По словам одного из пострадавших клиентов, возмещение ущерба обещают осуществить в течение 30 дней. В настоящее время у офиса страховой компании очереди на подачу заявления ожидают более 100 человек. Однако некоторые СМИ отмечают, что компания «Восхождение» исчезла. Об этом РБК сообщили в управляющей компании Dream Group, которая занимается обслуживанием бизнес-центра «Таволга». Именно в нем должен располагаться офис «Восхождения», но в управляющей компании заявили, что такого арендатора у них нет.
— Юрий Борисович, возможно ли выплатить сумму в полмиллиарда рублей из собственных средств? «Нева» с этим справится?
— Мы не знаем, какие активы у страховой организации. Ситуация следующая: у каждой страховой компании есть специальный показатель, которым контролируется соотношение активов и обязательств. То есть, имеется специальный показатель, который регулярно контролируется страховым надзором, который сейчас осуществляется Банком России. Я специально, готовясь к этому комментарию, открыл сайт Банка России и посмотрел, был ли какой-то конкретный запрос, направленный «Восхождению», или, может быть, какая-то еще информация есть по этой компании.
Пока на сайте Банка России ничего нет. Должен, конечно, сказать, что сайт Банка России малоинформативен, я имею в виду в части страхового надзора. Информации о «Восхождении» практически нет. То, что они ее проверяли, и отчетность ежеквартально предоставляется, и они должны были контролировать это соотношение — это факт. Если это соотношение неудовлетворительно, то соответственно они должны были принимать соответствующие меры.
Поскольку мы ничего об этом не знаем, то по банковской, по финансовой отчетности у них, видимо, было все в порядке, и орган страхового надзора ничего не увидел, поэтому не стал выяснять. Я могу только предполагать, что показатели нормальные, какие нужны, но насколько эти показатели бухгалтерской отчетности соответствуют реальности, то есть существует ли действительно у страховой компании «Восхождение» такое количество реальных активов, чтобы обеспечить выплаты, — этого мы, к сожалению, не знаем.
И, к сожалению, до сих пор у нас контроль над наличием реальных активов у страховых компаний очень затруднен. Поэтому, чтобы ответить на ваш вопрос о том, выплатят они всем, не выплатят, лучше всего обращаться в службу страхового надзора.
— В четверг появились новости о том, что Ростуризм не исключает, что «Нева» нарушила закон о туристической деятельности и защите прав потребителей. Не очень понятно, о чем идет речь, они обратились в силовые органы. Это может как-то повлиять на выплаты?
— Нет, в законе написано, что даже если они умышленно способствовали наступлению страхового случая, то все равно страховщик не освобождается от выплаты возмещения. Правда, он в этом случае потом получает регрессное требование к этой страховой компании. То есть практически отказать в страховой выплате страховщику довольно трудно.
Если страховщик реально обладает деньгами, то они выплатят. Правда, у них на это есть срок: 30 дней на выплаты. Но в большинстве других законов об обязательном страховании ответственности еще и пени достаточно приличные установлены, здесь они законом не установлены. Поэтому будут, конечно, споры в отношении того, применять закон о защите прав потребителей к этому страхованию, или не применять, тут возможны споры. Я не думаю, что какое-то поведение самой «Невы», даже если они умышленно это сделали, не окажет влияние на право получить выплату. Вопрос другой: право у них будет, а получат ли они ее?
«Есть ли у «Восхождения» средства, чтобы обеспечить выплаты, — неизвестно»
Страховая компания начала принимать заявления на возмещение ущерба от клиентов туроператора «Нева». Об этом «РИА Новости» сообщил один из пострадавших клиентов. Профессор Высшей школы экономики, доктор юридических наук Юрий Борисович Фогельсон обсудил тему с ведущей Дарьей Полыгаевой в эфире «Коммерсантъ FM».
17.07.2014
17:31
Коммерсантъ-FM