Нападение произошло вчера в 8.00 МСК. «Московский университет», которым владеет Новороссийское морское пароходство («Новошип»), следовал из Красного моря в Китай с 86 000 т нефти, кому она принадлежит, «Новошип» не сообщил.
«Два маломерных судна с вооруженными людьми предприняли попытку приблизиться к танкеру, открыли огонь», — передал «Новошип» сообщение капитана. Чуть позднее: «Все члены экипажа здоровы, танкер видимых повреждений не имеет, груз не пострадал». В 8.50 МСК связь прервалась. «Новошип» предположил, что пиратам удалось подняться на борт. Танкер захвачен, подтвердил представитель МИД России. Представитель «Новошипа» отказался сообщить ущерб от захвата судна.
Экипаж успел информировать власти, фрахтователей судна и коалиционные ВМС в регионе. Была установлена и прямая связь с российским военным кораблем «Маршал Шапошников», он направился на помощь «Московскому университету». Сможет ли военный корабль помочь быстрому освобождению команды, пока не ясно, отмечает офицер Минобороны. Танкер направляется к Сомали, cказал «Интерфаксу» представитель коалиционных ВМС.
Связи с танкером не будет, пока пираты не дойдут до одной из своих баз, отмечает эксперт ИАА «Морской бюллетень «Совфрахт» Артур Давыденко, т. е. от 12 часов до трех суток. В Аденском заливе есть «безопасный коридор», по которому около 80 судов идут под конвоем военного корабля; все, что за пределами коридора, опасно, продолжает Давыденко, но и это не спасает от пиратов, да и ждать, когда наберется нужное число судов, долго. Можно пойти по альтернативному маршруту, но он на 2-3 недели дольше, это невыгодно. По статистике, в опасных водах пираты нападают на 5% судов, а захватывают не больше 1%, указывает Давыденко: в мировом масштабе это несущественно и не влияет на ставки фрахта.
Но с осени 2009 г. число пиратских инцидентов увеличилось, продолжает он, что тут же сказалось на стоимости страховки судов: с октября она подорожала на 10%.
«Московский университет» застрахован в «Ингосстрахе», сообщил представитель компании. Риски, связанные с пиратством, перестрахованы в иностранных компаниях — российское законодательство запрещает выкупы. Это значит, что переговоры с пиратами, деньги на выкуп (может быть от $2 млн до $10 млн) и его доставка лежат на них, объясняет Давыденко.
Анастасия ДАГАЕВА, Алексей НИКОЛЬСКИЙ, Алексей НЕПОМНЯЩИЙ
Первый российский
Пираты впервые захватили российское судно — танкер «Московский университет». Экипаж состоит из 23 человек, все они граждане России.