Re: риски возвращаются

Угрозы. Вторичный рынок российских рисков сер, слаб и зачастую экономически неадекватен. Он – одно из главных уязвимых мест страховой индустрии. «Ф.» прошелся по критическим точкам отечественного перестрахования.

15:05
Финанс.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала событием экстраординарным для российского рынка страхования. Объем возмещения по этому случаю может стать рекордным – лимит покрытия согласно договору составляет 200 млн долларов. Как сообщил «Ф.» член правления «Русгидро» Константин Бессмертный, компания «Росно» уже начала выплату страховых компенсаций. «Выплаты осуществляются по согласованному графику. Точная сумма полученного возмещения не разглашается», – заявил он. Эти средства, по его словам, направляются на финансирование ремонтных работ, реконструкцию, закупку и монтаж нового оборудования. При этом он уточнил, что общая сумма затрат на восстановление станции будет больше, чем возмещение. Впрочем, окончательный объем компенсации сторонами также не озвучивается. Известно лишь, что на собственном удержании «Росно» оставило всего 0,8% покрытия, а остальную часть переложило на пул перестраховщиков, лидером которого является Munich Re. Разумеется, без участия перестраховщиков покрывать убытки подобного масштаба даже такой крупной компании, как «Росно», невозможно.
Правда, информацию о том, в какой степени перестраховщики участвуют в уже прошедших траншах, ни «Росно», ни «Русгидро» не раскрывают, ссылаясь на конфиденциальность. По словам Дмитрия Бейгула, генерального директора страхового брокера «Малакут», есть несколько вариантов выплаты компенсации. Все зависит от того, какая процедура прописана в договоре при размещении рисков в перестрахование. Одна из схем предполагает, что страховая компания сама выплачивает полную сумму ущерба, а потом ее гасят перестраховщики – согласно пропорциям, зафиксированным в договоре. Это самый невыгодный вариант, особенно если убыток большой. Чтобы выплатить возмещение, страховщику может даже потребоваться кредит. Более распространена другая схема. Страховщики и перестраховщики совместно анализируют страховой случай, изучают документы и согласовывают суммы выплат. Когда все вопросы урегулированы, компенсация выплачивается одновременно страховой компанией и перестраховщиками в соответствии с долями, установленными в договоре. Как правило, это происходит в течение 30 дней после принятия решения. Но если сумма ущерба очень значительная, выплаты могут проводиться поэтапно в течение нескольких лет.
Авария, произошедшая 17 августа, еще раз доказала, что даже самые невероятные события могут стать вполне реальными и обернуться значительными расходами. И грамотно выстроенная перестраховочная схема – единственная защита от финансового краха. Но как кому-то из клиентов страховые услуги кажутся слишком дорогими, так и страховщики стремятся экономить на перестраховании, умаляя свою устойчивость.

Риски на Запад

На мировые перестраховочные рынки и прежде попадала весьма ограниченная часть российских премий. В прошлом году, по данным Росстрахнадзора, она составила 54,8 млрд рублей. Но в нынешнем сумма может серьезно уменьшиться. «Стремление основных крупных российских страховщиков оптимизировать свои расходы на перестраховочную защиту привело к тому, что лидерами российских облигаторных программ являются несколько крупных западных перестраховщиков, которые стремятся ограничить кумуляцию по крупным рискам, вводя соответствующие ограничения», – рассказывает Сергей Третьяков, заместитель начальника управления исходящего перестрахования «Росно».
Однако большинству российских компаний в условиях падения сборов элементарно не хватает средств на защиту собственных рисков. Перестрахование на европейских площадках, даже при неизменных тарифах, для них недоступно. Тем более что далеко не все тарифы остались неизменными – по отдельным, особенно убыточным, линиям бизнеса идет удорожание. Таким сегментом, по словам Дмитрия Бейгула, стало, в частности, авиационное перестрахование – тарифы здесь выросли примерно на 20%. А для отдельных страховщиков, если их перестраховочные контрагенты получили убытки в 2009 году, и того больше – до 30%.
Для российских компаний это ощутимый удар, авиационные риски чаще других перестраховываются: количество авиационных происшествий не уменьшается, а возмещение по ним исчисляется миллионами долларов. Одна из крупнейших выплат последнего времени связана с авиакатастрофой, произошедшей 14 сентября 2008 года. Тогда разбился Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший рейс Москва – Пермь. Погибли 88 человек. Кэптивный страховщик «Аэрофлота» – компания «Москва» – выплатила родственникам погибших около 110 млн рублей. Ощутимые убытки приносят не только масштабные трагедии с десятками жертв. Например, той же «Моск¬ве» пришлось расплачиваться по страховому случаю, который произошел 30 июня 2008 года. Тогда на разбеге при выполнении рейса Санкт-Петербург – Моск¬ва произошло «нелокализованное разрушение авиадвигателя» у Ту-154. В результате самолет получил серьезные повреждения, а сумма страхового возмещения составила свыше $1,3 млн. По данным «Москвы», в договоре перестрахования по этому случаю участвовал целый пул компаний – «АльфаСтрахование» (8,8%), «Ингосстрах» (17,5%), «Росгосстрах» (4,4%). 13,1% разместил за рубежом международный брокер Willis.
Но если тарифы по авиационному перестрахованию повысились для всех стран то риски, связанные с электроэнергетикой, подорожали исключительно для России. Причина не только в катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС. По словам экспертов, за последние пару лет в этой отрасли произошло несколько серьезных аварий, по которым выплачивались очень значительные суммы. Только у «АльфаСтрахования» и только в первой половине прошлого года выплаты по объектам электроэнергетики составили около 235 млн рублей. Это без учета пожара на печально известной подстанции «Чагино» в Москве в 2008 году – там ущерб приближается к двум миллиардам рублей. Да и в гидроэнергетике авария на Саяно-Шушенской ГЭС хотя и самая крупная, но не единственная. В частности, в декабре прошлого года «Капитал Страхование» выплатил «Русгидро» более 13,7 млн рублей аванса в связи с повреждением Гунибской ГЭС, пострадавшей в результате экстремального паводка в июле 2009-го. Впрочем, и само руководство «Русгидро» учло уроки прошлого года. По новому договору, заключенному с «Капитал Страхованием», значительно расширены лимиты покрытия. «В 2010 году лимит возмещения по каждому страховому случаю увеличен по сравнению с 2009-м в три раза – с 200 до $600 млн», – рассказал «Ф.» Константин Бессмертный. По его словам, страховой тариф вырос для компании на 10% – с 0,21 до 0,23% от стоимости застрахованного имущества.

Схемный бизнес

Если зарубежные перестраховочные площадки недоступны многим в силу своей дороговизны, то российский рынок отталкивает своей непрозрачностью и ограниченной емкостью. «Все наши перестраховочные компании по меркам мировой индустрии просто карлики. Да и доверие к большинству из них, честно говоря, невысокое», – признает директор по андеррайтингу и перестрахованию группы «Согаз» Дмитрий Талаев.
Скандалы подорвали авторитет российских перестраховщиков. Чего стоит хотя бы история с «Золотым гарантом». В августе прошлого года компания попала в поле зрения департамента экономической безопасности МВД России. В официальном сообщении ведомства говорилось, что она «занималась незаконным обналичиванием и выводом денежных средств за рубеж через оказание фиктивных страховых услуг», а ее незаконный оборот только в 2009 году превысил 50 млрд руб¬лей. В офисах компании сотрудники МВД изъяли документы свыше 200 фирм-«однодневок», поддельные печати госорганизаций, коммерческих банков, страховых компаний, кредитные карточки, оформленные на подставных лиц, паспорта и другие документы.
Росстрахнадзор отозвал лицензию у «Золотого гаранта» в августе прошлого года. А ведь до этого компания несколько лет входила в число лидеров российского перестраховочного рынка. По итогам 2008 года она занимала третью строчку, ее сборы по входящему перестрахованию составляли свыше 2,2 млрд руб¬лей. За прошлый год с рынка ушли и другие недавние лидеры: Универсальное перестраховочное общество, Средневолжская перестраховочная компания. В этом году отозваны лицензии еще у двух операторов, входивших в десятку, – «Искусства страхования» и «Микора-Ре», еще у одного – «Итермы» – лицензия приостановлена. По оценкам гендиректора Транссибирской перестраховочной корпорации Ирины Постниковой, на компании, потерявшие лицензии в 2009-м и начале 2010 года, приходится 40% валовых перестраховочных премий за 2008-й. Арифметика здесь дружна с географией: как рассказал заместитель руководителя Росстрахнадзора Олег Пилипец, почти четверть своих рисков российские страховщики в 2008 году передали в такие «экзотические» страны, как Уругвай и Киргизия. При этом в Великобританию ушло 22% от общей премии, в Германию – 18%. Олег Пилипец предупреждает, что Росстрахнадзор будет тормозить вызывающие подозрение перестраховочные сделки через суд. Впрочем, несмотря на все усилия ведомства, по оценкам экспертов, доля схем в российском перестраховании все еще составляет около 40%.

Кризисное ускорение

Рынок российского перестрахования начал сжиматься еще несколько лет назад, с 2006 года, когда ФССН развернула борьбу за чистоту рядов. Кризис ускорил процесс. В прошлом году, по данным службы, компании передали в перестрахование премии в объеме 97,8 млрд рублей. Российскому сегменту рынка досталось 43 млрд, что на 20% меньше, чем в 2008-м. Примечательно, что универсальные компании потеряли, по оценкам экспертов, меньше премий, чем специализированные перестраховщики.
Причин тому достаточно. Внутренний спрос на перестрахование напрямую зависит от развития самого страхового рынка. «Страховые компании демпингуют, стремясь в сложное время увеличить свой кассовый поток, а мы, перестраховывая этот поток, не можем диктовать свои условия», – говорит первый заместитель гендиректора «Капитал Перестрахования» Александр Королев. Особенно просели те компании, в портфелях которых была значительная доля перестрахования авто. «У отдельных страховщиков автопортфель сократился на 30%, это повлияло и на связанных с ними перестраховщиков», – говорит Дмитрий Бейгул. По его оценкам, в разы сократился и объем рисков, связанных с ответственностью за неисполнение госконтрактов, а это тоже была ниша для многих операторов. Существенно сократилась и доля личного страхования в перестраховочных портфелях.
Пошла острая ценовая конкуренция, которая затронула прежде всего имущественные виды. «Только с конца 2008-го по середину 2009 года ставки снизились почти в 2–2,5 раза! Основная причина – ужесточение борьбы за клиентов, за сохранение и поддержание портфелей», – подтверждает заместитель гендиректора «Юнити Ре» Дмитрий Гармаш. «Главная беда российского рынка – экономия на тарифах в перестраховании. Это в первую очередь касается мелких и средних компаний. Они недооценивают, насколько их устойчивость зависит от качества перестрахования. Если они плохо перестрахуют или недоперестрахуют свои риски, то не смогут отвечать и по убыткам», – говорит Александр Королев. Это очень опасная политика. Да и сами перестраховщики при снижении тарифов и росте убыточности рискуют оказаться в ситуации, когда объем убытков перестанет соответствовать той премии, которую они получили. У них просто не хватит резервов для покрытия ущерба.

Опасная взаимность

Пока специализированные перестраховщики выпадают из обоймы лидеров, универсальные компании, имеющие перестраховочные лицензии, укрепляют свои позиции. Их доля в общем объеме сборов в прошлом году выросла. Собственно, они всегда довольно успешно конкурировали благодаря более значительному объему собственных средств и перестраховочных емкостей и международному авторитету. Среди лидеров – «Согаз», «Капитал Страхование», «Росно». «Российские страховщики иногда могут себе позволить подписывать входящий бизнес по более низким ставкам, чем их коллеги из профессиональных перестраховочных обществ, поскольку у страховщиков всегда имеется портфель «прямых» страховых рисков с более высокими ставками, – говорит Дмитрий Бейгул. – Департаменты перестрахования вновь рассматриваются как подразделения, которые могут зарабатывать деньги, – опять появились планы по сборам. Они вынуждены «искать бизнес» у коллег по рынку». По словам эксперта, на этапе проведения крупных тендеров компании могут создавать негласные «одноразовые альянсы», поддерживая друг друга перестраховочной емкостью. «Универсальные операторы для наращивания оборотов начали активнее заниматься перестрахованием, за счет чего сглаживали падение премий по прямому бизнесу», – комментирует Дмитрий Гармаш. А это рискованная стратегия. По словам директора московского филиала компании «Находка Ре» Эллы Платоновой, срабатывает кризисная психология многих топ-менеджеров: «Деньги любой ценой сегодня, а завтра видно будет». «В кризисное время многие из них произвели переоценку не в пользу надежной защиты собственных рисков, а в пользу получения дополнительных потоков по входящей премии, не думая о том, что вместе с входящим бизнесом придут и убытки», – комментирует Элла Платонова.
Есть и другая тенденция, которая вызывает опасение. В условиях кризиса часть российских страховых компаний пытается любыми способами оптимизировать расходы на перестрахование. Кто-то за счет снижения тарифов, а кто-то путем собственного удержания по отдельным линиям бизнеса. Даже несмотря на ухудшение своего финансового положения.
Впрочем, у страховщиков есть свои аргументы, и достаточно весомые. Емкость российского рынка перестрахования всегда была очень ограниченной, а в условиях кризиса она «схлопнулась». Да и финансовое положение ряда перестраховочных компаний серьезно ухудшилось. «Страховщики в такой ситуации просто вынуждены пересматривать секьюрити-листы. Наша компания сократила его в разы. И, возможно, сократит еще больше. Так же поступили и другие крупные компании. Дополнительными емкостями, которые мы предоставляем друг другу, фактически замещаются компании, которые выходят из списков партнеров», – рассказывает Дмитрий Талаев из «Согаза». «Есть среди российских перестраховщиков, конечно, надежные и достойные. Мы работаем и с Русским перестраховочным обществом, и с «Транссиб Ре», но и их емкости несопоставимы с лидерами мирового рынка», – уточняет он. По его словам, общие расходы «Согаза» на перестрахование в прошлом году увеличились. Это связано с крупными инфраструктурными проектами, которые требуют достаточно затратного факультативного перестрахования. И эти риски компания в значительной степени размещает на западных рынках. «Большее количество рисков мы оставляем на собственном удержании. Но это не связано с кризисом, а скорее обосновано финансовыми возможностями компании. Прежде чем принимать такое решение, проводились серьезные расчеты, моделировались разные сценарии убытков по тому или иному виду страхования», – уверяет Дмитрий Талаев. Впрочем, он допускает, что так поступают далеко не все компании.
А нужен ли России собственный рынок перестрахования? Большинство экспертов, да и сами страховщики, говорят: «Нужен». Дело в том, что далеко не все «российские риски» можно разместить на Западе. Взять, к примеру, страхование ответственности по госконтрактам или ответственности строительных СРО. «Существует определенный спектр рисков, которые либо плохо перестраховываются, либо вообще не перестраховываются за рубежом. Есть риски не очень крупные, которые выгоднее размещать внутри страны»,– уточняет Александр Королев. Он убежден, что перспективы российского рынка на ближайшее время связаны с пространством СНГ. В прошлом году отечественные перестраховщики получили от них значительную долю премии. По оценкам надзора, около четверти всей входящей премии было получено от нерезидентов. В основном это страны СНГ, а также Юго-Восточной Азии и Южной Америки. «Из стран СНГ по переданной на российский рынок премии лидируют Казахстан, Азербайджан, Украина, Белоруссия. В меньшей степени вовлечены Узбекистан, Молдова и Киргизия», – уточняет Александр Королев. Правда, есть и препятствия. Например, на Украине существует запрет на работу с компаниями из стран, не входящих в ВТО. Тем не менее, по словам эксперта, российские перестраховщики готовы действовать и на этих рынках: «Например, у «Капитал Перестрахования» есть облигаторный договор защиты нашего портфеля по рискам ретрацессии, который мы покупаем у западных перестраховщиков с высокими рейтингами. Его максимальная емкость $100 млн. Он покрывает риски компаний из стран СНГ, в том числе украинские и казахстанские». Александр Королев убежден, что российский рынок перестрахования должен идти по пути интеграции в международное пространство, а не оставаться локальным или сугубо национальным. А для этого он должен очищаться, капитализироваться, расширять свое поле.

– Поможет ли увеличение капитализации?

Госдума приняла закон, который повышает минимальную планку уставного капитала для перестраховочных компаний до 480 млн рублей. «Ф.» поинтересовался у участников рынка, как эта мера на него повлияет и многих ли «отфильтрует».

Элла Платонова, заместитель генерального директора по стратегическому развитию компании «Находка Ре»:

– Полагаю, что для ряда компаний это станет не простым испытанием. В первую очередь это коснется региональных операторов. Тем, кто стремится выйти на международный уровень развития, увеличение уставного капитала до $16,5 млн станет одной из ступеней к требуемому уровню. Например, по мнению Fitch, чтобы вновь созданная компания могла быть жизнеспособным игроком на глобальном рынке перестрахования, ее капитал должен составлять не менее $500 млн. И хотя рейтинговые агентства часто бывают правы, нам все-таки следует учитывать, что российскому рынку перестрахования не 200 и не 100 лет, а всего лишь 17. И хочется верить, что каждое решение, принимаемое государственными органами, в первую очередь направлено на сохранение и укрепление отечественных рынков, а не наоборот.

