Еще несколько лет назад рынок страховых посредников буквально прозябал. Ситуация начала меняться с введением ОСАГО в 2003 году. Массовая продажа полисов при сравнительно небольших комиссионных страховщикам была малоинтересна. Они постепенно отдавали реализацию посредникам -- юрлицам, возглавляемым преимущественно бывшими страховыми агентами. Поэтому продающая инфраструктура была готова к буму каско, начавшемуся в 2007 году.
Миллиардный рынок
В 2009 году страховщики Петербурга собрали по каско 16,9 млрд рублей, по ОСАГО -- 5,7 млрд. По мнению Михаила Меженика, заместителя директора центра корпоративного страхования ООО "СГ "МСК", через посредников проходит до 50-70% договоров по автострахованию, и они в прошлом году собрали около 3 млрд рублей. "Даже крупным страховщикам приходится считаться с посредниками", -- говорит он. Также Михаил Меженик отмечает, что большая часть агентов юрлиц занимается обычной перепродажей, не добавляя дополнительных услуг.
"Продавцы, работающие у МРЭО или в безликих интернет-агентствах, как правило, непрофессиональны и не могут дать грамотную консультацию, -- говорит Алексей Кузнецов, руководитель юридического бюро "Правила страхования". -- Таким конторам безразличны репутация и качество работы".
"Участились случаи мошенничества, когда жулики регистрируют фирму на номинальных директоров, продают полисы и скрываются с деньгами, -- рассказывает Евгений Куликов, директор филиала "Спасские Ворота". – К сожалению, регистрация таких фирм "Страхнадзором" не контролируется".
Плюсы агентств
Впрочем, не все посредники одинаково вредны. У них можно купить полис дешевле, чем напрямую через того же страховщика. Дело в том, что агентствам платятся повышенные комиссионные (до 35-40%). Также полезны посредники, которые оказывают юридические услуги при проблемах с выплатами, консультируют клиента при ДТП. "Следует понимать, что бесплатных услуг не бывает и они заложены в комиссию таких брокеров, -- говорит Сергей Сафронов, гендиректор СК "Авеста". -- Правовая поддержка может быть конкурентным преимуществом для физлиц, но не для организации, у которой в штате свой юрист".
Посредники против
Значимость посредников все больше возрастает: из-за кризиса ряд страховщиков стал хуже платить.
"Нередко они "сидят" на объемах и не заинтересованы в одиночных клиентах, -- говорит Марат Асланов, генеральный директор "Универсальный страховой брокер". -- Бывает, что деньги от автовладельца к страховщику проходят через четыре-пять посредников". Квалифицированный посредник должен обратить внимание автовладельца на нюансы выплат. "Компании минимизируют расходы, отделы урегулирования убытков переводят в другие города, что отражается на выплатах", -- уверен Александр Тутинас, директор по развитию брокера "Право и страхование".
"Отношения между посредниками и страховщиками начинают напоминать ситуацию начала 1990-х годов.
Татьяна Никитина, замдиректор филиала "Росгосстрах":
~ 200 агентств-посредников работают в Петербурге. На 1 апреля 2010 года местный Страховой надзор зарегистрировал 16 брокеров. Также в Петербурге и области работают около 3 тыс. агентов и 195 страховых компаний.
Какие комиссии в Европе и в России
По данным ОАО "РЕСО-Гарантия", средняя комиссия по каско в Европе -- 8-12%, а по ОСАГО -- 2-3%.
В России комиссионные кардинально отличны: 20-35% по каско. Несмотря на то что законом комиссия по ОСАГО установлена в 10%, реально она достигает 30-40%.
Георгий КАРЧИК
Посредники отбирают клиентов у компаний
СПб. На рынке возникла новая группа игроков -- посредники, реализующие полисы каско и ОСАГО. Хотя посредники слабо организованы, с ними считаются даже крупные страховщики.
28.04.2010
16:45
Деловой партнер, Новосибирск