — При наличии позитивного решения по помещению, от подписания договора до открытия клиники требуется примерно год. Так что в начале-середине 2011 года приходите на открытие.

РБ: — Эти клиники обслуживают только клиентов «АльфаСтрахование»?
В.С.: — Нет. Наши клиники направлены не только на обслуживание клиентов компании, но и работают на открытый рынок. Модель, которая была заложена при подготовке бизнес-плана, и те результаты, которые у нас есть сейчас, показывают, что оптимальное соотношение — 50 на 50. То есть половина клиентов идет через «АльфаСтрахование» или другие страховые компании, а половина — просто люди, которые приходят лечиться за деньги и получают от этого удовольствие.

РБ: — Каков объем вложений необходим для открытия?
В.С.: — Объем инвестиций для открытия одной клиники составляет, если не брать стоимость здания, — $5–6 млн в зависимости от комплектации.

РБ: — Это ваши собственные вложения, или вы привлекаете инвестиции?
В.С.: — Это вложения компании «АльфаСтрахование».

Кризис дал зеленый свет

РБ: — Говорят, в кризис надо менять менеджмент — не в плане людей, а в плане мозгов. Можете ли вы сказать, что для вас что-то изменилось: вы стали более рискованным как управленец, увидели какие-то иные возможности для развития бизнеса?
В.С.: — Лично для меня это уже второй кризис: 1998 год я тоже переживал, работая в бизнесе. Поэтому не могу сказать, что для меня что-то принципиально изменилось. Другое дело, что кризис (как ни банально это звучит) — это не только проблемы, но и возможности. И чем скорее ты это поймешь, тем лучше. Конечно, для кого-то из наших сотрудников это был первый кризис, и тезис о возможностях стал для них открытием, но мы приложили много усилий к тому, чтобы сейчас вся наша команда была настроена должным образом. Когда начался кризис, я уже знал, как надо действовать. И до сих пор помню, что сказал, выступая перед директорами наших филиалов на внутренней конференции в конце сентября 2008 года: имейте в виду, будет очень тяжело, придется сокращать издержки, причем мы не знаем, по какому сценарию будет развиваться кризис. Но помните, что сейчас появляются возможности, которых раньше не было.

РБ: — Это действительно так?
В.С.: — Например, здание, в которое переехал наш офис в Ростове-на-Дону: если бы не кризис, то это вряд ли случилось. Не потому что до кризиса у нас не было денег, а сейчас появились. Просто раньше цены были неадекватно высокими, платить столько я считаю глупостью. То же самое касается и зданий для размещения наших клиник: если до 2010 года мы успели открыть всего две, то в течение этого года планируем уже десять. Договариваться сегодня намного легче — это факт. Кризис дал многим направлениям зеленый свет. Как этим не воспользоваться?

Наталья АНДРЕЕВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля