ОСАГО быть

Парламент Киргизии в третьем чтении одобрил законопроект об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Документ направлен на утверждение президенту КР Алмазбеку Атамбаеву.

06:41
Российская газета-неделя Любовь БОРИСЕНКО
Инициатором законопроекта выступило правительство. "Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств упростит процедуру возмещения ущерба пострадавшим и будет способствовать снижению огромных ежегодно повторяющихся потерь от ДТП", - пояснил председатель Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком КР Юруслан Тойчубеков.

 

По его словам, владелец автотранспортного средства должен будет застраховать свою гражданскую ответственность на каждую зарегистрированную на его имя единицу автомототранспорта. Для этого необходимо заплатить соответствующий взнос в страховую компанию, которая в случае дорожно-транспортного происшествия возместит пострадавшей стороне ущерб.

Правительство рассчитывает в первый год применения закона охватить ОСАГО 80 процентов владельцев авто. В среднем ежегодный тариф составит две тысячи сомов. Заниматься сбором взносов будут частные страховые компании.

Между тем принятие депутатами закона озадачило многих водителей. Большинство считают, что парламентарии поторопились принимать документ. По мнению владельцев авто, законодателям вначале надо было озаботиться качеством дорог. Состояние трасс в Киргизии таково, что оно способствует возникновению страховых случаев и доказать свою правоту весьма проблематично.

- Многие автовладельцы понятия не имеют об этом законопроекте, - заявил руководитель автотранспортного предприятия Эльдар Эргешев. - Я читал лишь сообщения в Интернете, и меня поразило, что правительство вместо информации о том, для чего нужно было вводить подобную меру, что это даст гражданам, успело подсчитать, сколько бюджет получит от введения этого закона. Речь идет о двух миллиардах сомов. Такое впечатление, что документ придумали только для того, чтобы выкачивать из водителей деньги. И потом: если уж страховать, то добровольно.

- Нередко ДТП происходит из-за того, что на трассах нет элементарной разметки, - говорит водитель такси Сергей Аксенов. - А можно ли кого-то заподозрить в выезде на встречную полосу, если она даже не обозначена? И это в столице, что уж говорить о региональных дорогах. Пешеходные переходы обозначены только возле школ, да и то не вез-де. Люди переходят дорогу там, где хочется. Пока на дороге не будет элементарной дисциплины, закон этот работать не будет. Кстати, почему страхованием должны заниматься только частные компании? Сколько было случаев, когда они просто собирали деньги и объявляли о банкротстве. И кто будет выплачивать страховку в таком случае?

В Главном управлении дорожно-патрульной службы МВД КР к принятию документа отнеслись положительно, хотя и не исключают, что при исполнении закона определенных шероховатостей не избежать.

- В среднем по республике ежемесячно случается более трех тысяч автоаварий, - рассказал глава ДПС МВД КР Сергей Дьяченко. - В каждом третьем ДТП получают увечья или гибнут люди либо наносится большой материальный ущерб. При разборе причин всегда встает вопрос о возмещении вреда, и, увы, в силу сложившейся практики сегодня это сделать очень тяжело. Виновник ДТП нередко либо безработный или не имеет своего имущества, либо управляет машиной по доверенности. Введение процедуры обязательного страхования - мера своевременная и целесообразная. По этому пути сейчас идут многие развитые страны. Другое дело, что сумму страхования, на наш взгляд, следует устанавливать в зависимости от региона, от количества ДТП, совершенных тем или иным водителем за определенное количество времени. Если за год, например, шофер совершил более десятка аварий и при этом нарушал правила дорожного движения, значит, ему нужно ставить повышенный тариф страховки. Если человек законопослушный, правил не нарушал, то, конечно, сумма страховки должна быть ниже. Эти моменты нужно обязательно учитывать. Дифференцировать ставку следует также и в зависимости от стоимости автомашины. Допустим, "Запорожец" или "Москвич" - одна ставка платежа. Если крутой джип, то, естественно, другая. В целом, я считаю, идея автогражданки нужная, и при правильном ее внедрении она принесет хорошие результаты.

По мнению Дьяченко, многое в случае с ОСАГО будет зависеть от страховых компаний. По данным статистики, сегодня добровольно застрахована только одна треть автотранспорта. Причем, как правило, частными владельцами машин. Юридические лица, напротив, страховать автотранспорт не торопятся. К тому же, по мнению экспертов, слабо подготовлен к введению авто-гражданки и рынок. Кроме принятия закона, необходимо вносить поправки в уже имеющиеся нормативно-правовые акты. Да и доскональное изучение опыта зарубежных стран - той же России, Германии или Казахстана - лишним не будет.

Один из авторов законопроекта, эксперт Олег Мороз утверждает, что прежде чем закон начнет работать, необходимо внести изменения в правила дорожного движения. Следует, в частности, обязать сотрудников ДПС проверять наличие страхового полиса. Кроме того, предполагается ввести так называемые диагностические карты с информацией о техническом состоянии автомобилей. Претерпит корректировки, как ожидается, и Административный кодекс, где будет предусмотрена ответственность за отсутствие страховки. Сумму штрафа предлагают определить в 50 процентов от стоимости полиса.

- Я не один год работал в Дорожно-патрульной службе и знаю, какие разбирательства начинаются между водителями после аварий, - говорит Олег Мороз. - Стороны доходят до суда, чтобы доказать свою правоту. Процессы могут длиться годами. И все это время пострадавшая сторона не может получить средств на ремонт своего автомобиля.

Весьма воодушевленно встретили появление закона страховые компании. По мнению страховщиков, этот нормативно-правовой акт жизненно необходим, поскольку подобные нормы действуют на территории стран, входящих в Евразийский экономический союз, и Киргизия не должна быть исключением.

Комментарий

Асель Джамансариева, президент Киргизской ассоциации страховщиков:

- Принятие закона инициировано Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком Киргизии в рамках интеграции в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Это было одним из условий вступления Киргизии в ЕАЭС, где подобные законы действуют во всех странах- участницах. В дальнейшем нас ждет гармонизация законодательства в целом и признание наших страховых полисов на территории союза.

Как возместят ущерб по страховому случаю? Выплаты по полису будут производиться только на основании заключения Дорожно-патрульной службы. В законе предусмотрены и приоритеты. В первую очередь оплачиваться будет ущерб, нанесенный здоровью, а уже после удовлетворяться материальные претензии. Причем расчеты произведут либо по согласованию сторон, либо по оценке независимых экспертов. 
Хочу отметить, что сам закон заработает не завтра, так что поднимать панику не нужно. Пройдет еще как минимум полгода, поскольку необходимо разработать соответствующие подзаконные акты и, в первую очередь, рассчитать стоимость страховых полисов. Предположительно сумма будет составлять от 50 до 100 долларов в зависимости от объема двигателя машины.

Другой вопрос, готовы ли страховые компании к такому объему работы. Честно скажу, не уверена. Во-первых, у самих граждан еще слаба культура страхования, а, во-вторых, у страховщиков еще плохо развита региональная сеть.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля