"ДП" стало известно, что лидеры рынка каско (страхование транспорта от угона и ущерба) обмениваются между собой базой убыточных клиентов. Среди компаний -- "РЕСО-Гарантия", "Росгосстрах", "Ренессанс страхование", а также "Югория" и "Регион".
Инициаторы создания базы -- отделы служб безопасности компаний, они ее создавали неофициально, на личных договоренностях. Поэтому официальные запросы "ДП" могли стать для части топ-менеджеров неожиданными. Так, в "Ренессанс страховании" отрицают участие в данной базе, отметив, что компании обмениваются информацией по отдельным запросам.
Законно или нет
В эту базу попадают автовладельцы, у которых произошел угон или гибель машины. В ней есть два обязательных поля -- марка машины и VIN-номер. Также по желанию страховщик может ввести в базу Ф. И. О. владельца, а также описать особенности ДТП или угона. По данным Владимира Хомякова, директора по экономической безопасности СК "Регион", всего в базе около 10 тыс. машин, в ней находятся данные с 2008 г.
"Информация, содержащая Ф. И. О., -- это персональные данные, и если она доступна другим юрлицам без письменного согласия клиента, то Закон "О защите персональных данных" нарушается, -- уверен партнер юридической фирмы "Дювернуа Лигал" Игорь Гущев. -- Что касается отдельно VIN-номера, то здесь нарушение закона неочевидно".
Андрей Марунич, глава управления безопасности "РЕСО-Гарантия" по Северо-Западу, успокаивает, говоря, что база создана только для внутреннего пользования. "Там дана объективная обезличенная информация, чтобы компаниям не подпасть под действие Закона "О защите персональных данных", -- говорит он. По данным Андрея Марунича, базу нельзя назвать стоп-листом, так как запретов она не налагает. "Вероятно, если автовладелец неаккуратно водит и регулярно разбивает машины либо у него часто их угоняют, компания выставит для него высокий тариф", -- заключает он.
Глава петербургского УФАС Олег Коломийченко не стал комментировать базу страховщиков.
Приглашены все
Участники рынка говорят, что все страховщики приглашены в этот проект, но, чтобы в него попасть, необходимо отдать свою базу угнанных и разбитых машин. "В некоторых филиалах такую инициативу запрещает головной офис, в других отсутствует нормальная коммуникация между отделами IT и службой безопасности", -- полагает Владимир Хомяков.
Попытки скоординировать действия служб безопасности страховых компаний предпринимались регулярно. В 2008 г. около 40 страховщиков решили обмениваться информацией. В результате получилось что-то вроде чата между службами безопасности, в нем каждая компания сообщала об интересных, с ее точки зрения, случаях.
Часть опрошенных страховщиков не знали о новой базе клиентов или не были готовы передать свою. "Такая база снизит убыточность, но непонятен ее статус, -- говорит Валерий Луньков, директор филиала "Оранта". – Мы опасаемся репутационных рисков".
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты.
Георгий КАРЧИК
Комментарий
Совершенные списки не создать
Евгений Дубенский, Президент союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада:
– Эта база решает только часть общей проблемы мошенничества. Необходимы легальные методы воздействия не только на недобросовестных клиентов, но и на посредников, агентов и прочих участников страховой сделки, а не только подозрительных клиентов по каско. Такие базы лишь пугают ФАС и общества защиты прав потребителей. Мы рассматриваем эту проблему в комплексе и к осени текущего года планируем внедрить новый механизм на Северо-Западе.
Александр Гребенко, Генеральный директор ООО "Кредитный и финансовый консультант":
– У банковского сообщества Петербурга есть неофициальная база по неблагонадежным клиентам. Доступ к ней более простой, чем в бюро кредитных историй (БКИ). Но данные в ней субъективны. Официальная информация в БКИ также несовершенна. В базу может попасть клиент, который подал заявки на кредит одновременно в несколько банков. Также там находятся заемщики, допустившие незначительные просрочки во время финансового кризиса.