Первый вывод состоит в том, что новая система реально заработала. В 2012 году страхованием было охвачено 18,5% посевной площади, в 2013 году охват ожидается на том же уровне. Показатели соответствуют мировой практике и превышают значения для ряда стран, где агрострахование было организовано государством в середине прошлого десятилетия (в Китае охват равен 15%, в Индии - 14%). В сентябре 2013 года запущена господдержка страхования сельхозживотных. Всего компаниями Национального союза агростраховщиков (НСА) за период с 1 января 2012 по 1 ноября 2013 года застраховано 5,7 тыс. хозяйств.
Второй значимый вывод состоит в том, что система агрострахования с господдержкой из теневого сектора экономики, какой она фактически являлась еще несколько лет назад, постепенно трансформируется в систему реальной страховой защиты.
В-третьих, все участники - органы АПК, страховщики, аграрии, - едины во мнении, что система нуждается в дополнительной настройке и корректировке. Однако существующие оценки в целом сводятся к тому, что кардинальной перестройки системы не требуется.
Важный критерий оценки эффективности системы - ее участие в возмещении убытков. Напомним, что действующая система основана на покрытии катастрофического - то есть опустошительного для предприятия - убытка, определенного соответственно критериям Соглашения по сельскому хозяйству ВТО (п. 7-8 Приложения №2 к Соглашению): страховым случаем признается гибель более 30% посевов хозяйства.
Сегодня можно квалифицированно судить о том, как сработало страхование яровых посевов 2012 года. Компании НСА заключили 1,8 тыс. договоров, полученная премия составила 3,1 млрд рублей. Убытки понес почти каждый третий аграрий. Поступило около 500 заявлений, страховыми признаны порядка 400 случаев, выплаты составили 1,6 млрд руб., или около 80% от заявленного ущерба.
Для сравнения, федеральный бюджет выделил на прямую помощь пострадавшим аграриям в 2012 году 6 млрд рублей. С учетом доли посевов, застрахованных компаниями НСА, уровень страховых выплат на 1 га застрахованных площадей был в 2 раза выше, чем обеспечил бюджет.
В 2013 году акцент в работе НСА был сделан на ускоренной выплате безусловно причитающейся части страхового возмещения до поступления пакета документов. Такая возможность была заранее предусмотрена стандартными правилами НСА, и опыт действий в условиях чрезвычайной ситуации на Дальнем Востоке показал ее важность. В итоге из 284 аграриев, заявивших убытки компаниям НСА до 1 ноября 2013 года, почти каждый третий уже получил на эту дату часть страховой выплаты. Общая сумма выплат составила 0,2 млрд руб.
Катастрофические события на Дальнем Востоке со всей очевидностью обнаружили серьезные проблемы с уровнем застрахованности хозяйств, что также свидетельствует о необходимости регулировки нормативной базы, корректирующей систему.
Дело в том, что при выработке модели условия агрострахования были заданы в общих рамках. Единые же стандарты не могли быть внедрены в силу отказа от идеи единого системообразующего объединения агростраховщиков. Не была также предусмотрена стандартизация условий предоставления субсидий, следствием чего стало крайне неравномерное развитие сегмента даже в соседних субъектах РФ. Многие методологические и процедурные вопросы решались уже после запуска системы или не решены до сих пор.
Однако ведущееся сейчас обсуждение показывает, что ожидания и государства, и аграриев, и страховщиков несколько шире. Все стороны хотели бы видеть страхование в качестве одного из главных механизмов возмещения потерь аграриев. Именно с этим связан запрос на механизм вмененности, на расширение охвата площадей.
Так, 30 ноября министр сельского хозяйства Николай Федоров выразил позицию министерства, которая заключается в том, что предоставление государственной поддержки должно быть увязано с наличием договоров агрострахования. «Вы хотите иметь государственную поддержку погектарную, на инвестиционные проекты? Застрахуйте ваши поля, ваших животных. Это нормально, цивилизованно», - цитирует главу Минсельхоза РФ РИА «Новости».
Со стороны аграриев имеются пожелания расширения страхового покрытия, упрощения процедур и снижения стоимости страхования. Страховщиков, в свою очередь, беспокоит хроническая задержка средств субсидий в большинстве субъектов РФ, немотивированные отказы в субсидировании и высокая убыточность страхования в ряде регионов.
По всей видимости, именно эти направления и будут определять дальнейший вектор направления развития агрострахования. При этом было бы ошибкой возложить все риски на государство. Создание госкомпании, отвечающей масштабам страны, потребовало бы значительных дополнительных средств, заметно превосходящих ежегодные расходы бюджета на прямую компенсацию потерь АПК от чрезвычайных ситуаций. Однако нет никаких оснований полагать, что госмонополия позволит решить названные выше проблемы, снизить бюрократизм процедур, повысить качество обслуживания аграриев. Зарубежная практика показывает, что государственное агрострахование в стране с разнообразием агроклиматических условий не является эффективным решением и требует постоянного дотирования. В то же время частно-государственное партнерство с работой страхового рынка на основании единых стандартов и правил позволяет развивать и адаптировать страховую систему к любым экономическим реалиям и запросам.
Урожай при любой погоде
Двухлетний период применения системы агрострахования с господдержкой, введенной профильным Законом 260-ФЗ с 1 января 2012 года, позволяет подвести некоторые предварительные итоги и сделать определенные выводы. Мировая практика свидетельствует, что адаптация сельхозотрасли к изменению системы страхования занимает не менее трех-пяти лет. Тем не менее вопрос о том, куда дальше следует развиваться агрострахованию, справедливо ставится руководителями разных уровней, аграрным и страховым сообществами.