«В связи с этим считаю необходимым поощрять водителей, которые не нарушают ПДД в течение года, и освобождать таких водителей от уплаты стоимости предстоящего техосмотра», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
По данным ГИБДД РФ, в России за 2014 год было зафиксировано более 40 млн нарушений на автомобильных дорогах. А с января 2015 года по всей России произошло около 50 тыс. дорожных происшествий — почти 6 тыс. человек погибло, ранено 58 тыс. В Москве за это же время насчитывается около 3 тыс. ДТП — 180 человек погибли.
В тексте пояснительной записки также отмечается, что «сейчас проведение технического осмотра осуществляется только на платной основе. Предельный размер платы за проведение технического осмотра устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)».
Так, по данным, приведенными в пояснительной записке проекта, стоимость проведения техосмотра на территории РФ в среднем составляет 750 рублей за легковой автомобиль, автобус с полной массой до 5 т — 1,3 тыс. рублей, автобус c массой свыше 5 т — 1,6 тыс. рублей, грузовой автомобиль до 3,5 т — 750 рублей, грузовой автомобиль до 12 т — 1,5 тыс. рублей, грузовой автомобиль свыше 12 т — 1,6 тыс. рублей. При этом средняя периодичность проведения технического осмотра — 12 месяцев. По словам Андрея Свинцова, «такая сумма значительна для водителей из российских регионов, тем более в условиях непростой экономической ситуации в стране».
Врач-психиатр Александр Федорович поддерживает законопроект депутата и также считает, что система поощрения будет стимулировать российских водителей исполнять ПДД.
— Когда мы пытаемся вылавливать нарушителей, мы тешим их эго — недобросовестные водители гордятся своими автоошибками. В России привыкли наказывать, устанавливать жесткие рамки — оттуда и злостные нарушители появляются. Вот в Стокгольме, например, есть одна интересная традиция: по выходным девушки в национальных костюмах на переходах центральных улиц города мило улыбаются автовладельцам и просят их приглушить двигатель машины на время остановки на светофоре. Европейцы уверены, что такое доброе отношение заставит водителей добровольно не вредить экологии и не тратить топливо зря. Этот явный пример того, что поощрением можно решить проблемы, — говорит эксперт.
Член комитета ГД по транспорту Олег Нилов, напротив, считает, что законопослушность водителей нельзя покупать.
— Тогда и всем другим добропорядочным гражданам придется раздавать «пряники» в обязательном порядке за хорошее поведение. Соблюдение законов должно быть обязательным и без любых поблажек, — говорит он.
Между тем юрист коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов утверждает, что нарушения водителей по большей степени происходят по неосторожности.
— К нам обращаются разные автовладельцы — у кого-то несколько десятков нарушений в год, у кого-то, может, вообще ни одного, всё индивидуально, — говорит юрист.
Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что необходимо ввести новый коэффициент для добропорядочных водителей — существенно снизить для них стоимость полиса страхования.
— А для постоянных нарушителей цену нужно завысить сразу в несколько раз, — говорит эксперт. — Это учет риска, который создает водитель на дороге. Любое нарушение ПДД увеличивает риск возникновения ДТП.
Отметим, что оформление полиса ОСАГО возможно только при наличии действующей диагностической карты или старого талона техосмотра. При этом срок окончания их действия не влияет на возможность получения страховки. Тем не менее по истечении срока действия карты лучше пройти техосмотр. В случае ДТП без действующей диагностической карты страховая компания может взыскать сумму страховой выплаты по регрессу. Не следует проходить техосмотр только автомобилям категории B, мототранспортным средствам, прицепам и полуприцепам, возраст которых менее 3 лет.
Как писали ранее «Известия», ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) хочет, чтобы автомобилисты в обязательном порядке делали предпродажную подготовку в авторизованных техцентрах. Одновременно ассоциация разрабатывает проект единого электронного каталога, в котором будет содержаться вся история эксплуатации каждого российского автомобиля: каталог позволит отслеживать все перепродажи, техосмотры, ДТП, ремонтные, кредитные и страховые случаи в жизни автомобиля.