Известно, что снижение основных производственных показателей - а в страховании это собранные взносы и количество проданных полисов - приводит к ухудшению финансовых результатов.
Посмотрев отчеты о прибылях и убытках пяти лидеров российского страхования (благо, законодательство обязывает акционерные общества раскрывать свою финансовую информацию), обратил внимание на интересный факт: несмотря на снижение сборов страховых премий, чистая прибыль профессиональных участников рынка увеличилась по сравнению с показателями прошлого года.
На самом деле этот экономический парадокс имеет очень простое объяснение. У страховых сборов есть обратная сторона - выплаты, и от их соотношения во многом зависит прибыль участников рынка. Увеличить стоимость полиса страховщики не могут. По ОСАГО она определена законом, по добровольным видам мешает конкуренция. А вот уменьшить размер выплаты очень просто. Для этого ведущие страховые компании взяли на вооружение до сих пор не потерявшую актуальность мысль товарища Сталина: " важно, как считают" - и решили минимизировать суммы выплат до размеров, необходимых для обеспечения нужного финансового результата.
Согласно закону об ОСАГО, если страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты, страховщик обязан организовать независимую экспертизу, а потерпевший - предоставить поврежденное имущество для ее проведения.
Большинство местных оценщиков, дорожащих своим именем и репутацией, не согласились считать ущерб по предложенным страховщиками правилам.
Вот и пришлось крупным страховым сеньорам создавать себе вассалов-оценщиков, призванных рассчитывать выплаты исходя из потребностей своих сюзеренов. По принципу "два пишем, пять на ум пошло".
Весь расчет профессиональных участников рынка был построен на извечной российской судобоязни. Многим автовладельцам проще было смириться с серьезными материальными потерями (часто размеры страховых возмещений занижались не на какое-то там количество процентов, а в разы), чем начать тяжбу со страховой компанией. Хотя для разрешения подобного спора потерпевшему достаточно было сделать экспертизу у независимого оценщика и обратиться в суд. По статистике Общества по защите прав потребителей в сфере страхования в 99% случаев суды выносили решения в пользу потерпевших.
От деятельности подобных, извините, тандемов страховой индустрии страдают не только автовладельцы, но и омский оценочный бизнес, так как в нашем городе проводят только осмотры поврежденных транспортных средств, а расчет ущерба делается по месту нахождения центральных офисов этих, с позволения сказать, экспертов-техников. В Москве, Екатеринбурге, Иваново.
По данным ГИБДД на территории Омской области за 2009 год произошло более 30 тысяч ДТП с материальным ущербом, а значит, объем рынка оценочных услуг по приблизительным подсчетам составил порядка 50 млн. рублей. Однако большая часть этих денег ушла за пределы региона.
По рассказам некоторых руководителей филиалов страховых компаний, им порой бывает стыдно перед клиентами-омичами за те копеечные суммы, которые им насчитывают придворные оценщики. Но изменить ситуацию они не в силах. Прочная и незыблемая, как лом, модель вертикали власти нашла свое применение и в страховых отношениях. Директора филиалов, в большинстве своем опытные и грамотные страховые менеджеры, лишены права принимать какие-либо значимые управленческие решения без согласования с заседающим в Москве высшим страховым разумом.
Разрешить подобную ситуацию смогут только сами клиенты страховых компаний путем обращений к независимым оценщикам, а потом и в суд по каждому случаю недоплаты страхового возмещения. В этом случае "сладким страховым парочкам" придется подавать на развод.
Игорь ПУШКАРЬ
Парное считание российского страхования
По данным руководителя Федеральной службы страхового надзора Александра Коваля, объем страховых премий, собранных российскими страховщиками в 2009 году, снизился по сравнению с предыдущим годом на 7,5%. Уменьшилось и количество заключенных договоров.
14.04.2010
11:55
Бизнес-курс, Омск