Задачу управления рисками сегодня в России ни бизнес, ни граждане на себя не берут. Это стало очевидно после серии трагических событий. Когда из бюджета пришлось платить колоссальные суммы пострадавшим в авариях и пожарах, чиновники вспомнили, что во всем мире эта задача решается через институты страхования. Так, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС снова всплыл разработанный несколько лет назад проект закона о страховании опасных производственных объектов. После пожара в клубе «Хромая лошадь» МЧС в кратчайшие сроки представило проект закона о противопожарном страховании. После взрыва «Невского Экспресса» Минтранс предложил внести изменения в закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков, уравняв в правах на денежные компенсации пассажиров самолетов, поездов и автобусов.
Введение любого вида обязательного страхования для страхового бизнеса - безусловный плюс. И в начале года, когда появились все эти проекты, страховщики рассчитывали, что получат новый стимул для развития. Однако вскоре выяснилось, что до момента «включения» этого стимула дожить могут не все: группа депутатов Госдумы предложила поправки в закон об организации страхового дела, существенно ужесточающие и без того неслабые требования к уставному капиталу страховых фирм. На фоне провала сбора страховых премий из-за снижения платежеспособности клиентов в 2009 году для многих участников рынка это равнозначно закрытию бизнеса. Какие последствия ждут страховой рынок в результате принятия новаций, за счет чего страховщики намерены развивать бизнес в 2010 году - эти темы мы предложили для обсуждения на круглом столе, организованном журналом «Эксперт-Урал» и аналитическим центром «Эксперт-Урал», руководителям региональных компаний и директорам филиалов страховых фирм, работающих на территории.
Посеяли и вырастили
Как показали результаты рейтинга страховых компаний, составленного аналитическим центром «Эксперт-Урал» по итогам 2009 года, кризис оказал гораздо большее влияние на рынок Урала и Западной Сибири, чем на российский в целом: объем собранных страховых премий в регионе упал на 23% против 8% по стране, уровень выплат составил 64% против 56% общероссийских. Причины две. Во-первых, в годы подъема экономики уральский рынок страхования и развивался быстрее других: в 2008 году объем взносов по России вырос на 14%, а по Уралу - на 24%. Соответственно и падение было глубже. Во-вторых, основная клиентская база страховых компаний промышленной территории представлена корпоративным сегментом, а предприятия в условиях падения выручки бросились сокращать возможные затраты, и страхование попало в число приоритетов оптимизации.
- Сложнее всего пришлось страховщикам, которые обслуживали предприятия крупных холдингов и в больших объемах пользовались административным ресурсом. Более-менее выстояли те, кто работал с малым бизнесом и физическими лицами, - констатирует директор филиала страховой компании «Макс» Евгений Березкин.
Отличается от общероссийской и видовая структура бизнеса. В целом по стране больше всего сжался сегмент страхования жизни (минус 19%), а на рынке Урала и Западной Сибири лидером падения стало страхование имущества (минус 37%). Это связано в основном с сокращением банковского кредитования ипотеки и автопродаж: в этих продуктах страхование имущества обязательно, что долгие годы двигало этот сегмент. Интересна динамика взносов в ОСАГО: по стране они выросли на 7%, а по Уралу и Западной Сибири - на 16%. Правда, как полагает заместитель директора по развитию страховой компании «КОКС Полис» Алексей Телешов, это связано с ростом не количества договоров, а территориальных коэффициентов при расчете тарифов ОСАГО.
Результаты детальной разбивки по видам страхования таковы: почти 52% составляет страхование автотранспорта (ОСАГО и КАСКО), чуть более четверти приходится на страхование в соцпакетах сотрудников промпредприятий (ДМС, страхование от несчастных случаев и болезней), 13% - на страхование имущества юридических лиц и граждан. Лидеры по уровню убыточности распределены следующим образом: 91% - ДМС, 86% - страхование наземного транспорта, 67% - ОСАГО.
Тянут-потянут
Участники рынка сходятся во мнении, что рынок страхования в 2010 году резко сжиматься не будет. «Основные масштабные изменения пришлись на 2009 год. Кризис стал своеобразным цунами: некоторые мелкие и средние компании просто смыло ударной волной; компании, имевшие сильных акционеров, качественное перестрахование, взвешенную андеррайтинговую политику, остались на дне. Вероятно, падение может продолжиться максимум до середины лета 2010 года», - прогнозирует Евгений Березкин.
А вот в оценках драйверов роста единого мнения нет. Евгений Березкин, например, считает, что сегмент и обязательного, и добровольного страхования автомобилей не сдаст позиций:
- Традиционная защита имущества по КАСКО будет весьма востребована в силу жестких требований банков о страховании машин, приобретаемых в кредит.
И для страховых компаний, чья финансовая устойчивость не вызывает никаких сомнений, имеется серьезный шанс увеличить сборы по КАСКО, используя партнерские каналы продаж. По нашему опыту, относящемуся к последнему полугодию-2009, популярны окажутся так называемые «экономные виды КАСКО», защищающие только от угонов, крупных аварий, либо имеющие сезонную направленность.