Дмитрий Бейгул, генеральный директора страхового брокера «Малакут»:

– Маловероятно, что это решение как-то повлияет на профессиональные перестраховочные общества, которые давно работают на рынке. Возможно, небольшое число страховщиков, имеющих также лицензии на перестрахование, откажутся от этих лицензий, но они и сейчас не играют заметной роли. Можно уверенно сказать, что не будет новых проектов. По крайней мере, таких, где акционеры действительно оплатят уставный капитал «живыми деньгами» и они останутся в распоряжении компании.

Дмитрий Талаев, директор по андеррайтингу и перестрахованию страховой группы «Согаз»:

– Это заставит часть компаний сдать лицензию и прекратить деятельность. Или искать средства, чтобы увеличивать уставные капиталы. В целом я поддерживаю эту меру и считаю ее необходимой и отвечающей интересам рынка. Поскольку этот вид деятельности относится к капиталоемким, и если ты хочешь заниматься перестрахованием, нужно располагать достаточными финансовыми ресурсами. Среди перестраховочных компаний останутся наиболее успешные, с хорошей репутацией, у которых есть возможности для увеличения уставного капитала.

Ирина Постникова, генеральный директор Транссибирской перестраховочной корпорации («Транссиб Ре»):

– Данное решение – это удар по крупному бизнесу, а именно по инвесторам страховщиков и перестраховщиков. Направлено оно на ликвидацию национального страхового рынка: сначала регионального, затем федерального. Даже если отечественные перестраховщики нарастят в четыре раза уставный капитал, им не удастся отработать их перестраховочными премиями на сжимающемся в результате кризиса внутреннем рынке. А для полноценного выхода на международный рынок нужно получить высокие рейтинги и преодолеть множество барьеров, как-то: регистрация в национальных надзорных органах, членство России в ВТО и т.д.
В ближайшие год-два вряд ли что-то изменится. Перестрахование – долгоиграющий бизнес. Основная масса обязательств по заключенному годовому облигаторному договору истекает для перестраховщика лишь через 2,5 года. Возобновления этого года пройдут в обычном режиме, а вот после января 2012-го пусть болит голова у тех, кто предлагал и продвигал такие законы.

Александр Королев, первый заместитель генерального директора «Капитал Перестрахования»:

– Новые требования к уставному капиталу мне не кажутся завышенными. Примерно таким капиталом сегодня и необходимо располагать, чтобы нормально работать. Для нашей компании этот вопрос давно решен – у нас около 1 млрд рублей. Увеличение уставного капитала может стать проблемой для небольших компаний, преимущественно региональных. На деятельность крупных универсальных страховщиков оно не повлияет Однако определенную часть компаний, конечно, затронет, и количество универсальных страховщиков, занимающихся перестрахованием, уменьшится.

Сергей Третьяков, заместитель начальника управления исходящего перестрахования «Росно»:

– Если говорить исключительно о специализированных перестраховочных компаниях, то ту часть из них, которые входят в состав финансовых групп, эти изменения затронут не сильно. В отношении остальных прогнозировать что-либо трудно. В любом случае ужесточение требований к уставному капиталу положительно отразится в долгосрочном периоде на общем состоянии отрасли.

Дмитрий Гармаш, заместитель генерального директора «Юнити Ре»:

– Это решение абсолютно правильное, своевременное и актуальное. На фоне кризиса и сужения рынка оно приведет к дополнительной очень серьезной селекции и, как следствие, консолидации рынка, а последняя является одним из необходимых факторов его дальнейшего развития. Почти семь сотен страховых и три десятка перестраховочных компаний для российского рынка много! Сокращение числа игроков хотя бы на треть приведет к улучшению и качества страховых емкостей, и страховых продуктов, и перестраховочной защиты. По разным оценкам, в ближайшие полтора-два года рынок могут покинуть до 200 универсальных страховщиков. В отношении перестраховщиков прогноз на три-пять лет – останутся всего около 10 компаний, из которых две-три будут действительными лидерами рынка, и, вероятно, не только российского.

Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА

Лидеры по операциям входящего перестрахования в 2009 году
Динамика перестраховочной премии, полученной российскими компаниями

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля