По данным Федеральной службы страхового надзора РФ, в 2009 году страховыми компаниями на всей территории России было заключено договоров страхования средств автотранспорта на сумму 137,63 млрд руб., в том числе, на территории Южного федерального округа на сумму 6,53 млрд.
Сергей Денисенко, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Ростове-на-Дону:
— По данным экспертов «Ингосстраха», по итогам прошлого года рынок каско в целом сократился примерно на 19%. Однако если сравнивать отдельные показатели страховщиков, то здесь ситуация неоднозначна. На фоне общего падения объемов сборов, крупные и стабильные страховщики, тем не менее, получили прирост по каско. В частности, у «Ингосстраха» прирост сборов по этому сегменту в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 6%. В основном это стало возможным благодаря дополнительному притоку клиентов от менее надежных в финансовом отношении страховщиков. К сожалению, прогнозы на 2010 год также далеки от оптимизма: рынок каско в 2010 году покажет снижение объемов сборов примерно на уровне 14%.
Сборы по каско у лидирующих на рынке страховых компаний не уменьшились, а в некоторых случаях — даже выросли. В первую очередь это связано с разумной тарифной политикой и добросовестностью в отношении выплат, считают страховщики. Кроме того, для привлечения клиентов страховщики разработали специальные «антикризисные» предложения.
Роман Яблочкин, заместитель директора по операционной поддержке Краснодарского филиала ОСАО «Россия»:
— Среди существенных изменений на рынке автострахования за прошедший год можно отметить отказ ряда страховщиков, в том числе входящих в топ-20, от применения демпинговых тарифов.
Активно рекламируемые многими страховыми компаниями специальные программы автострахования в большинстве случаев сводились к снижению стоимости полисов за счет сокращения рисков, входящих в страховое покрытие, или предполагали доплату страховой премии при наступлении второго и последующих страховых случаев. Существенного изменения базовых тарифных ставок у основных игроков на рынке автострахования в 2009 году не произошло.
Сергей Денисенко:
— В период кризиса мы сохраняли свои тарифы на адекватном рынку уровне, не прибегая к демпинговым инструментам, активно используемым рядом игроков отрасли. Во многом благодаря этому нам удалось сохранить стабильные финансовые позиции и обеспечить необходимый поток выплат, что, в свою очередь, способствовало укреплению нашей репутации и притоку клиентов, которые рассматривали «Ингосстрах» в качестве «островка безопасности» и источника дополнительных финансовых гарантий в период кризисной нестабильности.
В конце года действующие страховщики были вынуждены повысить тарифы, чтобы адаптироваться к новой рыночной реальности, и «Ингосстрах» также не был исключением. Что касается специальных программ, то мы пошли по пути разумной рационализации и стали более широко предлагать продукты с франшизой, а также комбинированные полисы, включающие каско и страхование имущества. Такие «антикризисные» продукты позволили нам предложить своим клиентам выгодную цену, при этом, что особенно важно, сохранив качество страховой защиты и реальное покрытие рисков, которое зачастую фактически отсутствовало у активно демпинговавших страховщиков.
Нина Бутенко, директор филиала ЗАСО «ЭРГО Русь» в г. Ростове-на-Дону:
— Страховые компании, работающие на результат и в интересах своих клиентов, выставляют рыночные тарифы, которые, безусловно, могут обеспечить формирование резервов, необходимых для выполнения обязательств по договору страхования. Другие же компании стали друг с другом соревноваться в снижении тарифа, стараясь любой ценой привлечь клиента. Эти компании очень тяжело будут переживать этот год, а некоторые, скорее всего, и не выживут. Уж очень много долгов у них накопилось. Хочется обратиться к потенциальным клиентам: дешевый сыр сами знаете, где бывает.
Помимо отказа ведущих страховщиков от демпинга развитие рынка добровольного автострахования характеризуется еще одной тенденцией: страхователи стали более требовательно подходить к вопросу выбора страховой компании.
Андрей Уланов, директор Южной дирекции СК «РОСНО»:
— Требования к клиентам и условия страхования не изменились. Скорее, изменился подход самих клиентов к выбору страховщика. Минувший год продемонстрировал, насколько важна устойчивость и платежеспособность компании, уровень клиентского сервиса, готовность выполнять взятые на себя обязательства.
Условия, которые предлагают своим клиентам страховщики, остались прежними: скидки для опытных водителей, понижающие коэффициенты за безаварийное вождение и т. д. А вот молодым и неопытным водителям не повезло.
Роман Яблочкин:
— Многие страховые компании ужесточили свои требования к определенным категориям своих клиентов, в особенности это касается молодых и начинающих водителей со стажем вождения до 3 лет.
Сергей Денисенко:
— В целом требования к клиентам и условия страхования остались прежними. Основные изменения коснулись тарифов, а также наполненности полисов дополнительными услугами. Многие игроки рынка смогли снизить цены для потребителей именно таким путем, максимально «облегчив» стандартные страховые пакеты и оставив лишь необходимые услуги. Что касается «Ингосстраха», то мы изначально предоставляли своим клиентам право выбора необходимых дополнительных услуг, эта возможность сохранилась и в настоящее время.
Снижая стоимость страхования, страховщики убирают дополнительные услуги и вводят франшизу. Полис каско, который раньше предполагал защиту автомобиля от всех возможных рисков, теперь покрывает только самые серьезные убытки.
Нина Бутенко:
— Начинается процесс переосмысления самой сущности страхования. Ведь страхование практически во всем мире существует для компенсации катастрофических рисков. Катастрофа применительно к каско — это потеря автомобиля или такое его разрушение, которое невозможно или весьма затруднительно быстро компенсировать из бюджета семьи или предприятия. У нас же страхуют «косметические» риски, т. е. царапины, сколы, небольшие вмятины. Средняя стоимость восстановления этого ущерба лежит в пределах 5—6 тыс. руб. Однако же за такое страхование клиенты сначала переплачивают примерно такие же деньги при заключении договора страхования, а затем начинают терять время на оформление документов, прохождения экспертиз, посещения офиса страховщика и тому подобные процедуры. А на следующий год, при продлении договора страхования страховка для такого водителя увеличится на 10—15%. И сейчас, чтобы сэкономить время, деньги, нервы, страхователи все более охотно покупают такую опцию, как франшиза. Страховщику просто необходимо в доступной форме объяснить все плюсы покупки этой опции.
Вопрос в том, выиграют ли от подобной экономии клиенты страховых компаний. Скупой, как известно, дважды платит.
Наталья АНДРЕЕВА
БРОНЯ для железного коня
По данным ФССН, по итогам 2009 года российский страховой рынок сократился на 7%. Однако по этой цифре нельзя судить об истинном положении дел у страховщиков, так как в общие сборы включены премии по обязательному медицинскому страхованию. Если сборы по ОМС не учитывать, то ситуация намного хуже — практически по всем добровольным видам страховой рынок «просел» в среднем на 20—30%. Сегмент добровольного автострахования (каско) — не исключение.
19.05.2010
12:02
Реальный бизнес, Ростов-на-Дону