А вот Алексей Телешов уверен, что сегмент исчерпал потенциал роста и в текущей перспективе следует делать ставку на имущественное страхование. Правда, при этом придется существенно изменить технологии продаж:
- Многие страховые компании имеют большой перечень услуг страхования, но они просто не информируют клиента об этом. Как правило, расчет делается на простые и до недавнего времени работающие технологии продажи полисов ОСАГО: уменьшим тариф - повысим агентское. Все, больше такого не будет. Следует искать другие ниши. Потенциал рынка имущественного страхования огромен, нужно только его грамотно использовать за счет информирования, установления сбалансированных тарифов и уровня выплат.
И наконец, главный драйвер - введение обязательных видов страхования. Точно так же, как ОСАГО дало толчок к зарождению страховой культуры среди физических лиц, обязательства страховать риски при эксплуатации опасных объектов и пожарах должны привить навыки к страхованию в корпоративном секторе.
- Понятно, что любой производитель стремится сократить издержки. И в этом стремлении он может дойти до определенного противоречия с общественным интересом. Поэтому я не вижу иного пути, кроме как законодательно обязать страховаться потенциально опасное предприятие, которое может нанести вред природе, людям», - убежден директор филиала ООО «Росгосстрах» в Свердловской области Вадим Каточиков.
Идеология понятна, проблема, как всегда, в исполнении. Так, в проекте страхования противопожарной ответственности много вопросов вызывает невысокий уровень выплат по ущербу имущества - 500 тыс. рублей на одно лицо, 3 млн рублей на несколько. У бизнеса просто не будет стимула платить такую страховку.
- Все дело в отсутствии у законодателя объективной статистики страховых случаев, на основе которой просчитываются тарифы, - считает директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков. - Если мы ее не предоставим и не убедим законодателей, тарифы будут необоснованные, предприятия не захотят платить, и закон станет профанацией.
Руководитель уральского дивизиона Группы Ренессанс страхование Сергей Логвиненко предлагает коллегам дождаться принятия окончательной редакции законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара и практической реализации этого закона: только опыт нескольких лет покажет эффективность документа, как это было после введения закона об ОСАГО.
Вытянуть не смогут
Участники рынка согласны, что практика решает многое, но опасаются, что кому-то не удастся дожить до лучших времен. Концентрация рынка усилилась: если в 2007 и 2008 годах доля 20 крупнейших страховщиков в совокупном объеме взносов составляла 76%, то по итогам 2009 года она достигла 80%. Разрыв в объеме премий между первой и 50-й компанией увеличился с 55 раз в 2008 году до 74 раз в 2009-м. Если предлагаемые изменения в закон об организации страхового дела будут приняты (а речь идет об установлении минимальной планки уставного капитала в 120 млн рублей), значительная часть региональных игроков может вообще исчезнуть.
Логика законодателя строится на повышении надежности страхового бизнеса. Да бизнес и не против. Только он уже устал доказывать, что простое поднятие планки уставного капитала в страховом деле панацеей не станет. Директор по страхованию СК «Екатеринбург» Денис Ахтариев убежден:
- Увеличение уставного капитала, как правило, не приводит к улучшению качества активов, а следовательно, не обеспечивает гарантию исполнения обязательств. Главное - не объем уставного капитала, а соответствие активов компании принятым обязательствам.
Сообщество недовольно и рядом новых требований к резервам. Последствия их применения обрисовывает Александр Меренков:
- В проекте предлагается формировать резервы в соответствии с нормативами на отчетную дату. Страховщики понимают, что это такое. Например, на отчетную дату выпадает крупный убыток. Мы ставим его в резервы неурегулированных и нарушаем нормативы. Затем идет выплата, после этого возвращаются деньги от перестраховщиков - все это длительный процесс. У надзорного органа в любой момент появляется повод для приостановления деятельности лицензии... Лично у меня возникает ощущение, что здесь работает глобальная идея сосредоточить центры принятия решений по страхованию на уровне Москвы, оставив на уровне регионов исключительно филиальные сети.
Если закон будет принят в таком виде, то, по оценкам участников круглого стола, с рынка могут уйти 300 - 500 компаний из 800. Будет ли такая конфигурация рынка способствовать решению проблемы повышения страховой культуры и формирования в обществе принципа ответст¬венности, большой вопрос.
ГЛАДКОВА Инна, ПЕРЕЧНЕВА Ирина
Графический материал
Рейтинг крупнейших страховых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2009 года
Рейтинг крупнейших страховых компаний в сегменте ОСАГО Урала и Западной Сибири по итогам 2009 года
Бес ответственности
Противоречивая политика государства в отношении страхового бизнеса мешает рынку. Одной рукой чиновники пытаются стимулировать рост страховой культуры, другой - резко уменьшить количественный состав страховщиков. Это не позволит решить системную проблему ответственности.
12.04.2010
10:31
Эксперт-Урал