Медицина под наркозом

Мой коллега вернулся из больницы после хирургической операции. "Ну, как там было?" - "Да веселого мало. Операция не из легких. И кошелек порастрясли - за все приходилось платить. За лекарства, простыни, шприцы... Сосед по палате вынужден был купить на свои деньги даже набор для местного наркоза. А другой - рентгеновскую пленку".

12:00
Трибуна

Бесплатная наша медицина давно стала платной. И это не единственная ее удивительная особенность. Гигантские очереди, равнодушие врачей, ошибки в диагнозах - печальные приметы российского здравоохранения, которое давно и тяжко больно. Более двух третей наших соотечественников, по свидетельству социологов, не удовлетворены качеством медицинского обслуживания. Причина, главным образом, в том, что на медицину у нас расходуется слишком мало денег. Россия занимает лишь 120-е место в мире по показателю отчислений государства на здравоохранение (3,7% ВВП). Развитые страны тратят на здравоохранение вдвое, а то и вчетверо больше.

И вот на минувшей неделе премьер Владимир Путин заявил о грядущей реформе здравоохранения, а день спустя министр Татьяна Голикова это заявление подробно прокомментировала. На медицину наконец нашли немалые деньги. Их даст бизнес, которому отныне придется платить больший налог с фонда оплаты труда. Соответственно страховые взносы в Фонд обязательного медстрахования в 2011 году вырастут с 3,1 до 5,1%, а полученные "излишки" сосредоточат в специальном фонде.

С помощью особого Резервного фонда в рамках ФОМС правительство намерено решить за 2 года многие накопившиеся проблемы. Общий размер фонда составит 460 миллиардов рублей. Из них 300 миллиардов пойдут на приведение сети здравоохранения в порядок (сегодня в российских больницах почти 60% оборудования устарело, треть учреждений в аварийном состоянии), 136 миллиардов - на повышение зарплат медикам, лекарства, питание пациентов, расходные материалы и диагностическое оборудование. Еще 24 миллиарда рублей потратят на современные компьютерные технологии в медицине. Часть средств предназначается неработающим пенсионерам.

Речь, по существу, идет о начале еще одного нацпроекта в здравоохранении. Но отчего же экспертное сообщество восприняло эту весть без ликования? Потому что непонятно, как обещанные деньги станут работать.

К примеру, на что будут израсходованы предназначенные пенсионерам деньги из фонда "Здоровье" - тысяча рублей в год? На дополнительное медицинское страхование? Но самый ходовой полис ДМС в Москве сегодня стоит более 20 тысяч рублей, а подороже и получше - около 30-40 тысяч. Есть опасения, что эта шальная тысяча рублей усилит поборы в медицине, поскольку непонятно, какое лечение пенсионера медики должны проводить бесплатно, а что он должен из этой суммы оплачивать.

Здравоохранение сегодня в тупике, поскольку финансируется по остаточному принципу, а страхование не обеспечивает высокотехнологичную помощь.

Парадокс в том, что при всей бедности нашей медицины в ней сейчас нерационально тратятся даже имеющиеся средства. Например, на Западе средний срок пребывания в больнице - 5-7 дней: человек поступает туда вечером, утром ему делают необходимую операцию, потом он 5-7 дней лежит, если сложная операция, в реанимации, и его переводят в другую больницу. У нас нет разных типов больниц, не развиты стационары дневного пребывания, где пациент в течение дня получает необходимую помощь, а вечером возвращается домой. Мы делаем упор на стационарное лечение, и потому в больницах огромное количество лишних коек.

А главное, у нас нет всеобъемлющей системы медицинских стандартов - как лечить болезнь, как кормить больного, как часто менять постельное белье и т.д., стандартов по всем позициям - не только клиническим, но и финансово-экономическим. Из многих тысяч необходимых стандартов Минздравсоцразвития разработало пока около 500. А новое вино, как известно, в старые мехи не вливают. И потому сдержанная реакция экспертов на старт реформы понятна.

Что бы мы ни взялись реформировать последние 15-20 лет, у нас все почему-то получается по закону Черномырдина -Паркинсона: хотели как лучше - получилось как всегда, а бутерброд всегда падает в грязь той стороной, где масло. Убеждение это врезалось в головы россиян на уровне национальной мифологии. И чтобы реформа, о которой идет речь, не стала лишним тому подтверждением, предназначенные на нее деньги должны попасть в разумную систему, которая эффективно работает и при этом прозрачна. Только в таком случае у нашей больной медицины есть шанс выздороветь.

Илья МЕДОВОЙ

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля