На один со страховщиком

Борьба за клиентов и доходы в условиях кризиса заставила страховщиков выносить сор из избы. «Ингосстрах» опубликовал список самых злостных компаний-неплательщиков. Те обвинили его в том же. Надзорный орган не вмешивается и не дает своих оценок. Отсутствие объективной картины на рынке уже бьет по страхователям.

16:40
Газета.Ru

В список «Ингосстраха» попали 19 компаний-неплательщиков, которые задолжали ему около 317 млн рублей по итогам 1 квартала 2010 года. Обнародование информации страховщик объясняет тем, что она носит не только частный характер: рост суброгационной задолженности (суброгация – переход права требования компенсации к страховщику потерпевшего после проведения им страховой выплаты) – один из показателей финансовой неустойчивости страховщика.

Действительно, у большинства фигурантов списка «Ингосстраха» проблемы достаточно очевидны.

У двух компаний, входивших в первую сотню, рейтинг был не так давно отозван: у «Первой страховой компании» (в связи с отказом компании от дальнейшей поддержки публичного рейтинга) и «Межотраслевого страхового центра» (в связи с завершением срока действия рейтинга). Еще у одной – СК «Россия» – приостановлен рейтинг А+ в связи с непредставлением компанией актуальной информации о своей деятельности. Кроме того, с сегодняшнего дня из-за жалоб клиентов ФССН запретил «Первой страховой компании» продавать полисы автокаско, на устранение нарушений компании дано 30 дней. Есть здесь и совсем небольшие компании, но с немаленькими задолженностями (3 млн руб), такие как «Боровицкое страховое общество», которое за прошлый год заключило около 5 тысяч договоров, из них 3,6 тысячи по ОСАГО.

Но в список попали и две компании с высоким рейтингом надежности – СК МАКС (A++, исключительно высокий рейтинг надежности от «Эксперт РА» ) и СК «Спасские ворота» с рейтингом А (высокий уровень надежности), коих трудно заподозрить в финансовой несостоятельности. Представители МАКС поспешили заявить, что «сумма задолженностей, озвученная «Ингосстрахом», не выверена и не подтверждается данными ЗАО МАКС, не учитывает лимита выплаты по ОСАГО и размера износа, но при этом включает требования, по которым страховщику не направлялась досудебная претензия».

При этом, добавляют в СК МАКС, их список должников по суброгации также обширен, а совокупная сумма задолженности – более 400 млн рублей, и в этом списке немалую долю составляет задолженность ОСАО «Ингосстрах» перед ЗАО МАКС. В том же ключе высказался и представитель СК «Инногарант», указав, что названные «Ингосстрахом» цифры существенно, в 3–4 раза, завышены.

Надзорный орган в ситуацию не вмешивается. Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) лишь предложила «Ингосстраху» решать с Российским союзом страховщиков внутренний спор по суброгационной задолженности в третейском суде при Всероссийском союзе страховщиков.

«Наличие такого суда свидетельствовало бы о зрелости страхового рынка, но в такой суд никто пока не пошел», – сказал «Газете.Ru» руководитель Росстрахнадзора Александр Коваль.

По его словам, страховой надзор контролирует ситуацию и еженедельно для себя подводит итоги подобных «рейтингов» компаний, но вопрос их публикации пока не решен, он все еще обсуждается.

В этой ситуации страхователям трудно получить объективную информацию о компаниях, которые плохо исполняют свои обязательства.

Лишь однажды Росстрахнадзор рискнул опубликовать список страховщиков ОСАГО, на которые чаще всего жалуются ему страхователи. В этом списке наряду с компаниями, у которых вскоре была отозвана лицензия, оказались и лидеры рынка.

При этом вопрос исполнения страховщиком обязательств, особенно перед страхователями, сегодня, пожалуй, определяющий для многих клиентов. Рейтинг надежности есть далеко не у всех компаний, да и в быстро развивающейся в период кризиса ситуации он может не успевать отражать реальное положение вещей. А первыми признаками неблагополучия компании как раз являются задержки и отказы в выплатах и, как следствие, жалобы недовольных клиентов.

«Просто так компании в списки должников не попадают: это значит, что определенного рода проблемы есть, и в первую очередь об этом должны знать клиенты, – считает Михаил Кухтарь, генеральный директор «Финам-Страхование». – Сейчас возможна такая ситуация: компания, будучи по уши в долгах, может спокойно привлекать клиентов, фактически обрекая их на неполучение выплаты, потому что в скором времени ее лишат лицензии».

Сторонники замалчивания информации замечают, что ее обнародование повредит рынку, утверждает Кухтарь. Но с другой стороны, если в 90% случаев попадание компании в рейтинг неплательщиков влечет лишение ее лицензии, то почему бы людей не предупредить об этом заранее? «Как только начали публиковать подобную информацию – страховщики забеспокоились: становиться должником стало невыгодно, это бьет по реальному рейтингу компании. Такие рейтинги однозначно должны быть, и именно Росстрахнадзор должен их давать, а не сами страховщики или сторонние организации», – говорит генеральный директор «Финам-Страхование».

Ирина ГАХОВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля