БРОНЯ для железного коня

По данным ФССН, по итогам 2009 года российский страховой рынок сократился на 7%. Однако по этой цифре нельзя судить об истинном положении дел у страховщиков, так как в общие сборы включены премии по обязательному медицинскому страхованию. Если сборы по ОМС не учитывать, то ситуация намного хуже — практически по всем добровольным видам страховой рынок «просел» в среднем на 20—30%. Сегмент добровольного автострахования (каско) — не исключение.

12:02
Реальный бизнес, Ростов-на-Дону

По данным Федеральной службы страхового надзора РФ, в 2009 году страховыми компаниями на всей территории России было заключено договоров страхования средств автотранспорта на сумму 137,63 млрд руб., в том числе, на территории Южного федерального округа на сумму 6,53 млрд.

Сергей Денисенко, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Ростове-на-Дону:
— По данным экспертов «Ингосстраха», по итогам прошлого года рынок каско в целом сократился примерно на 19%. Однако если сравнивать отдельные показатели страховщиков, то здесь ситуация неоднозначна. На фоне общего падения объемов сборов, крупные и стабильные страховщики, тем не менее, получили прирост по каско. В частности, у «Ингосстраха» прирост сборов по этому сегменту в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 6%. В основном это стало возможным благодаря дополнительному притоку клиентов от менее надежных в финансовом отношении страховщиков. К сожалению, прогнозы на 2010 год также далеки от оптимизма: рынок каско в 2010 году покажет снижение объемов сборов примерно на уровне 14%.
Сборы по каско у лидирующих на рынке страховых компаний не уменьшились, а в некоторых случаях — даже выросли. В первую очередь это связано с разумной тарифной политикой и добросовестностью в отношении выплат, считают страховщики. Кроме того, для привлечения клиентов страховщики разработали специальные «антикризисные» предложения.

Роман Яблочкин, заместитель директора по операционной поддержке Краснодарского филиала ОСАО «Россия»:
— Среди существенных изменений на рынке автострахования за прошедший год можно отметить отказ ряда страховщиков, в том числе входящих в топ-20, от применения демпинговых тарифов.

Активно рекламируемые многими страховыми компаниями специальные программы автострахования в большинстве случаев сводились к снижению стоимости полисов за счет сокращения рисков, входящих в страховое покрытие, или предполагали доплату страховой премии при наступлении второго и последующих страховых случаев. Существенного изменения базовых тарифных ставок у основных игроков на рынке автострахования в 2009 году не произошло.

Сергей Денисенко:
— В период кризиса мы сохраняли свои тарифы на адекватном рынку уровне, не прибегая к демпинговым инструментам, активно используемым рядом игроков отрасли. Во многом благодаря этому нам удалось сохранить стабильные финансовые позиции и обеспечить необходимый поток выплат, что, в свою очередь, способствовало укреплению нашей репутации и притоку клиентов, которые рассматривали «Ингосстрах» в качестве «островка безопасности» и источника дополнительных финансовых гарантий в период кризисной нестабильности.

В конце года действующие страховщики были вынуждены повысить тарифы, чтобы адаптироваться к новой рыночной реальности, и «Ингосстрах» также не был исключением. Что касается специальных программ, то мы пошли по пути разумной рационализации и стали более широко предлагать продукты с франшизой, а также комбинированные полисы, включающие каско и страхование имущества. Такие «антикризисные» продукты позволили нам предложить своим клиентам выгодную цену, при этом, что особенно важно, сохранив качество страховой защиты и реальное покрытие рисков, которое зачастую фактически отсутствовало у активно демпинговавших страховщиков.

Нина Бутенко, директор филиала ЗАСО «ЭРГО Русь» в г. Ростове-на-Дону:
— Страховые компании, работающие на результат и в интересах своих клиентов, выставляют рыночные тарифы, которые, безусловно, могут обеспечить формирование резервов, необходимых для выполнения обязательств по договору страхования. Другие же компании стали друг с другом соревноваться в снижении тарифа, стараясь любой ценой привлечь клиента. Эти компании очень тяжело будут переживать этот год, а некоторые, скорее всего, и не выживут. Уж очень много долгов у них накопилось. Хочется обратиться к потенциальным клиентам: дешевый сыр сами знаете, где бывает.

Помимо отказа ведущих страховщиков от демпинга развитие рынка добровольного автострахования характеризуется еще одной тенденцией: страхователи стали более требовательно подходить к вопросу выбора страховой компании.

Андрей Уланов, директор Южной дирекции СК «РОСНО»:
— Требования к клиентам и условия страхования не изменились. Скорее, изменился подход самих клиентов к выбору страховщика. Минувший год продемонстрировал, насколько важна устойчивость и платежеспособность компании, уровень клиентского сервиса, готовность выполнять взятые на себя обязательства.

Условия, которые предлагают своим клиентам страховщики, остались прежними: скидки для опытных водителей, понижающие коэффициенты за безаварийное вождение и т. д. А вот молодым и неопытным водителям не повезло.

Роман Яблочкин:
— Многие страховые компании ужесточили свои требования к определенным категориям своих клиентов, в особенности это касается молодых и начинающих водителей со стажем вождения до 3 лет.

Сергей Денисенко:
— В целом требования к клиентам и условия страхования остались прежними. Основные изменения коснулись тарифов, а также наполненности полисов дополнительными услугами. Многие игроки рынка смогли снизить цены для потребителей именно таким путем, максимально «облегчив» стандартные страховые пакеты и оставив лишь необходимые услуги. Что касается «Ингосстраха», то мы изначально предоставляли своим клиентам право выбора необходимых дополнительных услуг, эта возможность сохранилась и в настоящее время.

Снижая стоимость страхования, страховщики убирают дополнительные услуги и вводят франшизу. Полис каско, который раньше предполагал защиту автомобиля от всех возможных рисков, теперь покрывает только самые серьезные убытки.

Нина Бутенко:
— Начинается процесс переосмысления самой сущности страхования. Ведь страхование практически во всем мире существует для компенсации катастрофических рисков. Катастрофа применительно к каско — это потеря автомобиля или такое его разрушение, которое невозможно или весьма затруднительно быстро компенсировать из бюджета семьи или предприятия. У нас же страхуют «косметические» риски, т. е. царапины, сколы, небольшие вмятины. Средняя стоимость восстановления этого ущерба лежит в пределах 5—6 тыс. руб. Однако же за такое страхование клиенты сначала переплачивают примерно такие же деньги при заключении договора страхования, а затем начинают терять время на оформление документов, прохождения экспертиз, посещения офиса страховщика и тому подобные процедуры. А на следующий год, при продлении договора страхования страховка для такого водителя увеличится на 10—15%. И сейчас, чтобы сэкономить время, деньги, нервы, страхователи все более охотно покупают такую опцию, как франшиза. Страховщику просто необходимо в доступной форме объяснить все плюсы покупки этой опции.
Вопрос в том, выиграют ли от подобной экономии клиенты страховых компаний. Скупой, как известно, дважды платит.

Наталья АНДРЕЕВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля